Формирование основ семейного чтения посредством метода проектов Т.И. Воскобойникова МАОУ «СОШ№9» Г. Краснотурьинск В современном мире общество все острее чувствует необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. Решается не просто участь детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. В 2007 году разработана и активно внедряется в жизнь национальная программа поддержки и развития чтения (сроки её реализации 2007-2020г). « Главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет[1, с.1]» . Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей, принадлежит семье. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у истоков формирования личности. Остается актуальным вопрос: где найти ту волшебную палочку, которая запустит механизм популяризации семейного чтения в условиях, когда, по исследованиям социологов, современный родитель на воспитание ребенка в среднем может потратить 20 минут в день. Считаю, что роль такой волшебной палочки могут сыграть совместные детскородительские проекты, ориентированные на повышение уровня читательской активности. Приведу примеры лишь некоторых из них. Семейный литературно-творческий проект «Литературный званый ужин» Проект долгосрочный. В процессе реализации проекта, семьи- участники на основе творчества любимого писателя готовят для гостей развлечение (викторины, игры, конкурсы, познавательные минутки, фокусы, инсценировки и т. д.), а так же, еще раз перечитав любимые произведения, составляют меню. Например, меню вечера, посвященного сказам Бажова, может содержать такие « блюда: полозово подаренье (пшенная каша), постяпеньки Огневушки (пироги), напиток «Зюзельский»(кисель) [2]». А на вечере в стране Веселии, посвященном творчеству Астрид Линдгрен, Пеппи, нелюбившая школу, сама берется проводить уроки и дает семьям-участникам задания придумать смешные ответы на вопросы. Например, чем должен заниматься учитель на перемене или какие школьные принадлежности должны носить с собой двоечники? Выпускным экзаменационным заданием после таких уроков может стать кроссворд по творчеству любимого писателя. Подготовка таких званых ужинов способствует сплочению семей, приобщению детей и родителей к совместному чтению, побуждает к общению и активной творческой деятельности. То есть, способствует формированию активного, творческого читателя. Детско-родительский проект «Любимая книга моих родителей». Работа над данным проектом в этом году проводилась в рамках Всемирного дня чтения. Проект краткосрочный. Этапы работы над проектом: 1этап. Погружение в проект: классный час «Чудо, имя которому книга», постановка цели и задач. 2 этап. Организация деятельности: интервью с родителями, совместное бимой детской книги родителей. чтение лю- 3 этап. Обработка и оформление результатов проекта: составление отзыва о книге или рекламы книги (по выбору), изготовление обложки. 4 этап. Презентация: реклама книги, оформление выставки рисунков, выставки книг «Любимая книга моих родителей». 5 этап. Рефлексия: создание сборника «Любимые книги наших родителей» Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье. Мир печатных книг не умер под воздействием цифровых носителей. Два этих мира существуют параллельно в жизни школьника, не отменяя и не подменяя друг друга. Использование метода проектов дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных , психолого-педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка; способствует росту читательской и культурной компетентности, развитию читательских интересов. «Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном – благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и родительского авторитета[3]» . Литература. 1. 2. 3. Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный ресурс] – URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (дата обращения 1.04.2018) Работа с семьей и продвижение семейного чтения. Сборник лучших работ пятого всероссийского конкурса для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей» - [Электронный ресурс] – URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik15-2.htm (дата обращения 25.03.2018) Роль семьи в организации семейного чтения. Социальная сеть работников образования - [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/24/rol-semi-v-organizatsii-semeynogochteniya (дата обращения 25.03.2018)