РПГеография

1.Целевой раздел
Планируемые личностные результаты освоения программы по географии
СОО
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в

процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к

Родине (Отечеству):
–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и

способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
–

мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки,

значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным

богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:

–

уважение

ко

всем формам

собственности, готовность к защите

своей

собственности,
–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации

собственных жизненных планов;
–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к

возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
–

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних

обязанностей.
2

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем

человечества;
–

определять количественные и качественные характеристики географических

объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
–

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,

отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
–

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для

выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
–

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
3

–

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и

экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
–

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и

процессов;
–

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и

явлений;
–

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и

ситуаций;
–

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных

воздействий;
–

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для

жизни человека;
–

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в

странах и регионах мира;
–

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,

регионов, стран и их частей;
–

характеризовать географию рынка труда;

–

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и

миграции населения стран, регионов мира;
–

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей

хозяйства отдельных стран и регионов мира;
–

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов

мира;
–

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

–

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,

используя показатель внутреннего валового продукта;
–

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных

источников информации в современных условиях функционирования экономики;
–

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

–

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-

экономических и политических отношений;
–

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и

развитие мирового хозяйства.
4

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим
в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
оценивать

социально-экономические

последствия

изменения

современной

политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать

основные

направления

международных

исследований

малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать

принципы

выделения

и

устанавливать

соотношения

государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
5

между

давать

оценку

международной

деятельности,

направленной

на

решение

глобальных проблем человечества.
География
В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в
формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для
повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной
позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других
источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей
общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и
углубленном уровнях.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на
формирование целостного восприятия мира.
Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение
базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания,
ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию;
развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это
предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний;
формирование умения применять полученные знания для решения практических и
учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение
предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение
анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной
деятельности человека, моделировать и проектировать территориальные взаимодействия
различных географических явлений и процессов.
Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и
классы, в которых предмет может изучаться.

6

Примерна программа учитывает возможность получения знаний в том числе через
практическую

деятельность.

В

программе

содержится

примерный

перечень

практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из
перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости
достижения предметных результатов.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности

размещения

природных

ресурсов.

Ресурсообеспеченность.

Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и
ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население

мира.

Численность,

воспроизводство,

динамика

населения.

Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура
населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское
население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География
рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения.
Урбанизация.
Мировое

хозяйство.

Географическое

разделение

труда.

Отраслевая

и

территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие
сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная

географическая

характеристика

стран

и

регионов

мира.

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и
стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы
освоения

и

развития

Арктики

и

Антарктики.
7

Международная

специализация

крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные
организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Примерный перечень практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными
видами ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка
перспектив развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической
карты мира.
Анализ

грузооборота

и

пассажиропотока

по

основным

транспортным

магистралям мира.
Выявление причин

неравномерности хозяйственного освоения различных

территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
8

Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической
и тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира
(Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной
и нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом
разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ

и

объяснение

особенностей

современного

геополитического

и

геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации

приоритетных

глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на
картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм, картосхем.

2. Содержательный раздел
В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в
формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для
повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной
позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других

9

источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей
общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и
углубленном уровнях.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на
формирование целостного восприятия мира.
Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение
базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания,
ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию;
развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это
предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний;
формирование умения применять полученные знания для решения практических и
учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение
предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение
анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной
деятельности человека, моделировать и проектировать территориальные взаимодействия
различных географических явлений и процессов.
Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и
классы, в которых предмет может изучаться.
Примерна программа учитывает возможность получения знаний в том числе через
практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень
практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из
перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости
достижения предметных результатов.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности
размещения
природных
ресурсов.
Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
10

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура
населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское
население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География
рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения.
Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие
сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и
развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные
организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.

3. Тематический раздел
Содержание курса «Экономическая и социальная география» 10
класс
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
Экономическая и социальная география в системе географических наук; Методы,
подходы, концепции экономической и социальной географии.

