РП Физическая культура

1. Целевой раздел
1.1.ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического
воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по
повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа
жизни, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для
образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и
среднего общего образования (далее Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1578);
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую,
которая
позволяет
всем
участникам
образовательной деятельности получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного
предмета;
организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Основные задачи:
 сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма;
оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение
функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни, умений саморегуляции средствами физической культуры;
 формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных
навыков и умений, культуры движений; приобретение базовых знаний научнопрактического характера по физической культуре;
 содействие развитию психомоторных функций; формирование морально –
волевых качеств, духовно-нравственной культуры на основе национальных ценностей, а
также на диалоге культур;
 обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического
и физического развития личности обучающегося;
 развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного
интереса к предмету «Физическая культура».
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТА

«Физическая

культура»

-

Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности,
которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по
предмету «Физическая культура».

Планируемые личностные результаты
Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов
спорта и народных игр.
Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности,
чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов
спортсменов – участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда
выдающихся спортсменов СССР и России.
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах.
Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного интереса к учебному предмету «Физическая культура».
Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры
движения и культуры тела.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и
ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части
общечеловеческой культуры.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия (скорость, сила,
амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ,
работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск
средств ее осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать
выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия.
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических
упражнений в двигательные действия и наоборот;
владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» адресуется создателям
рабочих программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и
преемственности в задачах между уровнями образования.
Примерная программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет
его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями,
технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания примерная
программа не сковывает творческой инициативы авторов учебных программ, сохраняет
для них широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение
учебного курса, в выборе собственных образовательных траекторий, инновационных
форм и методов образовательного процесса.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у
обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета направлено на приобретение компетентности в
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками
творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими
упражнениями.
Учебный предмет «Физическая культура» должен изучаться на межпредметной основе
практически со всеми предметными областями среднего общего образования.
Базовый уровень







Физическая культура и здоровый образ жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в
формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия,
предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании
репродуктивной функции.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению
работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью;
сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности,
основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности
занятий.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила
организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
Формы организации занятий физической культурой.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при
выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО).
Современное состояние физической культуры и спорта в России.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры,
спорта, туризма, охраны здоровья.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные системы физического воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание
оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и
спортивно ориентированных двигательных навыков и умений.
Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при
умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической
культуры; оздоровительная ходьба и бег.
Физическое совершенствование
Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и
гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и
длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение
на лыжах; плавание; технические приемы и командно-тактические действия в командных
(игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта.
Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы
страховки и самостраховки.
Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной
местности с элементами спортивного ориентирования; прикладное плавание.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление
здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;






















характеризовать основные формы организации занятий физической культурой,
определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и
адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных
систем физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических
качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими
упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для
проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые
вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального
образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной
и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по
результатам мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять
нормативные
требования
испытаний
(тестов)
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
«Физическая культура» (10-11 класс)

№
п/п
1

Вид
материала
Знания о
культуре.

10
11

программного
физической
класс 6 часов.
класс 3 часа.

10 кл
Темы
.Современные оздоровительные системы
и их роль в формировании здорового
образа жизни, сохранении творческой
активности
и
долголетия,
предупреждения
профессиональных
заболеваний и вредных привычек,
поддержании репродуктивной функции.
Особенности
соревновательной
деятельности в массовых видах спорта,
правила организации и проведения
соревнований, обеспечение безопасности,
судейство.
Формы
организации
занятий
физической
культурой.
.Государственные требования к уровню
физической подготовленности Комплекс

11
кл

2

2

1

1

1

ГТО.
Современное
состояние
физической
культуры и спорта в России.
Основы законодательства РФ в области
физической культуры, спорта, туризма, охраны
здоровья.
2

Способы
самостоятельной
деятельности.
10
класс 8 часов.
11
класс 10 часов

Система
самостоятельных
занятий
физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической
культурой.
Контроль функционального состояния
организма
Т.Б. в процессе самостоятельных
занятий.
Оказание первой помощи на занятиях
Туристические
походы
как
оздоровительная
форма
Оздоровительные
мероприятия;
гимнастика, аутотренинг, релаксация и
самомассаж, банные процедуры
Самостоятельная подготовка к выполнению норм
ГТО

3

2

4
1
1
2
1

3

5
1

14
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Физическое
совершенствование.
10 класс 92часа
11 класс 93 часа

Оздоровительные системы физического
воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные
на достижение и поддержание оптимального
качества жизни, решение задач формирования
жизненно необходимых и спортивно
ориентированных двигательных навыков и
умений.
Индивидуально
ориентированные здоровьесберегающие технолог
ии: гимнастика при умственной и физической
деятельности; комплексы упражнений
адаптивной физической культуры;
оздоровительная ходьба и бег.
Физическое совершенствование
Совершенствование техники упражнений
базовых видов спорта: акробатические и
гимнастические комбинации (на спортивных
снарядах); бег на короткие, средние и длинные
дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега;
метание гранаты; передвижение на лыжах;
технические приемы и командно-тактические
действия в командных (игровых)
видах; техническая и тактическая подготовка в
национальных видах спорта.
Спортивные единоборства: технико-тактические
действия самообороны; приемы страховки
и самостраховки.
Прикладная физическая подготовка: полосы

12

препятствий; кросс по пересеченной местности с
элементами спортивного ориентирования;
прикладное плавание.
Научно-методическая,
эксперементальноисследовательская деятельность учителя

Всего

10

10

105

105

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры. Олимпийские игры
древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское
движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в
современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов.
Требования техники безопасности и бережного отношения к природе. Современное
представление о физической культуре (основные понятия). Физическое развитие
человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением
здоровья, развитием
физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию
физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Основы биомеханики
гимнастических упражнений и упражнений Самбо. Их влияние на телосложение,
воспитание волевых качеств. Прикладные аспекты Самбо. Возможности системы Самбо
как основы самозащиты, выживания в современном мегаполисе, подготовка к службе в
Российской армии и силовых структурах. Спорт и спортивная подготовка.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и
телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и
физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах
во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды,
планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений
и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток,
физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и
самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической
подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития.
Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий
физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности
занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения
технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших
функциональных проб).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической
культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического
воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма,
развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной

физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной
нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль 1. Спортивные игры
Футбол.
Удары по мячу ногами: внутренней стороной стопы, серединой подъема,
внутренней и внешней частью, носком, пяткой, с лета, с полулета. Удары по мячу
головой в прыжке, лбом с места, боковой частью головы. Остановки катящегося мяча:
внутренней стороной стопы, подошвой, внешней стороной стопы. Ведение мяча:
дриблинг, или ведение мяча толчками. Обманные движения (финты). Отбор мяча:
перехватом, толчком, подкатом. Вбрасывание мяча. Ловля мяча: снизу, сверху, сбоку, в
падении. Отбивание мяча одной и двумя руками. Удар по мячу одним или двумя
кулаками. Броски мяча сверху, сбоку, снизу, и двумя руками. Освоение тактических
действий. Индивидуальная, групповая и командная тактика. Эстафеты, учебные игры,
спортивные игры.
Баскетбол.
Перемещения, остановки, стойки игрока, повороты. Ловля и передача мяча двумя
и одной рукой, на месте и в движении, в парах, кругах, в колонне, с отскоком от пола; в
простых и усложненных условиях; без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Ведение мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты отскока и
направления, по зрительному и слуховому сигналу; в простых и усложненных условиях;
без сопротивления и с сопротивлением напарника. Броски одной рукой, на месте, в
движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча, бросок мяча в
простых и усложненных условиях, без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Нападение. Атака корзины. Защита. Игровые взаимодействия на одно и два кольца. Игра
по упрощенным правилам баскетбола. Учебные игры на одно и два кольца. Эстафеты с
передачами, ведениями, бросками мяча.
Модуль 2. Самбо
Гимнастика.
Спортивная гимнастика с элементами акробатики; акробатические комбинации из
шести элементов, включающие длинный кувырок вперёд через препятствие, переворот
боком и акробатические элементы. Опорные прыжки юноши: прыжок ноги врозь через
коня (в длину); девушки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной
ногой (конь в ширину), девушки: с косого разбега махом одной, толчком другой прыжок
углом через коня. Из виса подъем переворотом в упор силой, из виса подъем силой в
упор, вис, согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на
брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, из
упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь, соскок махом назад.
Лазанье по канату с помощью (без помощи) ног. Подтягивания из виса на высокой
(низкой) перекладине. Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами.
Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом
бревне, на
гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Эстафеты, игры, полосы препятствий
с использованием гимнастического инвентаря и оборудования.
9

Самбо «Самозащита».
Повторение
специально-подготовительных
упражнений,
изученных на
предыдущих этапах подготовки. Совершенствование различных приёмов самостраховки
в усложнённых условиях: в движении, с повышением высоты падений, на точность
приземления, с ограничением возможностей (без рук, связанные ноги и др.) и т.д.
Ознакомление с приёмами самостраховки на твердом покрытии (деревянный или
синтетический пол спортивного зала).
Усложнение
специально-подготовительных
упражнений
для
техники.
Использование упражнений в парах и тройках.
Совершенствование приёмов Самбо в положении лёжа и бросков, изученных на
предыдущих этапах подготовки.
Ознакомление и разучивание приёмов Самозащиты: освобождение от захватов в
стойке и положении лежа: от захватов одной рукой (спереди, сзади, сбоку) - рукава,
руки, отворота одежды; от захватов двумя руками (спереди, сзади, сбоку) - руки, рук,
рукавов, отворотов одежды, ног; освобождение от обхватов туловища спереди и сзади, с
руками и без рук; освобождение от захватов за шею (попыток удушений) пальцами рук,
плечом и предплечьем, поясом (спереди, сзади, сбоку).
Тактическая подготовка. Игры-задания. Схватки по заданию в парах и
группах занимающихся. Моделирование ситуаций самозащиты.
Модуль 3. Легкая атлетика
Совершенствование техники спортивной ходьбы. Совершенствование техники
бега на спринтерских дистанциях (60, 100 м) с учётом времени. Совершенствование
техники «выбегания» из различных стартовых положений и стартового разгона;
пробегания спринтерской дистанции (стартовый разгон, удержание скорости,
финиширование); эстафетного бега в условиях приближенным к соревновательным
(приём -передача эстафетной палочки; вбегание и выбегание из «коридора»).
Совершенствование техники барьерного бега (на время); преодоления вертикальных
препятствий различной высоты. Отработка тактических приёмов бега на средние и
длинные дистанции. Совершенствование техники прыжка в длину с места и разбега (на
результат); прыжка в высоту с разбега. Совершенствование техники метания снаряда (на
результат). Полоса препятствий включающая преодоление различных препятствий и
закрепление полученных легкоатлетических навыков.
Игры-задания с использованием элементов спортивных игр: баскетбол, футбол и
волейбол.
Модуль 4. Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах по учебной лыжне (лыжной трассе, по равнинной и
пересеченной местности). Имитационные упражнения, выполняющиеся без
приспособлений; с приспособлениями. Скользящий шаг. Передвижение на лыжах
классическим ходом: (попеременными ходами – двушажным и четырёхшажным;
одновременными ходами – бесшажным, одношажным и двухшажным). Передвижение на
лыжах коньковым ходом: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без
отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый
ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на
согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых
10

ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов
«елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение
«плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в
движении. Спуски, подъемы, торможения. Эстафеты, игры - соревнования, спортивные
игры, игры – задания
.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне среднего
образования
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей
ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.
Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти
особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств
характера, темперамента, волевых качеств.
Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные
способности и возможности каждого ребенка, создать максимально благоприятные
условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках
физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и
методического мастерства учителя.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья
осуществляют с помощью:
Общеукрепляющих упражнений, которые
применяют для оздоровления и
укрепления
организма,
повышения
физической
работоспособности
и
психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения,
корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно
укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого
пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие
правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации
движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на
восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних
конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц,
создания условий отдыха).
Дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения
конечностями и туловищем и динамических - одновременно с движением конечностями
и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа
выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения,
нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным.
Оздоровительно – корригирующих упражнений с использованием подвижных игр
малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола,
волейбола, дартса, тенниса, а также аэробики низкой (средней) интенсивности.
Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с
одинаковой физической подготовленностью.
Спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля
мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба.. Данные упражнения применяются в
зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.

