Духовно- нравственные ориентиры в преподавании предметов обществоведческого цикла Черепанова Ольга Эдуардовна учитель истории, обществознания МАОУ «СОШ № 9» Современный период в российской истории и образовании – время смены нравственных ориентиров. 90-е годы прошлого века оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к государству, закону, к обществу, к семье, к человеку. Указанный период был обусловлен быстрым демонтажом советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни и отсутствием ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко - культурную и социальную общность. Формулирование национальной идеи, которая могла бы сплотить многонациональный российский народ до сих пор продолжается. Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Образованию и в частности предметам обществоведческого цикла истории и обществознанию отводится ведущая роль. Начиная изучать с 6 класса историю России, историю своей родной земли, учащиеся приобщаются к тому наследию, которое нам оставили наши предки. Наследие – это накопленные поколениями знания и опыт, традиции и обычаи, сохранившиеся храмы, крепости, дворцы. Это произведения искусства, былины, сказы, песни и многие другие ценности. Учащиеся приобщаются к памятникам древнерусской культуры - летописям и житиям святых, текстам «Поучения Владимира Мономаха» и «Домострою». Со страниц древних текстов к ребятам обращаются князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, священник Сильвестр, монах Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый, другие авторы. Они как будто писали эти обращения через сотни лет к нам потомкам. В ходе обсуждения мы находим ответы на актуальные вопросы сегодняшнего времени: отношения родителей и детей; что такое человеколюбие, самопожертвование, бескорыстие, любовь, где источник силы человека, в чем смысл жизни? Древнерусская литература обретает в наши дни новую жизнь, ибо она становится могучим средством возрождения чувства национальной гордости, веры в неистребимость созидательной жизненной силы, энергии, нравственной красоты. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания её великого, трагического и прекрасного прошлого Содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурноисторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ РФ. На уроках обществознания у обучающихся происходит осознанное восприятие и принятие ценностей семейной жизни, культурно- регионального сообщества, культуры своего народа, российской гражданской нации и мирового сообщества. Воспитание и развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни твоего родного края. Не может считаться полноценным человеком тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Внеклассная работа по формированию духовно- нравственных ориентиров в нашей школе начинается с 1-4 класс работой по программе Краснотурьинского Краеведческого музея «Мой отчий край неповторим» Учащиеся посещают занятия в музее один раз в месяц, знакомятся с традициями, праздниками наших предков. Например «Как уральцы в старину лечились?», «Тайны старого горшка», «Раз стежок, два стежок», «История, рассказанная люлькой», «Секреты расписных полотенец» Преемственность по программе продолжается в 5-7 классах в рамках факультативного курса «Мы- Славяне». В основе лежит программа духовнонравственного воспитания. Он предназначен для юных любителей истории, а также для всех, кто не ленив и любопытен. В ходе теоретических и практических занятий учащиеся познакомятся с традициями древних славян: происхождение обычая, выражения, термина или материального предмета, сумеют проследить, какое развитие он получил в дальнейшем. В дальнейшем на занятиях мы знакомимся с культурой коренных народов Урала (манси) и народов, населяющих наш многонациональный регион: татары, немцы, коми – пермяки. Цель курса: формирование нравственных ценностей, воспитание качеств, направленных на толерантное отношение к людям, чувства ответственности за их настоящее и будущее, изучение и сохранение национальных традиций, изучение культур разных народов. Особенностью курса является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума, включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, воспитание школьников в традициях родного народа. Большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению. Большой материал изучается на местном уральском материале. Практические занятия проходят в Краснотурьинском Краеведческом музее в виде занятий, игр, праздников. Для реализации программы были выбраны следующие формы деятельности: экскурсии, практические занятия, изготовление поделок и народных игрушек, разучивание народных игр и песен к праздникам, мастер - классы, театральные постановки, конкурсы, посиделки, экскурс в зодчество, теоретические занятия, кроссворды, ребусы, рисунки. Думаю, что школа, это тот социальный институт нашего общества, где не только не потеряны духовно- нравственные ценности, а бережно передаются нашим детям.