Аннотация к рабочим программам по физкультуре (10-11 классы0/
Составитель: Зейбель Е.Ф., учитель физкультуры
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования, авторской программы по физической культуре для 10 – 11 классов к
учебнику А.П.Матвеев, Е.С.Палехова.
УМК (учебно- методический комплекс)
А.П.Матвеев, Е.С.Палехова Физическая культура 10-11 класс. Алгоритм успеха.
Издательство: Вентана-Граф , Москва 2018.
Учебный план
10 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
11класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
Цель: Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха. В средней школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на
формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи: -укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
-формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
-освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
-обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
-воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры,
настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
-реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом
учебного учреждения.
-реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной)
деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности
учащихся;
-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к
сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в
том числе и в самостоятельной деятельности;
-расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования
учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного
мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов;
-усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
- формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
-умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
-владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
-владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических
качеств;
-владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
-владение техническими приѐмами и двигательными действиями базовых видов спорта,
активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры.
Первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации.
Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта.
Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
арифметических задач.
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений.
Содержание учебного предмета
Легкая атлетика
Гимнастика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Элементы единоборств
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля.
Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных
технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие
физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной
деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие
творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового
образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового
поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для
всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и
зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации,
планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий
физическими упражнениями профессионально ориентированной, и оздоровительнокорригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления
комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы
регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения
самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта,
совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных
прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание,
легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота,
координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта
(спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности
самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Подготовка
к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике
заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека,
сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца),
характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей
индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические
мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия
(гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и
индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и
пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы
профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование
индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание,
душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур
указана в программах 1—9 классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом
индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в
начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и
психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных
ранее.
Баскетбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли
и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных
построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия
против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты
техники приема и передач мяча. Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара
через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем),
страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и
защите. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Гимнастика с элементами акробатики. Пройденный в предыдущих классах материал.
Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по
четыре, по восемь в движении. Комбинации из различных положений и движений рук,
ног, туловища на месте и в движении. Комбинации упражнений с обручами, булавами,
лентами, скакалкой, большими мячами. Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь;
толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге,
махом соскок. Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.) и 120125 см (11 кл.). Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь
в ширину). Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с
помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в
глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов. Сед углом;
стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации общеразвивающих
упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега,
прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической
скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических
снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике,
прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием
гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика. Лазанье по двум
канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по
шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног, Подтягивания. Упражнения в
висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами.
Легкая атлетика. Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на
100 м. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м.
Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м. Прыжки в длину с
13—15 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега. с 4—5 бросковых шагов с
полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и
вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500 - 700 г с места на
дальность, с колена, лежа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на
дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м) с
расстояния 12—15 м, по движущейся цели (2x2 м) с расстояния 10—12 м. Бросок
набивного мяча двумя руками из различных исходных положений с места, с одного —
четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Длительный бег, кросс,
бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка.
Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п.,
толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка
Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью,
изменением темпа и ритма шагов. Варианты челночного бега, бега с изменением
направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на
местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание
различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками.
Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы
энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой
атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием.
Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях
легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Выполнение
обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с
младшими школьниками. Тренировка в оздоровительном беге для развития и
совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях
легкой атлетикой.
Лыжная подготовка. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление
подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши).
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы
тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др.
Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши). Правила проведения
самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные
элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при
занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
Элементы единоборств. Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная
схватка. Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила и
ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. Силовые упражнения
и единоборства в парах. Самостоятельная разминка перед поединком. Правила
соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на
развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца. Умение
судить учебную схватку одного из видов единоборств. Упражнения в парах, овладение
приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания,
индивидуальная работа , самостоятельная работа, тестовая работа. Промежуточная
аттестация проводится в форме тестов, зачетов, самостоятельных работ. Итоговая
аттестация предусмотрена в виде нормативов, проектов.
Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных нормативов,
тестов и самостоятельных работ на 10-15 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени
сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые нормативы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.
Сдача нормативов ВФСК ГТО.