Аннотация к программе «Русский язык» (базовый уровень)- 10-11 класс Составители: учителя ШМО русского языка и литературы Целями и задачами изучения русского языка в средней школе являются: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Требования к результатам освоения: Выпускник на базовом уровне научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – тексты создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,аннотации, рефераты, доклады, сочинения); – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствияязыковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения инавыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники длярасширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализетекстов (в том числе художественной литературы). По учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю (234 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе). Содержание предмета: Тема Кол-во часов 10 класс Раздел 1. Язык как знаковая система и общественноеявление. 3 ч. Раздел 2. Язык и общество. 5 ч. Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. 15 ч. Раздел 4. Речь. Речевое общение. 4ч. Раздел 5. Текст. Виды его преобразования. 5 ч. Раздел 6. Повторение. 2ч. 11 класс Раздел 1. Язык как знаковая система и общественноеявление. 2ч. Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. 14ч. Раздел 3. Функциональная стилистика и культура речи 15ч. Раздел 4. Повторение. 2ч. Совершенствование языковых норм языка Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: словарный диктант, контрольный диктант, тестовый контроль, сочинение, комплексный анализ текста, защита проекта, итоговая контрольная работа