биология 10-11 класс аннотация

Аннотация к рабочей программе
по биологии ДЛЯ 10 - 11 КЛАССА (ФГОС СОО)
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования.
У ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Биология 10 класс. Базовый уровень. Издательство: «Просвещение».
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Биология 11 класс. Базовый уровень. Издательство: «Просвещение».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ):
10 класс – 1 час в неделю, 34 в год.
11 класс – 1 час в неделю, 34 в год.
Цели изучения биологии в средней школе следующие:


социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы.



приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей,

накопленных обществом в сфере биологической науки)


ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и
достижений современной биологической науки



развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к
изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания



овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для
формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а
также методологией биологического эксперимента и элементарными методами
биологических

исследований


формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и
человеку.

Задачи изучения биологии в средней школе следующие:


освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся
составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о
строении, многообразии и

особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;


овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества;



самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической
терминологией и символикой;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;



воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;



использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании
(для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую
терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
– Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах
являются следующие:
– – осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
– жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
– – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать
противоречивость и незавершѐнность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере
расширения своего жизненного опыта;
– – использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной
траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублѐнного
(профильного) образования;
– – приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
– – учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью;
– – учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования;
– – использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.
– Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение
оценивать:
– – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные
исследовательские задачи и задания в конце глав.
– Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах
является формирование универсальных учебных действий (УУД).

– Регулятивные УУД:
– – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
– – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернете);
– – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
– Средством формирования регулятивных УУД служат технология
– проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
– Познавательные УУД:
– – самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и
определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
– – самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для
успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– – сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных
источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной
образовательной траектории;
– – преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации;
– – представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– – понимать систему взглядов и интересов человека;
– – владеть приѐмами гибкого чтения и рационального слушания как средством
самообразования.
– Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:
– – осознание роли жизни (1-я линия развития);
– – рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– – использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– – объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
– Также важную роль в овладении приѐмами чтения играет использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
– Коммуникативные УУД:
– – при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки
зрения);
– – понимать систему взглядов и интересов человека;
– – толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить
компромиссы.
– Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются
следующие умения:
– 1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и
значении биологии в жизни человека и общества.
– – характеризовать биосферу, еѐ основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять
цепи питания в экосистемах;
– – объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– 2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся
системе.
– – объяснять эволюцию органического мира и еѐ закономерности (следствия
эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина,

синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н.
Северцова);
– – приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их
биологический смысл;
– – характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– – объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки
происхождения человека;
– – характеризовать основные этапы происхождения человека.
– 3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины,
сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
– – пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
– – использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– – характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– – использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для
организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды
обитания человечества.
– 4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами
курса биологии и их использованием в практической жизни.
– – объяснять специфику биологии как науки;
– – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
– – характеризовать основные уровни организации живого;
– – объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
– – характеризовать основные положения клеточной теории;
– – перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств
живых организмов;
– – характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза,
энергетического обмена и биосинтеза белка;
– – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– – уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
– – объяснять биологический смысл координации частей организма, их
приспособительное значение;
– – объяснять причины многообразия живых организмов;
– – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– 5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений
– человека и природы.
– – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать
способы устранения этих противоречий;
– – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
– 6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа
жизни.
– – применять биологические знания для организации и планирования собственного
здорового образа жизни и деятельности;
– – применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности
(профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений
окружающей среды).
СОДЕРЖАНИЕ:
10 класс:
Тема 1. Биология как комплекс наук о живой природе (3 ч.)
Тема 2. Структурные и функциональные основы жизни. Основы цитологии.

(15 ч).

Тема 3. ОРГАНИЗМ. Размножение и индивидуальное развитие организма ( 4 ч.)
Тема 4. . ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. Закономерности наследственности и изменчивости (8ч.)
Тема 5. Генетика человека. (2 ч.)
Тема 6. Основы селекции. Биотехнология. (2 ч)
11 класс:
Тема 1. Основы учения об эволюции. (12ч)
Тема 2. Развитие жизни на Земле (3ч)
Тема 3. АНТРОПОГЕНЕЗ. Происхождение человека (5 ч).
Тема 4. Организмы и окружающая среда. ( 9 ч)
Тема 5. Эволюция биосферы и человека (5ч)
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ:
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания,
самостоятельная работа с научным текстом, проверочная работа, тестовая работа.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных
работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных работ,
рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 10 – 20 минут с
дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности
изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Внешняя экспертиза уровня обученности учеников проводилась в виде ДРК, ВПР и ЕГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».