11

Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых
упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений.
Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и
задержкой дыхания.
Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с
преодолением препятствий, в эстафетах.
Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам
утомления обучающихся, и регулировать её в процессе занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блоки

Модули

Разделы

Модуль 1. Спортивные игры

часы

Волейбол

10

Футбол

10

Баскетбол

16

Гимнастика

8

Самбо

8

Лёгкая атлетика

30

Обязательная часть
Модуль 2. Самбо
Модуль 3. Лёгкая атлетика
Часть по выбору
участников
образов.о.

Модуль 4. Лыжная подготовка

Лыжная подготовка

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОДУЛЬ 1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ)
Тематическое планирование

Планируемые результаты

Раздел 1. Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Развитие игровых видов спорта (футбола,
волейбола,баскетбола) в России. Значение
и место спортивных игр в системе
физического воспитания. Российские
соревнования по спортивным играм:
чемпионаты и Кубки России. Футбол,
волейбол, баскетбол - современное
развитие видов спорта. Российские
футбольные и баскетбольные объединения,
знаменитые российские команды, тренеры,
12

Знать о развитии игровых видов спорта.
Понимать значение и место футбола и
баскетбола в системе физического
воспитания.
Иметь представление, анализировать
современное состояние игровых видов
спорта и прогнозировать пути их
развития.
Знать и уметь представить аудитории
теоретические сведения и собственную

игроки.

позицию на современные футбольные и
баскетбольные объединения, знаменитые
российские команды.
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Физическое развитие человека. Физическая Знать и понимать о значении физической
подготовка, ее связь с укреплением
культуры как средства организации
здоровья, развитием физических качеств.
здорового образа жизни, профилактики
Физическая культура и здоровый образ
вредных привычек и девиантного
жизни
поведения.
Физическая культура человека
Основные технико-тактические действия и
приемы в игровых видах спорта,
совершенствование техники движений в
избранном виде спорта.

Знать, называть и понимать основные
технико-тактические действия и приемы
в игровых видах спорта. На основе
знаний анализировать собственные
результаты по совершенствованию
техники движений в избранном виде
спорта.

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подбор упражнений и составление
Уметь подбирать комплексы упражнений
индивидуальных комплексов для утренней по коррекции осанки для различных
зарядки, физкультминуток, физкультпауз,
форм физкультурно-оздоровительных
коррекции осанки и телосложения.
мероприятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль.

Знать и применять в повседневной жизни
основные способы самоконтроля за
функциональным состоянием организма,
за физической нагрузкой во время
занятий, уметь её анализировать и
корректировать.

Раздел 3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для
оздоровительных форм занятий
физической культурой. Комплексы
общеразвивающих упражнений без
предметов. Комплексы общеразвивающих
упражнений с предметами.
Упражнения общей физической
подготовки.

Знать и применять в повседневной жизни
комплексы упражнений оздоровительной
направленности.
Знать и понимать значение общей
физической подготовки на физическое
развитие и общее воздействие на
организм человека

13

Спортивно-оздоровительная деятельность
Раздел «Футбол»
Физическая подготовка
Развитие
физических
качеств
и
функциональных
возможностей,
обеспечивающих
эффективность
и
надежность игровых действий.
Техническая подготовка
Техника
передвижения.
Выполнение
приемов
техники
передвижения
в
сочетании с техникой владения мячом с
максимальной скоростью.
Техника полевого игрока. Удары на
точность, силу, дальность, с оценкой
тактической
обстановки
перед
выполнением удара, маскируя момент и
направление предполагаемого удара.
Умение
соразмерять
силу
удара,
придавать мячу различную траекторию
полета, точно выполнять длинные
передачи, выполнять удары из трудных
положений
(боком,
спиной
к
направлению удара, и прыжке, с
падением); умение точно, быстро и
неожиданно для вратаря производить
удары по воротам.
Удары по мячу головой в прыжке,
выполняя их с активным сопротивлением,
обращая при этом внимание на высокий
прыжок,
выигрыш
единоборства
и
точность направления полета мяча.
Остановки мяча различными способами,
выполняя приемы с наименьшей затратой
времени, на высокой скорости движения,
приводя мяч в удобное положение для
дальнейших действий.
Ведение мяча различными способами
правой и левой ногой на высокой
скорости, изменяя направление и ритм
движения, применяя финты, надежно
контролируя мяч и наблюдая за игровой
обстановкой.
Выполнение
финтов
изученными
приемами в условиях игровых упражнений
14

Классифицировать, характеризовать и
качественно выполнять упражнения,
направленные на развитие физических
качеств.
Уметь выполнять технические действия,
осмыслено применять в изменяющейся
ситуации.
Уметь взаимодействовать с партнерами и
учителем.
Знать и понимать язык невербального
общения.

Владеть способами тактических
действий. Уметь быстро реагировать на
меняющуюся ситуацию.

Уметь работать в группе.

Способность управлять собственным
психофизическим состоянием.
Высокий уровень мотивационного
настроя

и играх.
Отбор мяча изученными приемами в
условиях игровых упражнений и играх.
Умение
определять
(предугадывать)
замысел противника, владеющего мячом,
момент для отбора мяча и безошибочно
применять избранный способ овладения
мячом.
Вбрасывание мяча из различных исходных
положений с места, после разбега на
точность и дальность вбрасывания, для
остановки его изученными приемами
стоящему и двигающемуся партнеру.
Техника вратаря. Ловля, переводы и
отбивания различных мячей, находясь в
воротах и на выходе из ворот, обращая
внимание на быстроту реакции, на
амортизирующее (уступающее) движение
кистями и предплечьями при ловле мяча, на
мягкое приземление при ловле мяча в
падении. Броски руками и выбивания мяча
ногами на точность и дальность.
Тактическая подготовка
Тактика
игры
полевого
игрока.
Дальнейшее овладение взаимодействиями
двух, трех и более игроков в игровых
упражнениях и играх для овладения
командных действий. Индивидуальные,
групповые и командные тактические
действия в нападении и в защите с
применением специальных знаний по
тактике: расстановка и функции каждого
игрока определённого амплуа; подготовка
тактического плана игры; установка на
игру и разбор проведённой игры.
Тактика игры вратаря. Умения определять
направление возможного удара, занимая в
соответствии с этим наиболее выгодную
позицию и применяя наиболее
рациональные технические приемы.
Совершенствование игры на выходах,
быстрой организации атаки, руководства
игрой партнеров в обороне.
Раздел «Баскетбол»

