Черепанова О.Э. Духовно-нравственные ориентирыв преподавании предметов обществоведческого цикла

Духовно- нравственные ориентиры в преподавании предметов
обществоведческого цикла
Черепанова Ольга Эдуардовна
учитель истории, обществознания
МАОУ «СОШ № 9»

Современный период в российской истории и образовании – время
смены нравственных ориентиров. 90-е годы прошлого века оказали
отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское
самосознание, на отношение людей к государству, закону, к обществу, к
семье, к человеку. Указанный период был обусловлен быстрым демонтажом
советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни и
отсутствием ясно выраженной системы ценностных ориентиров,
объединяющих россиян в единую историко - культурную и социальную
общность. Формулирование национальной идеи, которая могла бы сплотить
многонациональный российский народ до сих пор продолжается.
Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
является
ключевой
задачей
современной
государственной политики РФ. Образованию и в частности предметам
обществоведческого цикла истории и обществознанию отводится ведущая
роль.
Начиная изучать с 6 класса историю России, историю своей родной
земли, учащиеся приобщаются к тому наследию, которое нам оставили наши
предки. Наследие – это накопленные поколениями знания и опыт, традиции и
обычаи, сохранившиеся храмы, крепости, дворцы. Это произведения
искусства, былины, сказы, песни и многие другие ценности. Учащиеся
приобщаются к памятникам древнерусской культуры - летописям и житиям
святых, текстам «Поучения Владимира Мономаха» и «Домострою». Со
страниц древних текстов к ребятам обращаются князья Ярослав Мудрый,
Владимир Мономах, Александр Невский, священник Сильвестр, монах
Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый, другие авторы. Они как будто
писали эти обращения через сотни лет к нам потомкам. В ходе обсуждения
мы находим ответы на актуальные вопросы сегодняшнего времени:
отношения
родителей
и
детей;
что
такое
человеколюбие,
самопожертвование, бескорыстие, любовь, где источник силы человека, в
чем смысл жизни? Древнерусская литература обретает в наши дни новую
жизнь, ибо она становится могучим средством возрождения чувства
национальной гордости, веры в неистребимость созидательной жизненной
силы, энергии, нравственной красоты. Исторически неграмотный человек
обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания её
великого, трагического и прекрасного прошлого

Содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности
является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни
человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества,
культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурноисторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные
социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы,
составляющие многонациональный народ РФ. На уроках обществознания у
обучающихся происходит осознанное восприятие и принятие ценностей
семейной жизни, культурно- регионального сообщества, культуры своего
народа, российской гражданской нации и мирового сообщества.
Воспитание и развитие гражданина России – это осознанное принятие
личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической,
социальной и духовной жизни твоего родного края. Не может считаться
полноценным человеком тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого
своего народа, кто лишен исторической памяти.
Внеклассная работа по формированию духовно- нравственных
ориентиров в нашей школе начинается с 1-4 класс работой по программе
Краснотурьинского Краеведческого музея «Мой отчий край неповторим»
Учащиеся посещают занятия в музее один раз в месяц, знакомятся с
традициями, праздниками наших предков. Например «Как уральцы в старину
лечились?», «Тайны старого горшка», «Раз стежок, два стежок», «История,
рассказанная люлькой», «Секреты расписных полотенец»
Преемственность по программе продолжается в 5-7 классах в рамках
факультативного курса «Мы- Славяне». В основе лежит программа духовнонравственного воспитания. Он предназначен для юных любителей истории, а
также для всех, кто не ленив и любопытен. В ходе теоретических и
практических занятий учащиеся познакомятся с традициями древних славян:
происхождение обычая, выражения, термина или материального предмета,
сумеют проследить, какое развитие он получил в дальнейшем. В дальнейшем
на занятиях мы знакомимся с культурой коренных народов Урала (манси) и
народов, населяющих наш многонациональный регион: татары, немцы, коми
– пермяки. Цель курса: формирование нравственных ценностей, воспитание
качеств, направленных на толерантное отношение к людям, чувства
ответственности за их настоящее и будущее, изучение и сохранение
национальных традиций, изучение культур разных народов.
Особенностью курса является развитие духовной нравственности
воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и
внешнего социума, включение детей в специально создаваемые ситуации
нравственного выбора, воспитание школьников в традициях родного народа.
Большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему
поколению. Большой материал изучается на местном уральском материале.

Практические занятия проходят в Краснотурьинском Краеведческом музее в
виде занятий, игр, праздников. Для реализации программы были выбраны
следующие формы деятельности: экскурсии, практические занятия,
изготовление поделок и народных игрушек, разучивание народных игр и
песен к праздникам, мастер - классы, театральные постановки, конкурсы,
посиделки, экскурс в зодчество, теоретические занятия, кроссворды, ребусы,
рисунки.
Думаю, что школа, это тот социальный институт нашего общества, где не
только не потеряны духовно- нравственные ценности, а бережно передаются
нашим детям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».