Воскобойникова Т.И. Формирование основ семейного чтения посредством метода проектов

Формирование основ семейного чтения посредством метода
проектов
Т.И. Воскобойникова
МАОУ «СОШ№9»
Г. Краснотурьинск
В современном мире общество все острее чувствует необходимость защиты и
поддержки детского чтения на государственном уровне. Решается не просто участь
детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. В 2007 году разработана и активно внедряется в жизнь национальная программа поддержки и развития
чтения (сроки её реализации 2007-2020г). « Главная задача заключается в том, чтобы
вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по
разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет[1, с.1]» .
Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей, принадлежит семье.
Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у истоков формирования личности. Остается актуальным вопрос: где найти ту волшебную
палочку, которая запустит механизм популяризации семейного чтения в условиях, когда, по исследованиям социологов, современный родитель на воспитание ребенка в
среднем может потратить 20 минут в день.
Считаю, что роль такой волшебной палочки могут сыграть совместные детскородительские проекты, ориентированные на повышение уровня читательской активности. Приведу примеры лишь некоторых из них.
Семейный литературно-творческий проект «Литературный званый ужин»
Проект долгосрочный. В процессе реализации проекта, семьи- участники на основе творчества любимого писателя готовят для гостей развлечение (викторины, игры,
конкурсы, познавательные минутки, фокусы, инсценировки и т. д.), а так же, еще раз
перечитав любимые произведения, составляют меню. Например, меню вечера, посвященного сказам Бажова, может содержать такие « блюда: полозово подаренье (пшенная
каша), постяпеньки Огневушки (пироги), напиток «Зюзельский»(кисель) [2]». А на вечере в стране Веселии, посвященном творчеству Астрид Линдгрен, Пеппи, нелюбившая
школу, сама берется проводить уроки и дает семьям-участникам задания придумать
смешные ответы на вопросы. Например, чем должен заниматься учитель на перемене
или какие школьные принадлежности должны носить с собой двоечники? Выпускным
экзаменационным заданием после таких уроков может стать кроссворд по творчеству
любимого писателя.
Подготовка таких званых ужинов способствует сплочению семей, приобщению
детей и родителей к совместному чтению, побуждает к общению и активной творческой деятельности. То есть, способствует формированию активного, творческого читателя.
Детско-родительский проект «Любимая книга моих родителей».
Работа над данным проектом в этом году проводилась в рамках Всемирного дня
чтения. Проект краткосрочный. Этапы работы над проектом:
1этап. Погружение в проект: классный час «Чудо, имя которому книга», постановка
цели и задач.

2 этап. Организация деятельности: интервью с родителями, совместное
бимой детской книги родителей.

чтение лю-

3 этап. Обработка и оформление результатов проекта: составление отзыва о книге или
рекламы книги (по выбору), изготовление обложки.
4 этап. Презентация: реклама книги, оформление выставки рисунков, выставки книг
«Любимая книга моих родителей».
5 этап. Рефлексия: создание сборника «Любимые книги наших родителей»
Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье. Мир печатных книг
не умер под воздействием цифровых носителей. Два этих мира существуют параллельно в жизни школьника, не отменяя и не подменяя друг друга. Использование метода
проектов дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных , психолого-педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка;
способствует росту читательской и культурной компетентности, развитию читательских интересов. «Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном – благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и родительского авторитета[3]» .

Литература.
1.

2.

3.

Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный ресурс] –
URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (дата обращения
1.04.2018)
Работа с семьей и продвижение семейного чтения. Сборник лучших работ пятого
всероссийского конкурса для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей» - [Электронный ресурс] – URL:
http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik15-2.htm (дата обращения
25.03.2018)
Роль семьи в организации семейного чтения. Социальная сеть работников образования - [Электронный ресурс] – URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/24/rol-semi-v-organizatsii-semeynogochteniya (дата обращения 25.03.2018)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».