Аннотация к программе по литературе, 10-11 классы Цель учебной дисциплины: завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития. Задачи учебного предмета «Литература»: получение опыта чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы; овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом; овладение навыком анализа текста художественного произведения, формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты; формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров; овладение умением определять стратегию своего чтения; овладение умением делать читательский выбор; формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев и т.п.; овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности; знакомство с историей мировой литературы; знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного. Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,; • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер; • давать объективное изложение текста; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития элементов художественного мира произведения; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении; • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается; – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения; • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные литературных произведений. Содержание образования (204 часа) 10 класс Введение 1 А.Н. Островский 9 И.А. Гончаров 8 И.С. Тургенев 10 Н.А.Некрасов 10 Ф.И. Тютчев 4 А.А. Фет 5 А.К. Толстой 5 М.Е. Салтыков-Щедрин 8 Н.С. Лесков 5 обоснованные интерпретации Л.Н. Толстой 16 Ф.М. Достоевский 9 А.П. Чехов 9 Обобщение по курсу 1 11 класс Введение 1 Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века 1 И.А. Бунин 4 М. Горький 7 А.И. Куприн 2 Серебряный век русской поэзии 1 Символизм и русские поэты-символисты 1 Поэзия В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта 1 Поэзия А.А. Блока 7 Лирика И.А. Анненского 1 "Преодолевшие символизм" 2 Лирика Н.С. Гумилёва 2 Поэзия А.А. Ахматовой 34 Лирика М.И. Цветаевой 3 "Короли смеха" из журнала "Сатирикон" 1 Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов 2 Поэзия В.В. Маяковского 6 Поэзия С.А. Есенина 6 Литературный процесс 30-х-начала 40-х годов 2 Историческая проза А.Н. Толстого 1 Творчество М.А. Шолохова 2 Творчество М.А. Булгакова 7 Поэзия Б.Л. Пастернака 3 Проза А.П. Платонова 3 Литература периода Великой Отечественной войны 2 Поэзия А.Т. Твардовского 2 Литературный процесс 50-80-х годов 5 Проза В.М. Шукшина 3 Поэзия Н.М. Рубцова 1 Проза В.П. Астафьева 3 Проза В.Г. Распутина 3 Проза А.И. Солженицына 3 Новейшая русская проза и поэзия 3 Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение) 1 Формы аттестации: текущий контроль (сочинение, тестовый контроль, анализ текста), промежуточная аттестация (контрольная работа, итоговое сочинение), государственная итоговая аттестация.