Зобернюс О.П. К проблеме преемственности подготовки к сочинениям ОГЭ и ЕГЭ

К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЯМ ОГЭ И
ЕГЭ
Зобернюс Ольга Павловна
olgasober@rambler.ru
Описываются задания, которые можно использовать при подготовке к написанию
сочинения ЕГЭ, прослеживаются преемственные связи между видами работы к
подготовке ОГЭ и ЕГЭ.
Ключевые слова: итоговая аттестация, сочинение, речевые умения и навыки.
TO THE PROBLEM OF CONTINUITY OF PREPARATION FOR COMPOSITIONS OF THE OGE
AND EXAM
Zobernyus Olga Pavlovna
olgasober@rambler.ru
The tasks that can be used in preparation for writing the exam paper are described, the successive links
between the types of work for preparing the exam and the exam are traced.
Key words: final certification, essay, speech skills.

Одна из целей изучения русского языка - овладение русским языком как
средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании. Степень реализации этой цели
проверяет государственная итоговая аттестация. «Часть 2 экзаменационной
работы направлена на создание сочинения-рассуждения, которое позволяет
проверить уровень сформированности разнообразных речевых умений и навыков,
составляющих основу коммуникативной компетенции экзаменуемых. Это задание
(27) открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение
создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста»[3,2] . Цель
итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах общая: направлена на
создание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить уровень
сформированности разнообразных речевых умений и навыков, составляющих
основу коммуникативной компетенции экзаменуемых. Поэтому необходима
системная работа над написанием сочинения как в 9, так и в 11 классах. Очень
важно вести эту подготовку в общей логике результата: написание сочинения по
предложенному тексту с элементами его анализа и (или) рефлексии к
прочитанному. Вот почему работа над сочинениями ОГЭ
не должна
заканчиваться в 9 классе и начинаться заново в 10 классе, а должна вестись в
системе и в общих подходах. Так, определение проблемы текста начинается,
конечно же, не в 10-11 классе, а задолго до этого: на уроках литературы при
работе над рассказами, повестями мы проверяем общее понимание текста с
помощью вопросов: какова тема этого рассказа? Какова его основная мысль? Что
отражает заголовок: тему или основную мысль? Таким образом, учимся

формулировать проблему текста, понимать, что тема – понятие более широкое, а
основная мысль (проблема) более конкретное.
Далее идут вопросы по выявлению информации: Какое событие лежит в
основе повествования? Что заставило героя так поступить? Эти вопросы уже
готовят обучающихся к комментарию (нахождению примера и пояснения к нему).
И конечно же, на этапе рефлексии такие вопросы, как Разделяешь ли ты мнение
автора? Согласен ли ты с ним? Аргументируй свой ответ? это прямой отсыл к
критерию 3 сочинения ЕГЭ.
Речевые умения, сформированные при обучении написания сочинения 9.2
оказываются востребованными при написании сочинения на ЕГЭ, а подготовка к
сочинению 9.3 позволяет научиться выразить свое отношение к позиции автора и
аргументировать его.
При написании сочинений по литературе в 6-8 классах стараюсь предлагать
сочинения – рассуждения, в которых обучающиеся должны аргументировать свое
мнение примерами из текста. Например, Как природа помогает человеку? (по
сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»), В каких ситуациях Гринев
проявляет себя как человек чести?, Кто из героев рассказа готов на
самопожертвование? (по рассказу Куприна «Куст сирени») и др. Такие сочинения
максимально приближены к тексту, заставляют учеников искать аргументы,
отбирать подходящие события, оценивать поступки героев.
Подготовку к написанию сочинения ЕГЭ начинаем уже с 10 класса.
Правильно сформулировать проблему текста вначале помогают небольшие тексты
или афоризмы, в них в одном-двух предложениях сформулирована и проблема и
авторская позиция. Нужно только найти их в метафорическом оформлении цитаты
и четко сформулировать. Например, для работы предлагаю такие тексты:
«Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делают ее таковою не
золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость»
(Плутарх), «Работа — это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед
можно найти одно избавление — в работе». (Хемингуэй Э.), «Храбр человек,
укрощающий тигров, храбр человек, покоряющий страны, но усмиряющий себя
самого храбрее и того и другого» (Индийское изречение). Даже такие, на первый
взгляд, несложные задания не так легко выполняются обучающимися. Трудность –
в четкости формулировок, в зеркальном отражении вопроса (проблемы) и ответа
на данный вопрос (авторской позиции). Интересныы для определения проблемы
изречения Омара Хайяма, так как в них все необнозначн и можно найти несколько
проблем. Например, задаемся вопросом какие проблемы подняты авторм в данном
изречении: «Имей друзей поменьше, не расширяй их круг.//И помни: лучше
близкий, вдали живущий друг.//Окинь спокойным взором всех, кто сидит
вокруг.//В ком видел ты опору, врага увидишь вдруг». Далее даются тексты
большего объема, в которых учимся формулировать проблему и авторскую
позицию. Затем переходим к формулированию проблемы и авторской позиции на
примеры публицистических, а затем и художественных текстов. Тексты подбираю