15

Упражнения для развития быстроты,
скоростно-силовых качеств, специальной
выносливости, специальной координации и
игровой ловкости. Упражнения с
отягощениями и без них.
Техническая подготовка. Перемещение,
остановки, стойки игрока, повороты.
Перемещения приставными и скрестными
шагами, боком, лицом и спиной вперед.
Остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом, лицом и
спиной вперед. Стойка нападающего и
защитника. Ловля и передача мяча. Ловля
и передача мяча двумя и одной рукой, на
месте и в движении, в парах, кругах, в
колонне, с отскоком от пола. Ловля и
передача мяча в простых и усложненных
условиях. Без сопротивления и с
сопротивлением защитника. Ведение мяча.
Ведение мяча на месте, в движении, по
прямой с изменением скорости, высоты
отскока и направления, по зрительному и
слуховому сигналу. Ведение мяча в
простых и усложненных условиях, без
сопротивления и с сопротивлением
напарника. Броски. Бросок мяча одной
рукой, на месте, в движении, от груди, от
плеча; бросок после ловли и после ведения
мяча, бросок мяча в простых и
усложненных условиях, без сопротивления
и с сопротивлением защитника.
Тактическая подготовка. Нападение.
Выход для получения и отвлечения мяча.
Индивидуальные действия: умение
выбрать место и открыться для получения
мяча. Атака корзины. «Передай мяч и
выходи». Наведение. Пересечение.
Нападение быстрым прорывом (1:0. 2:1).
Позиционное нападение (5:0) без
изменений позиций игроков, с изменением
позиций игроков. Защита.
Противодействие получению мяча и
выходу на свободное место, розыгрышу
мяча и атаки корзины. Подстраховка.
Система личной защиты в игровых
16

Знать и качественно выполнять
упражнения, направленные на развитие
физических качеств необходимых для
игры в баскетбол
Использовать игру в баскетбол как
средство организации активного отдыха
и досуга. Демонстрировать технику
остановки двумя шагами и использовать
ее в процессе игровой деятельности.
Демонстрировать технику остановки
прыжком и использовать ее в процессе
игровой деятельности. Демонстрировать
технику ловли мяча после отскока от
пола и демонстрировать ее в процессе
игровой деятельности.
Демонстрировать технику ведения мяча
различными способами. Использовать
ведение мяча с изменением направления
движения в условиях игровой
деятельности. Демонстрировать технику
выполнения бросков мяча в корзину,
анализировать правильность выполнения,
находить ошибки и способы их
исправления. Демонстрировать технику и
результативность бросков мяча в
корзину.

Знать, понимать и уметь
выполнять тактические действия

Уметь выстраивать
межличностные взаимоотношения в
кратковременных группах (командах)

взаимодействиях (1:1, 2:2, 3:3) на одну
корзину.
Игровая подготовка.
Уметь выполнять игровые и
Игровые взаимодействия (1:1, 2:2, 3:3, 4:4, эстафетные задания. Уметь сохранять
5:5) на одно и два кольца. Игра по позитивный эмоциональный фон.
упрощенным правилам баскетбола, игра в
Использовать игры и эстафеты в
большинстве,
игра в меньшинстве.
досуговое время.
Учебные игры на одно и два кольца.
Эстафеты с передачами, ведениями,
бросками мяча.
МОДУЛЬ 2. САМБО
Тематическое планирование

Планируемые результаты

Раздел 1. Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Компоненты основ культуры
Владеть информацией о
здорового образа жизни
российской и международной
(физическая культура, культура
практике по организации услуг для
движений, культура досуга,
населения физкультурно-спортивного и
культура поведения, культура
оздоровительного характера.
питания). Различные практики по
Знать компоненты основ
предоставлению населению услуг
культуры здорового образа
физкультурножизни, пути, возможности и
спортивного и
формы их реализации
оздоровительного характера.
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Основы биомеханики гимнастических
упражнений и упражнений Самбо. Их
влияние на телосложение, воспитание
волевых качеств. Прикладные аспекты
Самбо. Возможности системы Самбо как
основы самозащиты, выживания в
современном мегаполисе, подготовка к
службе в Российской армии и силовых
структурах. Спорт и спортивная
подготовка. Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс
«Готов к труду и обороне».

Знать основы биомеханики
гимнастических упражнений и
упражнений Самбо, их влияние на
телосложение, воспитание волевых
качеств.
Знать о прикладных аспектах Самбо о
различных возможностях системы Самбо.
Знать историю и современное развитие
Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и
обороне»

Физическая культура человека
Вредные привычки, причины их

Знать о пагубном влиянии вредных
17

возникновения и пагубное влияние на
организм человека и его здоровье. Основы
профилактики вредных привычек
средствами физической культуры.
Правомерность применения приемов
Самбо, понятие о необходимой обороне.

привычек на организм человека, об
основах профилактики.
Знать и осознавать понятие о
необходимой обороне, о правомерности
применения приемов Самбо.

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Составление планов и
Уметь составлять планы для
самостоятельное проведение занятий
самостоятельных занятий различными
спортивной подготовкой, прикладной
формами физической культуры и спорта
физической подготовкой с учетом
с учетом индивидуальных показаний
индивидуальных показаний здоровья и
здоровья и физического развития.
физического развития. Организация досуга Уметь и применять в повседневной
средствами физической культуры.
жизни организацию досуга средствами
физической культуры
Оценка эффективности занятий физической культурой
Комплексная оценка индивидуального
Знать комплексы упражнений для
состояния здоровья и расчет «индекса
физического развития, физической
здоровья» (на примере пробы Руфье).
подготовленности и физической
Совершенствование навыков и умений в
работоспособности, функционального
ведении индивидуального дневника
состояния организма.
самонаблюдения, комплексная оценка
Уметь и применять расчеты для
индивидуального физического развития,
комплексной оценки индивидуального
физической подготовленности и
состояния здоровья.
физической работоспособности,
Знать основные виды тестов для
функционального состояния организма.
определения уровня двигательной
Алгоритм действий в непредвиденных
подготовленности.
ситуациях на занятиях физической
Уметь анализировать результаты
культурой и спортом (оказание первой
тестирования по различным параметрам
помощи и т.д.)
Раздел 3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений современных
оздоровительных систем физического
воспитания, ориентированных на
повышение функциональных
возможностей организма, развитие
основных физических качеств.