11

РАЗДЕЛ I.
ОБЩИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО МИРА -

34 часа

Политическое устройство мира – 3 часа
Политическая карта мира. Особенности современной политической карты мира.
Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй,
формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
Практическая работа № 1: «Составление карты-схемы «Классификация стран по
различным признакам»
Природа и человек в современном мире - 7 часов
Географическая среда и человек. Мировые ресурсы Земли, и природопользование.
География минеральных природных ресурсов. Земельные и лесные ресурсы мира.
Мировые водные ресурсы. География неисчерпаемых природных ресурсов.
Экологические проблемы мира.
Практическая работа № 2: « «Оценка по картам и статистическим материалам
ресурсообеспеченности одной из стран мира»
Практическая работа №3 «Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду».
Население мира - 6 часов
Численность населения мира и демографическая политика. Возрастной, половой и
социальный состав населения мира. Расовый и этнический состав населения. Историко –
культурное районирование мира. Религии мира и религиозный состав населения.
Размещение и расселение населения мира. Проблемы населения современного мира.
Практическая работа №4 «Прогнозирование изменения численности населения
мира и отдельных регионов».
Практическая работа №5 «Определение состава и структуры населения на основе
статистических данных».
Практическая работа №6 «Выявление основных закономерностей расселения на
основе анализа физической и тематических карт мира».
Практическая работа №7 «Выявление и характеристика основных направлений
миграции населения».
Мировое хозяйство и география основных отраслей - 15 часов
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Научно-техническая
революция и ее роль в становлении мирового хозяйства. Факторы размещения и
территориальная структура мирового хозяйства. Топливная промышленность и
энергетика мира. Мировая металлургия. Машиностроение мира. Мировая химическая
промышленность. Производство строительных материалов и лесная промышленность.
Легкая и пищевая промышленность мира. Сельское хозяйство. Растениеводство мира.
Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировой транспорт.
Мировая торговля и сфера услуг. Международная специализация и интеграция стран и
регионов мира.
12

Практическая работа №8 «Анализ участия стран и регионов мира в международном
географическом разделении труда».
Практическая работа №9 «Составление экономико-географической характеристики
одной из отраслей промышленности».
Практическая работа №10 «Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным
транспортным магистралям мира».
Россия в современном мире – 2 час
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России.
Практическая работа №11 «Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического положения России
Раздел 2. «Экономическая и социальная география» 11 классРегиональная
география и страноведение – 34 часа

13

Тема: Регионы и страны мира (2 ч.)
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональное
деление мира. Региональная политика.

Интеграция регионов в единое мировое

сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые
союзы.
Практическая работа № 1. «Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору)».
Практическая работа № 2. «Сравнительная оценка основных показателей уровня и
качества жизни населения в развитых и развивающихся странах».
Тема: Европа (5 ч.)
Особенности

ЭГП,

природно-ресурсного

потенциала,

населения

Европы.

Особенности хозяйства Европы. Международная специализация региона. Особенности
ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран Европы. Международная специализация
крупнейших стран Европы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Практическая работа № 3. «Составление сравнительной характеристики двух
промышленных районов Европы».
Тема: Азия (6 ч.)
Особенности

ЭГП,

природно-ресурсного

потенциала,

населения

Азии.

Особенности хозяйства Азии. Международная специализация региона. Особенности
ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов Азии. Международная специализация крупнейших
стран Азии. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Особенности ЭГП,
природно-ресурсного

потенциала,

населения,

хозяйства,

культуры,

современных

проблем развития крупных стран Азии: Япония, Китай, Индия.
Практическая работа № 4. «Составление сравнительной характеристики двух
регионов Азии (по выбору) на основе различных источников информации».
Практическая работа № 5. «Характеристика размещения хозяйства».
Практическая работа № 6. «Оценка эффективности демографической политики
Китая на основе статистических данных».
Тема: Северная Америка (4 ч.)

14

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения Северной
Америки. Особенности хозяйства Северной Америки. Международная специализация
региона. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современных проблем развития крупных стран Северной Америки: США,
Канада. Международная специализация крупнейших стран Северной Америки. Ведущие
страны-экспортеры основных видов продукции.
Тема: Южная Америка (5 ч.)
Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения Южной Америки.
Особенности хозяйства Южной Америки. Международная специализация региона.
Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупных регионов Южной Америки. Особенности
хозяйства крупных регионов Южной Америки. Особенности ЭГП, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных
стран Южной Америки. Международная специализация крупнейших стран Южной
Америки. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Комплексная
характеристика Бразилии.
Практическая работа № 7. «Определение по статистическим материалам
тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства стран Южной Америки».
Тема: Австралия и Океания (1 ч.)
Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения Австралии и
Океании. Особенности хозяйства Австралии и Океании. Международная специализация
региона. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики.
Тема: Африка (4 ч.)
Особенности

ЭГП,

природно-ресурсного

потенциала,

населения

Африки.

Особенности хозяйства крупных регионов Африки. Международная специализация
региона. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры,

современных проблем развития крупных регионов Африки. Особенности

ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных стран Африки. Международная специализация крупнейших
стран. Африки. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Практическая работа № 8. «Сравнительная характеристика стран Африки (по
выбору)»
Тема: Россия на ПКМ и в мировом хозяйстве ( 1 ч.)

15

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа № 9. « Определение основных направлений внешних
экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее
развитыми странами мира».
Тема: Роль географии в решении глобальных проблем человечества (1ч)
Практическая работа № 10 «Выявление на основе различных источников
информации

приоритетных

глобальных

проблем

человечества.

Аргументация

представленной точки зрения. Анализ международного сотрудничества по решению
глобальных проблем человечества».

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».