Аннотация к рабочей программе по биологии ДЛЯ 10 - 11 КЛАССА (ФГОС СОО) Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. У ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Биология 10 класс. Базовый уровень. Издательство: «Просвещение». Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Биология 11 класс. Базовый уровень. Издательство: «Просвещение». УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ): 10 класс – 1 час в неделю, 34 в год. 11 класс – 1 час в неделю, 34 в год. Цели изучения биологии в средней школе следующие: социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы. приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки) ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку. Задачи изучения биологии в средней школе следующие: освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; – понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; – использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; – формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; – сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; – обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; – приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); – распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; – описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; – объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; – классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); – объяснять причины наследственных заболеваний; – выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); – приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; – оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; – оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять последствия влияния мутагенов; – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; – характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; – сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); – решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; – устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; – оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета – Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются следующие: – – осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора – жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.); – – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершѐнность своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта; – – использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублѐнного (профильного) образования; – – приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; – – учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; – – учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования; – – использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. – Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать: – – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития); – – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав. – Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД). – Регулятивные УУД: – – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; – – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; – – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете); – – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. – Средством формирования регулятивных УУД служат технология – проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). – Познавательные УУД: – – самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения; – – самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; – – сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; – – преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; – – представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; – – понимать систему взглядов и интересов человека; – – владеть приѐмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. – Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития: – – осознание роли жизни (1-я линия развития); – – рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития); – – использование биологических знаний в быту (3-я линия развития); – – объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития). – Также важную роль в овладении приѐмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. – Коммуникативные УУД: – – при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения); – – понимать систему взглядов и интересов человека; – – толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы. – Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения: – 1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. – – характеризовать биосферу, еѐ основные функции и роль жизни в их осуществлении; – – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; – – объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ. – 2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе. – – объяснять эволюцию органического мира и еѐ закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова); – – приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл; – – характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни; – – объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека; – – характеризовать основные этапы происхождения человека. – 3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. – – пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.); – – использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; – – характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем; – – использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества. – 4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. – – объяснять специфику биологии как науки; – – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; – – характеризовать основные уровни организации живого; – – объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы; – – характеризовать основные положения клеточной теории; – – перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов; – – характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка; – – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; – – уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты; – – объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение; – – объяснять причины многообразия живых организмов; – – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; – 5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений – человека и природы. – – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; – – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; – – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. – 6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. – – применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности; – – применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды). СОДЕРЖАНИЕ: 10 класс: Тема 1. Биология как комплекс наук о живой природе (3 ч.) Тема 2. Структурные и функциональные основы жизни. Основы цитологии. (15 ч). Тема 3. ОРГАНИЗМ. Размножение и индивидуальное развитие организма ( 4 ч.) Тема 4. . ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. Закономерности наследственности и изменчивости (8ч.) Тема 5. Генетика человека. (2 ч.) Тема 6. Основы селекции. Биотехнология. (2 ч) 11 класс: Тема 1. Основы учения об эволюции. (12ч) Тема 2. Развитие жизни на Земле (3ч) Тема 3. АНТРОПОГЕНЕЗ. Происхождение человека (5 ч). Тема 4. Организмы и окружающая среда. ( 9 ч) Тема 5. Эволюция биосферы и человека (5ч) ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа с научным текстом, проверочная работа, тестовая работа. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы. Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 10 – 20 минут с дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Внешняя экспертиза уровня обученности учеников проводилась в виде ДРК, ВПР и ЕГЭ.