Знать о функциональных возможностях
организма. Составлять и выполнять
комплексы упражнений современных
оздоровительных систем физического
воспитания
Стремиться к развитию основных
физических качеств.

Спортивно-оздоровительная деятельность
Раздел «Гимнастика»
18

Общая и специальная физическая
подготовка.
Общефизические упражнения на развитие
ловкости, равновесия, координации
движений, сохранение правильной осанки,
пр.
Упражнения на развитие силы мышц
нижних и верхних конечностей, туловища
(спины, груди, живота, ягодиц) с
использованием сопротивления
собственного веса, спортивного
оборудования в различных исходных
положениях - стоя, сидя, лежа.
Специальные упражнения на развитие
силы кистей рук и укрепление стоп ног.
Комплексы физических упражнений
различной направленности с
использованием различного спортивного
оборудования и без него.

Знать и выполнять общефизические
упражнения. Выполнять упражнения для
развития силы с использованием
сопротивления веса собственного тела и
различного спортивного оборудования с
учётом индивидуальной физической
подготовленности и уровня
здоровья. Уметь самостоятельно
составлять и реализовывать
индивидуальный план занятий
физическими упражнениями с учётом
индивидуальной физической
подготовленности и уровня здоровья.
Знать и выполнять упражнения для
кистей рук и стоп ног. Владеть ранее
изученными и осваивать новые
различные комплексы физических
упражнений для развития общей
физической подготовленности и
отдельных частей тела.
Уметь применять на практике знания о
действии на различные части тела
физических упражнений с
использованием веса собственного тела и
различного спортивного оборудования.
Гимнастика с элементами акробатики.
Выполнять различные гимнастические
Развитие равновесия, силы, гибкости и
упражнения для развития силы, гибкости,
ловкости средствами, спортивной
ловкости, равновесия. Организовывать и
гимнастики с элементами акробатики:
самостоятельные проводить занятия,
- перевороты;
содержание которых составлено из
- акробатические комбинации
изученных ранее гимнастических
из шести элементов, включающие длинный упражнений и упражнений с элементами
кувырок вперёд через препятствие,
акробатики. Соблюдать правила техники
переворот боком и акробатические
безопасности при выполнении
элементы, освоенные ранее (юноши),
гимнастических и акробатических
комбинации из шести ранее освоенных
упражнений. Проявлять качества силы,
элементов(девушки), пр.
выносливости, упорства при выполнении
акробатических упражнений и
комбинаций. Уметь контролировать
координацию своих движений. Уметь
оказывать помощь сверстникам в
освоении ими новых акробатических
упражнений, анализировать технику
выполнения этих упражнений, выявлять
ошибки и активно помогать в их
19

Гимнастика с упражнениями прикладного
характера.
Подтягивания из виса на высокой (низкой)
перекладине.
. Упражнения в висах и упорах, с
набивными мячами.
Упражнения с гимнастической скамейкой,
на гимнастической стенке.
Подъем в упор силой; вис, согнувшись,
прогнувшись, сгибание и разгибание рук в
упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на
плечах из седа ноги врозь.
Подъем переворотом, из упора согнувшись
на руках подъем разгибом в сед ноги врозь,
соскок махом назад.
Эстафеты, игры-задания, полосы
препятствий с использованием
гимнастического инвентаря и
упражнений.

исправлении.
Уметь технически правильно и эстетично
выполнять опорные прыжки.
Демонстрировать динамику развития
физических качеств.
Уметь технически правильно и эстетично
выполнять упражнения на перекладине.
Уметь лазать по канату различными
способами.
Соблюдать технику безопасности на
занятиях гимнастикой
Понимать значимость прикладного
значения гимнастических упражнений.
Мотивированность к занятиям
гимнастикой.

Раздел Самбо
Специально-подготовительные
упражнения
Повторение упражнений, изученных на
предыдущих этапах подготовки.
Совершенствование различных приёмов
самостраховки в усложнённых условиях: в
движении, с повышением высоты падений,
на точность приземления, с ограничением
возможностей (без рук, связанные ноги и
др.) и т.д.
Ознакомление с приёмами самостраховки
на твердом покрытии (деревянный или
синтетический пол спортивного зала).
Усложнение специальноподготовительных упражнений для
техники. Использование упражнений в
парах и тройках.
Техническая подготовка.
Совершенствование приёмов, изученных
на предыдущих этапах подготовки.
Самозащита
Освобождение от захватов в стойке и
положении лежа: от захватов одной рукой
(спереди, сзади, сбоку) - рукава, руки,
20

Уметь выполнять самостоятельно,
характеризовать и демонстрировать
аудитории варианты самостраховки.
Уметь выполнять самостоятельно,
характеризовать и демонстрировать
аудитории варианты специальноподготовительных упражнений для
техники

При изучении приёмов самозащиты
использовать материал, разученный
ранее, адекватно возникающей ситуации

отворота одежды; от захватов двумя
руками (спереди, сзади, сбоку) - руки, рук,
рукавов, отворотов одежды, ног.
Освобождение от обхватов туловища
спереди и сзади, с руками и без рук.
Освобождение от захватов за шею
(попыток удушений) пальцами рук,
плечом и предплечьем, поясом (спереди,
сзади, сбоку).
Тактическая подготовка.
Игры-задания.
Схватки по заданию в парах и группах
занимающихся. Моделирование ситуаций
самозащиты.

(броски, болевые приёмы, удержания).
Уметь правильно оценивать ситуацию
(степень риска) при необходимости
применения техники самозащиты

Уметь проявлять приобретённые на
занятиях навыки в условиях
соперничества (игры, схватки) и
ситуациях самозащиты.

