РП Родной язык(русский)

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык»
10-11 класс
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте
богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном
языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует
преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются
следующие цели:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык».
Выпускник научится:


использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;



использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;



создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,

выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);


выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;



подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;



правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;



сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;



использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);



анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;



извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;



преобразовывать текст в другие виды передачи информации;



выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;



соблюдать культуру публичной речи;



соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;



оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;



использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:


распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;



анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;



комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);



отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;



использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;



иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;



выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;



дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;



проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;



сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;



создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;



соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;



соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;



соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;



осуществлять речевой самоконтроль;



совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;



использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;



оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
(базовый уровень)
10 класс (18 часов)
Раздел 1. Язык и культура
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и
межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение
новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных

словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской
культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие
эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности
импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические
тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы.
Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика
спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари
и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов
и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской
речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

№
1.
2.

Тематическое планирование по родному (русскому)
языку для 10 класса (базовый уровень) 18часов
Содержание
Язык и культура
Культура речи

3.

Речевая деятельность. Текст.

17

4

Повторение
Всего

2
34

Кол-во часов
8
7

Календарно-тематическое планирование – 10 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

Язык и культура (8 час.)
Русский язык- национальный язык русского народа. Русский язык в
жизни общества и государства
Русский язык - язык русской художественной литературы. история
русского литературного языка
Защита проекта. Культура публичной речи.
Лексические заимствования. Пополнение русского языка новой
лексикой.
Пополнение русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы.
Проект "Роль и уместность заимствований в современном русском
языке" . Культура научного и делового общения.
Национально-культурная специфика русской фразеологии
Русский язык как развивающееся явление
Культура речи (7 час.)
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость и точность.
Речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с речевой
избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского языка.
Нормы Употребления причастных и деепричастных оборотов,
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Типичные ошибки в построении сложных предложений и
предложений с косвенной речью.
Нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов нормы в словарях. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронном общении. Понятие
неэтикета. Этикет интернет- переписки
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34

Речевая деятельность. Текст. (17 час.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки.
Строение текста.
Строение текста. Средства связи предложений в тексте
Способы изложения и типы текстов.
Особенности текста- описания. Признаки.
Особенности текста- повествования. Признаки.
Особенности текста - рассуждения. Признаки.
Особенности композиции текстов разных типов.
Абзац. Логические связи текстов разных типов.
Виды преобразования текста.
Тезисы. Конспект.
Реферат.
Аннотация.
Сочинение как средство информационной переработки текста.
Композиционные особенности сочинения - рассуждения.
Виды ошибок в сочинении. Лексический анализ текста
Редактура сочинения.
Повторение раздела "Речь и культура общения"

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
(базовый уровень) 11 класс (34 часа)
Язык и культура (5ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как
единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А.
Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи (18ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Русская
лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских
писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых
и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в
деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный
этикет в деловом общении.
Речь. Речевая деятельность. Текст (9ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевые жанры монологической речи:
доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические
дебаты.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные
приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы.
Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом.
Тематическое планирование по родному (русскому) языку
для 11 класса (базовый уровень) 34 часа
Кол-во
Содержание учебного материала
часов
Язык и культура
5
Культура речи
21
Речь. Речевая деятельность. Текст
6
Повторение

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование предмета «Родной язык
(русский)» - 11 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

Язык и культура (5 час.)
Язык и речь. Язык и художественная литература
Тексты художественной литературы как единство формы и
содержания
Практическая работа с текстами русских писателей
Практическая работа с текстами русских писателей
Н.Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи (21 час.)
Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях
Грибоедова, Пушкина, Гоголя и др. Творческая работа
"Употребление фразеологизмов в художественной литературе"
Словари русского языка. словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья Бальмонта "Русский язык как
основа творчества"
Контрольная работа " Орфоэпические и лексические нормы русского
языка"
Анализ контрольной работы. Отработка навыка поиска и
исправления ошибок
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической
формы слова и ее сочетаемости с другими формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных предложений.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Синтаксические нормы. Предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами
Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения
Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Контрольная работа в форме теста по теме "Грамматические нормы
русского языка"
Анализ контрольной работы
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация.
Речь. Речевая деятельность. Текст (6 час.)
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия,
политические дебаты.
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте.
Способы изложения и типы текста. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Абзац.
Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат.
Составление сложного плана и тезисов статьи Кони о Толстом.
Контрольная работа по теме "Функциональные разновидности
языка"
Анализ контрольной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».