Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная зоология» относится к программам естественнонаучной направленности и разработана на основе нормативных документов в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в области образования, локальными актами МАОУ «СОШ №9». Актуальность введения программы «Занимательная зоология». Общеразвивающая программа «Занимательная зоология» позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней. Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения к природе родного края, дает возможность привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что требует применение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым источникам информации по теме исследования, а также использовать различные методы исследования: фенологические наблюдения, прогнозирование и др. Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Объем и срок освоения. Программа курса рассчитана на 1 год обучения 34 часа в год 1 Цель и задачи программы Цель: углубление знаний, совершенствование умений и навыков учащихся в области биологии и экологии животных. Задачи: Образовательные: расширить знания учащихся по основным вопросам биологии и экологии животных сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт научить применять коммуникативные и презентационные навыки способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым организмам совершенствовать навыки коллективной работы воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания развивать умение учащихся оценивать состояние животных продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации способствовать развитию творческих способностей 2 Учебно-тематический план № тем ы Раздел, тема всег о Теори я Практик а Формы аттестации, контроля Введение 1 1 - Мир одноклеточны хживотных. Мир беспозвоночны хживотных. Мир позвоночных животных 1.Холоднокровны еживотные 2.Теплокровные животные 2 1 1 Знакомство с программо й. Проведение инструктажей по ТБ Отчет по лабораторной работе 10 5 5 16 13 3 1 2 3 5 8 4 5 6 Бережное отношение к животным. 4 3 1 Подводим итоги 1 1 - Итого 36 24 12 Содержание программы Тема 1 Введение-1ч Инструктаж по технике безопасности. 3 Итоги викторины «Знаете ли вы пресмыкающиеся? » Подведение итогов игры «Кто лишний?» Проведение Акции «Накорми птиц зимой». Отчет по лабораторной работе Составление кроссворда «Морские млекопитающие». Экскурсия, оформление стенда «Как прекрасен этот мир» КВН «Занимательн аязоология» Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Тема2 Мир одноклеточных животных- 2ч. Теория: Пресноводные простейшие- амѐба, жгутиконосцы, инфузории. Практическая работа №1 «Выращивание культуры инфузории – туфельки». Тема3Мир беспозвоночных животных- 10ч Теория: Кишечнополостные – самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. Черви. Практика: Практическая работа №2Знакомство с многообразием круглых червей», Малощетинковые или Олигохеты. Практическая работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» «Пиявководческие хозяйства». Моллюски. Практическая работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков». Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. Членистоногие. В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак – отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки – морские жѐлуди и морские уточки. Практическая работа №5 «Знакомство с ракообразными». Насекомые. Практическая работа №6 «Изучение представителей отряда насекомых». Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук – олень, щелкуны, божья коровка, жуки – могильщики, жуки – навозники, скарабей. Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница – предсказатель погоды. Бабочки – путешественницы (репейница, совка– гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). Бабочки – вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовѐртки, волнянки). Тема 4 Мир позвоночных животных-18ч. Холоднокровные животные-9ч. Теория: Рыбы. Окунь – брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конѐк. Электрический угорь. Гамбузия – обитатель солѐной и пресной воды. Практика: Викторина « В мире рыб». Теория: Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. Практика: Решение кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова». Теория: Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. По следам ящеров. Практика: Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» Практическая работа №7 «Изучение представителей отряда позвоночных» Теплокровные животные- 9ч. Теория: Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Практика: Загадки о зимующих птицах. Охраняйте птиц. Акция «Накорми птиц Зимой». Практическая работа №7»Изучение внешнего строения птиц» Теория: Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. 4 Куница. Норка. Шиншилла.Хищные звери. Лисица. Соболь. Практика: Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие». Тема 5 Бережное отношение к животным-4ч Теория: Животные красной книги Ленинградской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных). Приюты для животных в Приозерском районе. Одомашнивание животных. Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Практика: Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». Тема 6 Подводим итоги-1ч. КВН Занимательная зоология. Планируемые результаты: В результате прохождения программы у учащихся будут знать биологические и экологические особенности животных наиболее типичных представителей животного мира России, Ленинградской области, Приозерского района приспособленность животных к условиям существования; влияние деятельности человека на животных; значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры); значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране. понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных уметь ориентироваться в понятиях курса различать неживое и живое в природе; различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи; применять в жизни способы сохранения окружающей природы; знать и проводить простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт; оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни. 5 Календарно- тематическое планирование № Тема занятия Дата планируемая Дата фактическа я примечание Сентябрь 1 Введение 2 Мир одноклеточных животных. Пресноводные простейшие : амѐба, жгутиконосцы, инфузории. Практическая работа №1 «Выращивание культуры инфузории – туфельки». Мир беспозвоночных животных. Кишечнополостные – самые «жгучие» из морских животных Практическая работа №2 Знакомство с многообразием круглых червей» 3 4 5 Отчет по лабораторно й работе Октябрь 6 7 Малощетинковые или Олигохеты. Практическая работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» «Пиявководческие хозяйства». Моллюски. Практическая работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков». Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. 6 8 9 Членистоногие. В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак – отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки – морские жѐлуди и морские уточки. Практическая работа №5 «Знакомство с ракообразными». Ноябрь 10 11 12 Насекомые. Практическая работа №6 «Изучение представителей отряданасекомых». Парад армии жуков: жукисветлячки, жужелицы, плавунцы, жук – олень, щелкуны, божья коровка, жуки – могильщики, жуки – навозники, скарабей. Летающие цветы (бабочки).Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница – предсказатель погоды. Бабочки – путешественницы (репейница, совка– гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). Декабрь 13 14 Бабочки – вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовѐртки, волнянки). Мир позвоночных животных Рыбы. Окунь – брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конѐк. Электрический угорь. Гамбузия – обитатель солѐной ипресной воды. 7 15 16 Практика: Викторина « В мире рыб». Земноводные. Лягушки. Жабы.Аксолотли. Январь 17 18 19 Практика: Решение кроссворда «Знаете ли вы земноводных?» Решение ребусов и головоломок «Составьте слова». Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Февраль 20 21 22 Практическая работа №7 «Изучение представителей отряда позвоночных» По следам ящеров. Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?» Март 23 24 25 26 Птицы. Удод. Щурка.Зимородок. Птицы зимой. Перелетныептицы. Практика: Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах. Охраняйте птиц Практическая работа №8 «Изучение внешнего строенияптиц» Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка.Песец. Нутрия. Шиншилла Апрель 27 28 29 Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие». 8 30 Бережное отношение к животным. Животные краснойкниги Свердловской области и меры по их охране. Май 31 Оформление стенда «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных). 32 Приюты для животных в Приозерском районе. Одомашнивание животных. Воздействие человека и его деятельности на животный мир Практика: Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей. Подводим итоги. КВН Занимательная зоология 33 34 Экскурсия, оформление стенда «Как прекрасен этот мир» Промежуточна я аттестация 9 Интернет-ресурсы по курсу «Занимательная зоодогия» 1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых 2. http://www.zooclub.ru/russia/ - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Подборка законов и постановлений о животных. 3. http://www.batt-ist.ru/ - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи. 4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видеоролики, рисунки, и другая познавательная информация. 5. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам. 6. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея. 7. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных. 8. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих. 9. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных. 10. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал. 11. http://livt.net/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия. 12. http://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете. 13. http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов. 14. http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии. Формы аттестации Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся по данной программе: Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закреплениязнаний, умений и навыков по пройденным темам; подготовка рефератов; отчеты по лабораторной работе; защита проектов на учебно-исследовательские конференции; доклады. 1 0 Список литературы. Для учащихся 1. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 2019. 2.Брем А.Э. Жизнь животных в трѐх томах. Терра 2012г. Для преподавателя 1. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005 2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. 3. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. 4. Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 2014. 5. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 6. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001. 7. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г. 8. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 2001 9. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г. 10. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005. 11. Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005 1 1