РП Русский язык (база)

Пояснительная записка
I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы среднего общего образования
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; готовность и способность к самостоятельной,
творческойи ответственной деятельности;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

I.2.1.

–

российская гражданская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,

готового к служению Отечеству, его защите, а также к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
азличных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся сокружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели исотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как

условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– сформированность экологического мышления и экологической культуры, бережное
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.

I.2.2.Планируемые

метапредметные
результаты
освоения
образовательной программы среднего общего образования

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

основной
программы

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленнойзаранее целью.
Познавательные
универсальные
учебные
действия
Выпускник научится:

–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с

соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;

–

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
– владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственныхценностей;
– определять назначение и функции различных социальных институтов;

–

уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

I.2.3. Предметные

результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурнойподготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на
подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных
способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым
курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих
данномуучебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов
ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры
обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на
метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или
профессиональной деятельности.
Предметные результаты предметной области «Русский язык и литература» на
уровне среднего общего образования
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской
гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть
понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных
средств коммуникации, должно обеспечить:
 сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
 включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения
народов России;
 сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному
наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и
осознание исторической преемственности поколений;
 свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
 сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально- смысловых типов и жанров.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования предметные результаты чения предметной области
"Русский язык и литература" включаютрезультаты изучения учебных предметов:
"Русский язык"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования требования к предметным результатам освоения базового
курса русского языка и литературы должныотражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6)
сформированность представлений об изобразительно- выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

10) сформированность

представлений

о

системе

стилей

языка

художественной литературы;
Русский язык
В результате
изучения
учебного
среднего общего образования:

предмета

«Русский

язык»

на

уровне

Выпускник на базовом уровне научится:

–
–

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения,аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

–
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствияязыковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;

–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;

–

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать
орфографические
и пунктуационные
умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать
основные
нормативные
словари и справочники
для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
II часть Содержание учебного предмета «Русский язык»
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании
единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской
идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным
предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем
процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык»
входит в предметную область
«Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является
обязательным для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной
литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться
успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность
выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального
образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне
среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты),
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне
среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется
совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую
деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего
образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета

«Русский язык» и достижение обучающимися
результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий
о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского
литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение
к прочитанным текстам;
овладение умениями комплексного анализа предложенного текста; овладение
возможностями языка как средства коммуникации и
средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования
и дальнейшего самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия
языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и
речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной
программой основного общего образования по русскому языку и построена по
модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или
интегрировано в другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной
объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования
изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не
с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о
языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В
то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение
ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи»,
посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику
того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности
выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в
письменной, но и в устной форме.
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы врусском
языке
на
современном этапе.
Взаимообогащение
языков как
результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественныелингвисты.
Речь. Речевое общение

Речь
как
деятельность.
Виды
речевой
деятельности:
чтение,
аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды
речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально- стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русскогоязыка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв
и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст.
Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Культура речи. Культура речи как раздел лингвистики.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой

практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
III раздел Тематическое планирование
Тема
10 класс
Раздел 1. Язык как знаковая система и общественноеявление.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки оязыке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных
единиц и уровней языка.
Язык и его функции. Лингвистика как наука. Русский язык
как объект научного изучения.
Раздел 2. Язык и общество.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Формы
существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном
этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты. Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические
справочники; их использование.
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Виды речевой
деятельности:чтение,
аудирование, говорение, письмо.
Единицы языка. Уровни языковой системы. Речь как деятельность.
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры
речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность
речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования,
говорения и письма.
Фонетика. Орфоэпические нормы. Лексикология и фразеология.
Лексические
нормы.
Морфемика
и
словообразование.
Словообразовательные нормы. Морфология. Морфологические
нормы. Орфографические нормы русского языка. Принципы русской
орфографии. Совершенствование орфографических умений и
навыков. Правописание гласных в корне. Правописание приставок.
Буквы И-Ы после приставок. Правописание Н и НН в словахразличных
частей речи. Правописание НЕ и НИ.
Правописание предлогов, союзов, частиц.

Кол-во
часов
3 ч.

5 ч.

15 ч.

Раздел 4. Речь. Речевое общение.

4ч.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой
ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков
монологической и диалогической речи. Создание устных и
письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в научной, социально-культурной и
деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в
официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования
языковых
средств
в
речевом
высказывании.Самоанализ
и
самооценка
на
основе
наблюдений за
собственной речью.
Раздел 5. Текст. Виды его преобразования.

5 ч.

Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных
видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации. План. Тезисы. Конспект.
Реферат. Аннотация. Оценка текста.
Рецензия.
Раздел 6. Повторение.

2ч.

Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические),
лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические.

11 класс
Раздел 1. Язык как знаковая система и общественноеявление.
Русский
язык в современном
мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Экология языка.
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи.
Языковая норма и ее функции. Пунктуационные нормы.
Совершенствование пунктуационных умений и навыков. Знаки
препинания и их функции в письменной речи. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами. Знаки препинания в
предложениях с обособленными членами.
Знаки
препинания
в
предложениях
с
вводными
конструкциями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Раздел 3. Функциональная стилистика и культура речи
Функциональная стилистика как учение о функциональностилистической дифференциации языка. Функциональные стили
(научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь
и язык художественной литературы какразновидности современного
русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы,
конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официальноделового (резюме, характеристика, расписка, доверенность, язык
рекламы и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления. Культура научного и делового общения (устная и
письменная формы). Особенности речевого этикета в официальноделовой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков
создания
текстов
разных
функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной
речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Лингвистический

анализ

текстов

различных

функциональных

2ч.

14ч.

15ч.

разновидностей языка.
Раздел 4. Повторение. Совершенствование языковых норм языка

2ч.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка – 10 класс
Раздел 1. Язык как знаковая система и общественное
явление.
1. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
2. Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка.
3.
Язык и его функции. Лингвистика как наука. Русский язык как
объект научного изучения.
Раздел 2. Язык и общество.
1
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.
2. Формы
существования
русского
национального языка
(литературный
язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго).
3
Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
4
Историческое
развитие
русского
языка.
Выдающиеся
отечественные лингвисты.
5
Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи.
1
Виды речевой
деятельности:чтение,
аудирование,
говорение, письмо. Единицы языка. Уровни языковой системы.
Речь как деятельность.
2
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты
культуры речи:нормативный, коммуникативный и этический.
3
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств
и эффективности речи.
4
Фонетика. Орфоэпические нормы.
5
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
6
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
7
Морфология. Морфологические нормы.
8
Орфографические нормы русского языка. Принципы русской
орфографии.
9
Правописание гласных в корне.
10 Правописание приставок.
11 Буквы И-Ы после приставок.
12 Правописание Н и НН в словахразличных частей речи.
13
Правописание НЕ и НИ.
14 Правописание предлогов, союзов, частиц.
15 Контрольная
работа
по
проверке
сформированности
орфографических норм
Раздел 4. Речь. Речевое общение.

1

2

3

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого
общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты
речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков
монологической и диалогической речи. Создание устных и
письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в научной, социально-культурной и
деловойсферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения.

4

Соблюдение норм литературного
языка
в
речевой
практике.
Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании.Самоанализ
и
самооценка на
основе наблюдений за собственной речью.
Раздел 5. Текст. Виды его преобразования.

1

Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных
видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразованиятекста.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации.
План.Тезисы. Конспект.
Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Раздел 6. Повторение.
Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические),
лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические.

2
3
4
5
12

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 11 класс

1.

1
2

3
4

Раздел 1. Язык как знаковая система и общественное
явление.
Русский
язык в
современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Экология языка.
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи.
Входной диктант
Языковая норма и ее функции. Пунктуационные нормы.
Совершенствование пунктуационных умений и навыков. Знаки
препинания и их функции в письменной речи.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания
в
предложениях
с
обособленными
определениями.

5
6
7
8
9
10
11
12

1
2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15
16
17

Знаки препинания
в
предложениях
с
обособленными
обстоятельствами.
Знаки
препинания
в
предложениях
с
вводными
конструкциями. Самостоятельная работа
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с разными
видами придаточных..
Знаки препинания в бессоюзном сложномппредложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи.
Контрольная работа по совершенствованию пунктуационных
умений и навыков
Раздел 3. Функциональная стилистика и культура речи
Функциональная стилистика как учение о функциональностилистической дифференциации языка.
Функциональные стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной
литературы какразновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения,
задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного
языка, научного, публицистического, официально-делового
стилей.
Основные жанры научного стиля (доклад, аннотация, статья,
тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.)
Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья,
интервью, очерк, отзыв и др.)
Основные жанры официально-делового
стиля
(резюме,
характеристика, расписка, доверенность, язык рекламы и др.)
Особенности разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная
формы).
Контрольная работа
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально- смысловых
типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных

13
4.

разновидностей языка.
Раздел 4. Повторение
Совершенствование языковых норм языка
Контрольная работа. Комплексный анализ текста с творческим
заданием.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».