МОДУЛЬ 3. ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Тематическое планирование

Планируемые результаты

Раздел 1. Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Современная спортивная классификация.
Знать и понимать аспекты развития
Перспективы развития современных видов современного спорта, спортивную
спорта.
классификацию
Олимпийское движение в современном
Раскрывать и
мире.
характеризовать олимпийское движение,
Характеристика видов спорта входящих в
зимние и летние олимпийские виды
программу зимних и летних олимпийских
спорта, достижения российских
игр.
спортсменов.
Выдающиеся достижения российских
спортсменов
Объяснять значение и роль ВФСК «ГТО»
Физическая культура и ВФСК «ГТО»
для страны.
сегодня.
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Основные принципы теории и методики
Знать и характеризовать основные
физического воспитания.
принципы и методы физического
Социальная направленность и формы
воспитания; влияние на современное
организации занятий физической
общество и людей. Раскрывать основные
культурой. Взаимосвязь физической
понятия физического воспитания.
культуры и предметов гуманитарного,
Объяснять взаимосвязь физической
естественно-научного и физико-математи- культуры с другими предметами и уметь
ческого циклов.
применять имеющиеся знания и навыки
Физическая культура в современном
на практике. Определять основные
обществе.
направления развития физической
культуры в современном обществе и ее
влияние на людей.
21

Физическая культура человека
Подбор упражнений и заданий для
развития физических качеств.
Оценка эффективности самостоятельных
занятий.
Особенности индивидуальной подготовки
к участию в спортивно-оздоровительных и
физкультурных мероприятиях.
Влияние образа жизни на состояние
здоровья и физическое развитие.
Связь между физическим развитием
человека и занятий физической культурой.
Физическая культура и подготовка к
будущей профессии. Составление
индивидуальных планов для
самостоятельных занятий и подготовке к
сдаче нор комплекса ВФСК «ГТО».
Физическая подготовка и её влияние на
укрепление здоровья и развитие
физических качеств.
Правила организации и проведения
соревнований по легкой атлетике.
Организация и участие в судействе
спортивно-массовых мероприятий
легкоатлетической направленности.
Организация самостоятельных занятий
легкой атлетикой.

Знать, понимать и объяснять
положительное влиянии физической
культуры на здоровье, развитие
физических качеств, формирование
положительных качеств личности.
Уметь планировать и проводить
самостоятельные занятия по физической
культуре; готовиться к спортивным
мероприятиям; к сдаче норм комплекса
ВФСК «ГТО».
Уметь составлять комплексы для
самостоятельных занятий;
организовывать и проводить спортивномассовые мероприятия.
Планировать и уметь самостоятельно
проводить занятия по подготовке к
сдаче нор комплекса ВФСК «ГТО»

Раздел 2. Способы двигательной деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подбор упражнений и заданий для
составления индивидуальных комплексов.
Самостоятельные занятия по развитию
двигательных умений и навыков и
воспитанию физических качеств.
Самоконтроль и наблюдение за своим
физическим развитием.
Самостоятельное выполнение упражнений
на преодоление собственного веса
(подтягивание на низкой и высокой
перекладине; сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа, с сопротивлением партнёра;
перенос и перекладывание снарядов (мячей
и т.п.)
Организация досуга средствами
22

Уметь
использовать приобретённые
умения и навыки в повседневной жизни,
соревновательной деятельности,
составлять индивидуальный план занятий
физической культурой и спортом,
измерять индивидуальные
показатели длины и массы тела,
сравнивать их со стандартными
значениями и определять частоту
сердечных сокращений (пальпаторно).
Знать и применять упражнения и
двигательные действия оздоровительной
направленности и составлять из них
соответствующие комплексы, подбирать
дозировку с учётом своих

физической культуры и спорта.

индивидуальных особенностей развития
и функционального состояния.

Оценка эффективности занятий
Определение уровня владения знаниями,
умениями, навыками и способами их
применение на практике.
Самоопределение уровня физической
подготовленности.

Понимать технические составляющие
двигательного действия, его назначение.
Знать основные виды тестов для
определения уровня двигательной и
физической подготовленности.
Уметь анализировать результаты
тестирования своей двигательной
подготовленности.

Раздел 3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения, повороты,
построения и перестроения на месте и в
движении.
Общеразвивающие упражнения на месте, в
движении, с предметами и без, у
гимнастической стенки, в парах на
различные группы мышц.
Специальные упражнения и задания на
укрепление мышц спины, брюшного
пресса, опорно-двигательного аппарата.
Выполнение специальных беговых и
прыжковых упражнений на время и
количество повторений

Знать и понимать основные правила
развития физических качеств.
Уметь подбирать и выполнять
комплексы общеразвивающих и
специальных упражнений различной
направленности.
Определять величину нагрузки,
учитывая индивидуальные особенности и
состояние здоровья.
Включать упражнения и задания на
укрепление и развитие различных групп
мышц и вестибулярного аппарата в
различные формы занятий физической
культурой.

Спортивно-оздоровительная деятельность
Специальная физическая подготовка.
Совершенствование техники спортивной
ходьбы. Совершенствование техники
постановки стопы при беге на различные
дистанции. Совершенствование техники
бега на спринтерских дистанциях (60, 100
м) с учётом времени. Совершенствование
техники «выбегания» из различных
стартовых положений и стартового
разгона. Совершенствование техники
пробегания спринтерской дистанции
(стартовый разгон, удержание скорости,
финиширование). Совершенствование
техники эстафетного бега в условиях
приближенным к соревновательным
23

Понимать, описывать, и
демонстрировать технику различных
видов легкой атлетики.
Применять полученный знания,
умения и навыки при совершенствовании
бега на разные дистанции, различных
прыжках и метаниях.

Уметь взаимодействовать в парах,
малых группах, командах.

(приём -передача эстафетной палочки;
вбегание и выбегание из «коридора»).
Отработка эстафетного взаимодействия (в
парах, тройках, четвёрках).
Совершенствование техники преодоления
вертикальных препятствий различной
Иметь способность организма к
высоты. Отработка тактических приёмов
продолжительному выполнению какойбега на средние и длинные дистанции.
либо работы без заметного
Совершенствование техники выполнения
снижения работоспособности
специальных беговых и прыжковых
упражнений; упражнений для метания.
Находить и применять самые
Совершенствование техники прыжка в
эффективные приёмы действий,
длину с места и разбега (на результат);
тактически мыслить.
метания снаряда (на результат).
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Полоса препятствий включающая
Применять игровые навыки в
преодоление различных препятствий и
организации физкультурно-спортивной и
закрепление полученных
досуговой деятельности.
легкоатлетических навыков.
Уметь организовывать и
Игры-задания с использованием:
планировать сотрудничество с учителем
баскетбола, футбол и гандбола.
и сверстниками.Уметь коммуницировать
в процессе групповой работы.