из банка заданий ОГЭ. Во-первых, они знакомы десятиклассникам. Во-вторых, нет
возможности списать из интернета, так как тексты ЕГЭ разобраны уже вдоль и
поперек. Если возникают трудности, то подвожу к проблеме через формулировку
задания 9.3. (Если бы к данному тексту предложили написать сочинение 9.3, то на
какое нравственное понятие мы его бы писали?). Не секрет, что в художественном
тексте определить проблему обучающимся всегда трудно. Поэтому на начальном
этапе анализируем художественный текст: героев, их поступки, ключевые события
и т.д.Можно «подобраться» к проблеме через ключевые слова текста.
Подготовка к сочинению 9.2 ОГЭ помогает написать в дальнейшем
комментарий к сочинению ЕГЭ. Кроме двух примеров-аргументов необходимы
еще пояснения к каждому примеру и логическая связь между примерами.
Написанию комментария хорошо помогает построения логографа, логической
схемы текста, которая помогает выстроить структуру текста и понять его
логические связи (пояснение, сравнение сопоставление, противопоставление,
причинно-следственные связи, частное-общее). Пояснение к примерам в
художественном тексте – это ответы на вопросы: зачем автор об этом пишет?
Почему через такие художественные детали изображает героя? Что хочет этим
сказать?, в публицистическом тексте – почему такие примеры выбраны? Какое
впечатление они производят на читателя?
На начальном этапе, чтобы не потеряться в структуре сочинения, рисуем
лакуны (пустые квадраты), которые надо заполнить. Это своеобразный скелет
сочинения или его логическая схема. Это очень важный этап работы над
сочинением. Во-первых, не потеряются все составные элементы данной работы,
во-вторых, видны логические связи создаваемого учеником текста.
Подготовка к сочинению 9.3 помогает в написании аргументации
сочинения (критерий К 4). Уже в 9 классе начинаем составлять банк аргументов
(литературных, публицистических, из жизни и т.д.). Работа продолжается и в 10, и
в 11 классе. Хорошо работают интегрированные примеры из области музыки,
искусства, истории, краеведения, биографии ученых, политиков, полководцев и
т.д.
Очень полезной считаю работу создание по одному тексту нескольких
вариантов сочинений по разным (например, по двум) проблемам. Вначале
необходим доскональный анализ текста, определения круга проблем, составление
обобщающей таблицы, в которой отражались бы 2 проблемы, ну и соответственно
2 позиции автора, примеры, подходящие к каждой их проблем, собственная
аргументация. Это поможет обучающимся выстроить правильные логические
связи текста, научиться «набирать» материал для каждой проблемы, не «уходить»
в сторону.
Таким образом, если организовать работу над написанием сочинения в
системе, то у обучающихся не будет трудностей в выполнении такого непростого
задания, как написание сочинения на государственной итоговой аттестации.

Литература
1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов
Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. Русский язык. Авторы: Цыбулько И.П.,
Алкексадров В.Н., Арутюнова Е.В. и др.- Москва: 2020.- 100с.- URL:http://fipi.ru/ege-igve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (дата обращения 20.12.2019)
2. Хайям О. Изречения.- URL:http https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/20-izrechenijomara-hajyama-v-kotoryh-pojmana-vsya-sut-zhizni-1230410/ (дата обращения 30.01.2020).
3. Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе
анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по русскому языку: Москва, 2019.URL:http://http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566978418/russkiy_yazyk_2019.pdf
(дата обращения 05.04.2020).

Сведения об авторе: Зобернюс Ольга Павловна, учитель русского языка и
литературы, МАОУ «СОШ № 9», ГО Краснотурьинск, Россия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».