Аннотация к рабочей программе по географии 10-11 класс Рабочая программа по предмету «География» для 10,11 классов составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартамисреднего общего образования ФГОС СОО. Программа является приложением К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ФГОС ООО и ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ФГОС СОО СОШ № 9 г.Краснотурьинска. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК) В.П.Максаковский. География 10-11 класс. Москва, «Просвещение». УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ) 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год Цель географии в системе общего среднего образования (10-11 класс) - обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе формирование целостного восприятия мира. Задачами изучения географии в средней школе являются: 1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; 2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; 3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; 4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; Планируемые результаты освоения учебного предмета для 10-11 класса: Предметные: Выпускник на базовом уровне научится: – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. - характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; - переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; - переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения - географических карт, работы с графиками и диаграммами; - составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; - делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; - выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; - давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; - понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; - раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; - прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; - оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; - оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; - оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; - анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; - анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; - выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положенияРоссии, ее роль в международном географическом разделении труда; - понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственнойтерриторией и исключительной экономической зоной России; - давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Метапредметные результаты для 10-11 класса: 1. Регулятивные УУД: Обучающийся сможет: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можноопределить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся сможет: •подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; •выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; •выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; •объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; •выделять явление из общего ряда других явлений; •определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; •строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; •строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; •излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; •самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; •вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; •объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; •выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; •делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: •обозначать символом и знаком предмет и/или явление; •определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; •создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; •строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; •создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; •преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; •переводить сложную по составу информацию из графического представления в текстовое, и наоборот; •строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; •строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; •анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки результата. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: •находить в тексте требуемую информацию ; •ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; •устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; •резюмировать главную идею текста; •преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст ; •критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: •определять свое отношение к природной среде; •анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; •проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; •прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; •распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; •выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: •определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; •осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; •формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; •соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределятьроли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: •определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; •отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); •представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; •соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; •высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; •принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; •создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; •использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; •использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; •делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий . Обучающийся сможет: •целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; •выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; •выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; •использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; •использовать информацию с учетом этических и правовых норм; •создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. СОДЕРЖАНИЕ: 10 класс: Введение 1 час Раздел 1. Общий обзор современного мира (33 ч)Тема: «Политическое устройство мира» (3 ч) Тема: «Природа и человек в современном мире» (7 ч)Тема: Население мира (6 часов) Тема: «Мировое хозяйство и география основных отраслей» (15 ч) Тема: Россия в современном мире (2ч) 11 класс: Раздел 1. Региональная характеристика мира (34ч.)Тема: Регионы и страны мира (2ч.) Тема: Европа (5ч.) Тема: Азия (6ч.) Тема: Северная Америка (4ч.) Тема: Южная Америка (5ч.) Тема: Австралия и Океания (1ч.)Тема: Африка (4ч.) Тема: Россия на ПКМ и в мировом хозяйстве (1ч.) Тема: Роль географии в решении глобальных проблем человечества (1ч) Формы контроля В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Итоговый контроль в виде обобщающих уроков с использованием тестовых заданий. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, лекция. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Внешняя экспертиза осуществляется через ВПР,, ЕГЭ.