МОДУЛЬ 4 ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Тематическое планирование

Планируемые результаты

Раздел 1. Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
История развития лыжного спорта.
Российские лыжники на Олимпийских
играх.

Знать об истории развития лыжного
спорта. Уметь презентовать знания о
Российских лыжниках на Олимпийских
играх аудитории

Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Понятия техники лыжного спорта.
Классификация классических лыжных
ходов.
Фазовый состав и структура движений
попеременного двухшажного и
одновременных лыжных ходов.
Типичные ошибки при передвижении
классическими лыжными ходами.

Знать и уметь представить аудитории
информацию о классификации
классических и коньковых лыжных
ходов.
Иметь представление о фазовом составе,
структуре и типичных ошибках лыжных
ходов.

24

Классификация коньковых лыжных ходов.
Физическая культура человека
Здоровье и здоровый образ жизни.
Гигиенические требования занятий и
отдыха, режим питания. Значение и
содержание самоконтроля в процессе
занятий лыжным спортом.
Требования безопасности и первая помощь
при травмах во время занятий физической
культурой и спортом. Первая помощь при
обморожениях.

Знать теоретические сведения о
здоровье. Выполнять необходимые
правила здорового образа жизни в
повседневной жизни.
Знать и выполнять требования
безопасности на занятиях. Уметь оказать
первую помощь при травмах и
обморожении.

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Составление индивидуальных планов для Уметь планировать и анализировать
самостоятельных занятий и подготовке к выполнение самостоятельных занятий по
сдаче норм и требований комплекса ВФСК подготовке к сдаче норм ВФСК «ГТО»
«ГТО».
по лыжной подготовке.
Самостоятельное проведение физкультурно Уметь подбирать комплексы упражнений
– оздоровительных мероприятий для для обучающихся младших классов для
обучающихся младшего возраста.
проведения физкультурно –
оздоровительных мероприятий
Оценка эффективности занятий физической культурой
Объективные и субъективные показатели
Знать и применять объективные и
самоконтроля. Способы контроля и оценки
субъективные показатели самоконтроля,
физического развития и физической
в то числе физического развития и
подготовленности.
физической подготовленности.
Дневник самоконтроля.
Анализировать основные показатели
здоровья, физического развития и
физической подготовленности
Раздел 3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Строевые упражнения.
Комплексы общеразвивающих упражнений.
Упражнения, направленные на развитие
гибкости, координационных способностей,
силовой выносливости. Эстафеты и
прыжковые упражнения, направленные на
развитие скоростно-силовых способностей
и быстроты. Спортивные и подвижные
игры, направленные на развитие ловкости,
быстроты и выносливости. Циклические
25

Умение выполнять организационные
команды и комплексы общеразвивающих
упражнений.
Знать, классифицировать и применять
физические упражнения по
преимущественному воздействию их на
физические качества человека

упражнения, направленные на развитие
выносливости.

Спортивно-оздоровительная деятельность
Специальная подготовка.
Передвижение на лыжах по учебной лыжне
(лыжной трассе, по равнинной и
пересеченной местности). Имитационные
упражнения, выполняющиеся без
приспособлений (имитация отдельных
элементов и техники передвижения на
лыжах по частям и целиком на месте и в
движении) и с приспособлениями (лыжные
палки, кроссовая подготовка, ходьба,
преимущественно направленные на
увеличение аэробной производительности
организма и развитие волевых качеств,
специфических для лыжника. Комплексы
специальных упражнений на лыжах для
развития силовой выносливости мышц, ног
и плечевого пояса.
Техническая подготовка.
Совершенствование элементов
классических ходов:
попеременный двушажный ход,
попеременный четырёхшажный ход,
одновременный бесшажный ход,
одновременный одношажный ход,
одновременный двухшажный ход).
Совершенствование комбинированного
хода: переход с попеременного хода на
одновременный; переход с одновременного
хода на попеременный.
Обучение коньковым ходам:
полуконьковый ход;
коньковый ход без отталкивания руками;
одновременный одношажный коньковый
ход; попеременный двухшажный коньковый
ход. Спуски, подъемы, торможения.
26

Знать терминологию разучиваемых
упражнений их функционального смысла
и направленности воздействия на
организм.

Знать и уметь выполнять технику
передвижения на лыжах.

Соблюдать технику безопасности при
занятиях лыжной подготовкой.

Знать и характеризовать виды лыжных
ходов и уметь выполнять элементы
классических и коньковых ходов.
Уметь выполнять в различных
сочетаниях виды лыжных ходов,
преодоление спуска, виды торможений,
повороты и способы подъемов на лыжах.

Бег на лыжах различными способами
передвижения, эстафеты, игры соревнования, спортивные игры, игры –
задания.

Мотивационная основа на занятия
лыжными гонками, занятиями на свежем
воздухе; -учебно-познавательный интерес
к занятиям лыжной подготовкой

Приложение 1
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей
предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по
предмету «Физическая культура».
Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся
к освоению физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом
медицинских ограничений, по критериям оценивания обучающихся с нарушением
состояния здоровья1.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной
программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов
необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации.
Результаты
промежуточной
аттестации
должны
отражать
динамику
индивидуальных достижений обучающихся с учетом их состояния здоровья и
физиологических особенностей.
Оценивание индивидуальных достижений обучающихся, осуществляется с
помощью основных критериев оценивания деятельности обучающихся по модулям
программы и носит формирующий характер.
При оценивании индивидуальных достижений обучающихся выявляется полнота
и глубина изучаемого (изученного) материала знаний теоретических сведений, степень
освоения двигательных действий в объёме изучаемых требований, уровень развития
физических способностей, результат улучшения личных показателей (см., сек., м, раз),
систематичность
и
качество
выполнения
самостоятельной
физкультурнооздоровительной деятельности.

дети, имеющие основную медицинскую группу перенесшие заболевания
(травмы) в течении учебного года; дети, имеющие подготовительную медицинскую
группу и специальную медицинскую группу «А»
/приложение № 3 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских
осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период
обучения в них, утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н; Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 мая 2012 года n мд-583/19 о методических рекомендациях
"Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"/
1

27

Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе урока применительно
к содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется и оценивается
знание терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать
технику выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить
и исправить свои и чужие ошибки и т.д.
Оценка
зачтено

не зачтено

Требования
Точное соблюдение всех технических
5
требований, предъявляемых к выполняемому
(отлично)
двигательному действию.
Двигательное действие выполняется
слитно, уверенно, свободно.
Двигательное действие выполняется в
4
соответствии
с
предъявленными
(хорошо)
требованиями, слитно, свободно, но при этом
было
допущено
не
более
двух
незначительных ошибок.
Двигательное действие выполняется в
3
своей основе верно, но с одной значительной
(удовлетворительно) или не более чем с тремя незначительными
ошибками.
2
При
выполнении
двигательного
(неудовлетворительно) действия допущена грубая ошибка или число
незначительных ошибок более трёх.
1
Двигательное действие не выполнено.

Характер ошибок определяется на единой основе:
• незначительная ошибка – неточное выполнение деталей двигательного
действия, ведущее к снижению его эффективности;
• значительная ошибка - невыполнение общей структуры двигательного
действия (упражнения);
• грубая ошибка - искажение основы техники двигательного действия.
Оценивается степень понимания обучающимися технических особенностей
двигательного действия, умение анализировать и исправлять собственные ошибки.
При оценивании приобретенных навыков технические показатели оцениваются в
условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся
внешних условиях, при повышенных волевых и физических условиях, в соединении с
другими действиями и т.д.). При проверке навыков, допускающих выявление
количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно и
оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами.
При оценивании обучающихся в совершенствовании определённых физических
качеств учитываются изменения в их уровне физической подготовленности за время
учебного процесса.
Оценка качества образовательной деятельности обучающихся осуществляется с
помощью:
28

• определения объема теоретических знаний в структуре информационной
компетентности;
• определения объема и качественных характеристик практических действий,
видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная,
тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
• обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного
предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов;
• обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в
процессе освоения учебного предмета;
• оценки готовности реализовывать способы физкультурной деятельности,
степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
• определения предпочтительных качеств и способностей, например, динамики
развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков,
динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются
индивидуальные первичные результаты;
• оценки степени направленности личности на физическое совершенство,
формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных
видах двигательной активности;
• определения требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися
дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной
деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;
• оценки сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической
культурой.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО МОДУЛЯМ ПРОГРАММЫ
НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся
по модулю № 1 «Спортивные игры»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос,
тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета»
и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и
(или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Качественно выполнять тестовые упражнения раздела «Футбол»:
1.
Бег 3х10м с мячом (с).
2.
Бег 100 м (с).
3.
Смешанное передвижение с мячом (мин, с).
4.
Удары на точность попадания (кол-во попаданий).
29

5.
Комбинированная эстафета (ведение мяча, обводка стоек, удары по
воротам с различных точек) (мин, с).
Качественно выполнять тестовые упражнения раздела «Баскетбол»:
1.
Ведение мяча со сменой направления (мин, с).
2.
Броски с точек (с 4 точек по 5 бросков) (кол-во попаданий).
3.
Бросок мяча в движении после ведения.
4.
Комбинированная эстафета на умение вести мяч правой, левой рукой и
поочередно, по прямой, меняя направления, между стоек, по прямой, по кругу, по
восьмерке, 1-2 финта с имитацией передачи или остановки атаковать корзину левой и
правой рукой (мин, с).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся
по модулю № 2 «Самбо»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос,
тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета»
и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения прикладного характера.
Выполнять тестовые упражнения раздела «Гимнастика»:
1. Наклон вперед из положения сидя (см).
2. Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз за 30 с).
3. Комбинация из акробатических упражнений (баллы).
4. Опорный прыжок (баллы).
Выполнять тестовые упражнения раздела «Самбо (самозащита)»:
1. Лазание по канату (м).
2. Подтягивание на высокой перекладине (из виса лёжа на низкой перекладине) (кол-во
раз).
3. Упражнения базовой техники Самбо (баллы).
4. Упражнения техники Самозащиты (баллы).
5. Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО».
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся
по модулю № 3 «Лёгкая атлетика»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос,
тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельный подбор упражнений и заданий для составления
индивидуальных комплексов.
Самостоятельно выполнять упражнения на преодоление собственного веса
(подтягивание на низкой и высокой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре
лёжа, с сопротивлением партнёра; перенос и перекладывание снарядов (мячей и т.п.).
Качественно работать с дневником самоконтроля за состоянием здоровья (по
показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и
(или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
30

Выполнять тестовые упражнения модуля «Легкая атлетика»:
1. Бег на короткие дистанции (с).
2. Прыжок в длину с места или разбега (см).
3. Метание мяча на дальность или в цель (м, кол-во попаданий).
4. Бег на выносливость (мин).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся
по модулю № 4 «Лыжная подготовка»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос,
тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять оценку физического развития и физической
подготовленности.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета»
и увеличения подвижности суставов.
Самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на
координацию движений.
Качественно выполнять отдельные элементы техники лыжной подготовки
(изучаемых способов).
Выполнять тестовые упражнения промежуточной аттестации:
1. Бег на лыжах любым способом (по возрасту) – 500, 1000, 2000 метров (мин.).
2. Спуск со склонов (баллы).
3. Преодоление подъёмов (баллы).
4. Комплексная эстафета (мин.).
Критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния
здоровья2
• Знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат,
проектная работа) по темам модулей программы.
• Самостоятельная разработка и демонстрирование перед аудиторией
комплексов упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
• Самостоятельная разработка и демонстрирование комплекса упражнений
перед аудиторией для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности
суставов.
• Самостоятельная разработка и демонстрирование комплексов упражнений и
(или) комбинаций для занятий оздоровительной аэробикой
• Качественное выполнение технических элементов по всем модулям
программы.
• Индивидуальный
рост
физических
способностей
и
расширение
функциональных возможностей обучающегося.
• Степень освоения спортивных игр.

Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 n 13-51-263/123 "Об оценивании и
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе для занятий физической культурой"
2

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».