РП Физика (база)

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение физике по данной рабочей программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной
образовательной
программы,
соответствующих
требованиям
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Личностными результатами освоения основной образовательной программы
среднего общего образования являются:
• формирование мотивации к дальнейшей образовательной деятельности, оценки
собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей
профессиональной деятельности, сознательного отношения к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности: обсуждение
физики как науки, её связей с другими естественными науками, выполнение
исследовательских и конструкторских заданий;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей:
объяснение физических процессов и явлений на основе теорий, знакомство с работами
физиков-классиков, выполнение проектов и учебных исследований;
• формирование убеждённости в необходимости познания природы, в развитии науки и
технологий для дальнейшего научно-технического прогресса: знакомство с историей
развития физики, с научными достижениями в освоении космоса, развитии радиосвязи,
телевидения, ядерной энергетики и др.;
• развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний и
умений: экспериментальное исследование объектов физики, опытное подтверждение
физических законов и теорий, объяснение наблюдаемых явлений на основе физических
теорий, теоретические обобщения с использованием общенаучных понятий и
методологических принципов;
• ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к
творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в развитие фундаментальных
физических теорий, астрофизики.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
среднего общего образования являются:
• владение умением проектировать самостоятельную учебно-познавательную
деятельность: определение объекта исследования, постановка целей, выбор
теоретического или экспериментального метода исследования, формулировка гипотезы
исследования, получение из неё следствий (выводов), экспериментальная проверка
следствий, оценка полученных результатов и проведение самоконтроля;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели физических явлений,
экспериментально проверять выдвигаемые гипотезы, предсказывать результаты опытов
или наблюдений на основе физических законов и теорий, устанавливать границы их
применимости;

• понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами исследования,
исходными фактами и гипотезами, теоретическими и техническими моделями,
теоретическими моделями и реальными объектами, отличий научных данных от
непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека, для дальнейшего научнотехнического прогресса;
• формирование основ экологического мышления, осознание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта
экологонаправленной деятельности: рассмотрение экологических проблем, связанных с
использованием тепловых двигателей, с эксплуатацией АЭС, выполнение межпредметных
проектов экологического содержания;
•
совершенствование
опыта
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая: способность и готовность к поиску информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных,
образовательных интернет-ресурсов) и информационных технологий; умений
обрабатывать и представлять информацию в разных формах (словесно, с помощью
графиков, математических символов, рисунков и структурных схем), критически её
оценивать и интерпретировать;
• готовность к самостоятельному исследованию физических объектов, оформлению его
результатов в виде докладов, рефератов, проектов; приобщение к опыту проектной и
учебно-исследовательской деятельности и публичного представления её результатов, в
том числе с использованием средств ИКТ;
• развитие умений вести дискуссию, выслушивать разные точки зрения, признавать право
другого человека на иное мнение, отстаивать свои взгляды и убеждения, работать в
группе с выполнением различных социальных ролей, эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования представлены на базовом и углублённом уровнях.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
По окончании изучения курса на базовом уровне обучающийся научится:
• использовать основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории,
физическую терминологию и символику, использовать информацию физического
содержания при решении учебно-познавательных и практических задач, интегрируя
информацию из различных источников, критически её оценивая и интерпретируя;
• применять в учебно-исследовательской деятельности научный метод познания
(проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы исследований,
планировать и выполнять эксперименты с использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов, представлять результаты прямых и косвенных измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, проводить измерения и их математическую
обработку, объяснять полученные результаты и делать выводы, понимать неизбежность
погрешностей измерений физических величин, оценивать погрешности результатов
измерений, обнаруживать и исследовать зависимости между физическими величинами,
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы) и
формы научного познания (факты, законы, теории);

• решать качественные задачи (в том числе межпредметного характера) на основе
моделей, физических величин и законов, выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
• решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,
необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и проверять полученный
результат;
• применять знания об устройстве, принципах действия и основных характеристиках
машин, приборов и других технических объектов для решения практических, учебноисследовательских и проектных задач; знания о физических объектах и процессах в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
По окончании изучения курса на базовом уровне обучающийся получит возможность
научиться:
• понимать и объяснять целостность физической теории, устанавливать границы её
применимости и место в ряду других физических теорий;
• характеризовать системную связь между такими основополагающими научными
понятиями, как пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
• демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей; взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
• обсуждать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические — и роль физики в решении этих проблем;
• решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.
Механика
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие механические явления, как равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения,
свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие
тел, деформация тел, невесомость, перегрузки, реактивное движение, поступательное
движение, равновесие сил, передача давления жидкостями и газами, атмосферное
давление, плавание тел, колебательное движение, волновые явления, звук;
• описывать механические явления, используя такие физические величины, как
перемещение, путь, время, скорость, ускорение, период и частота обращения, масса тела,
плотность вещества, сила, равнодействующая сила, вес тела, коэффициент перегрузки,
коэффициент трения скольжения, импульс тела, импульс силы, механическая работа,
механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, полная
механическая энергия, мощность, момент силы, КПД простого механизма, давление,
амплитуда, период и частота колебаний, длина и скорость распространения волны; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами;

• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, оценивать погрешности
прямых и косвенных измерений;
• понимать смысл физических законов: сложения (преобразования) скоростей, инерции,
Ньютона, всемирного тяготения, Кеплера, Гука, сохранения импульса, сохранения полной
механической энергии, Паскаля, Архимеда; уравнений: равномерного и равноускоренного
прямолинейного движений тела, гармонических колебаний; условий равновесия твёрдого
тела; принципов: относительности Галилея, суперпозиции сил; теоремы о кинетической
энергии, теоремы о потенциальной энергии; отличать словесную формулировку закона от
его математической записи; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи
физических величин;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические
величины, и физические законы, представляя решение в общем виде, графически и (или) в
числовом выражении;
• выполнять экспериментальные исследования механических явлений: относительности
механического движения, равномерного и равноускоренного прямолинейного движений,
движения тела, брошенного горизонтально, равномерного движения по окружности,
взаимодействий тел, упругой деформации пружины, трения скольжения, сохранения
полной механической энергии в замкнутой системе тел, равновесия твёрдых тел,
механических колебаний и волн;
• выделять главные признаки таких физических моделей, как материальная точка,
инерциальная система отсчёта, замкнутая система, абсолютно твёрдое тело, идеальная
жидкость (на примере воды), гармонические колебания, пружинный маятник,
математический маятник. По окончании изучения курса обучающийся получит
возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний о механических явлениях и
физических законах; использовать эти знания в повседневной жизни: для бытовых нужд, в
учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования машин, механизмов,
технических устройств и приборов;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости (например, перемещения, пути и скорости от времени
движения, силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы
нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды, периода колебаний
математического маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от
массы груза и жёсткости пружины);
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие
физической науки: опытов Галилея, Кавендиша, Торричелли, Архимеда;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её
обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и учебноисследовательские работы по механике.
Молекулярная физика и термодинамика
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие тепловые явления, как диффузия, броуновское движение, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, тепловое

(термодинамическое) равновесие, тепловое (хаотическое) движение молекул газа,
изменения состояний идеального газа при изопроцессах, теплообмен, агрегатные
состояния вещества и их изменения (фазовые переходы) — испарение, конденсация,
кипение, плавление, кристаллизация, анизотропия свойств монокристаллов, изотропия
свойств поликристаллов;
• описывать тепловые явления, используя статистический и термодинамический методы,
такие физические величины, как количество вещества, молярная масса, температура,
средняя квадратичная скорость, наиболее вероятная скорость, средняя кинетическая
энергия движения молекул идеального газа, внутренняя энергия одноатомного идеального
газа, давление и объём идеального газа, количество теплоты, внутренняя энергия
термодинамической системы, работа газа при изобарном процессе, удельная теплоёмкость
вещества, КПД теплового двигателя, удельная теплота парообразования и конденсации
жидкости, абсолютная и относительная влажности воздуха, удельная теплота плавления
вещества; при описании правильно трактовать физический смысл
величин, их
обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, оценивать погрешности
прямых и косвенных измерений;
• понимать смысл физических законов: сохранения энергии для тепловых процессов
(первый закон термодинамики), Бойля — Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, второго закона
термодинамики; уравнений: состояния идеального газа (уравнения Клапейрона —
Менделеева), основного уравнения МКТ, теплового баланса; физических констант:
постоянной Авогадро, атомной единицы массы, постоянной Больцмана, универсальной
газовой постоянной; отличать словесную формулировку закона от его математической
записи, объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи физических величин;
• выполнять экспериментальные исследования тепловых явлений: диффузии,
броуновского движения, теплообмена, зависимостей между физическими величинами —
макропараметрами термодинамической системы, изменений агрегатных состояний
вещества, влажности воздуха;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические
величины, и физические законы, представляя решение в общем виде, графически и (или) в
числовом выражении;
• выделять главные признаки таких физических моделей, как термодинамическая система,
равновесное состояние системы, равновесный процесс, теплоизолированная система,
идеальный газ, идеальный тепловой двигатель, цикл Карно.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний о тепловых явлениях и
физических законах; использовать эти знания в повседневной жизни: для бытовых нужд, в
учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования машин, механизмов,
технических устройств и приборов, соблюдения норм экологической безопасности
(использование тепловых двигателей и охрана природы);
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости (например, температуры остывающего тела от времени,
давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре);
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие
физической науки: опытов Штерна, Перрена, Джоуля;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её
обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и
исследовательские работы по молекулярной физике.
Электродинамика
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие электромагнитные явления, как электризация тел, взаимодействие
электрических зарядов, электростатическая индукция, поляризация диэлектриков,
электронная проводимость металлов, электрический ток, тепловое действие тока,
электрический ток в вакууме, газах,
растворах и расплавах электролитов,
полупроводниках, взаимодействие постоянных магнитов, действие магнитного поля на
проводник с током, рамку с током и движущиеся заряженные частицы, магнитные
свойства вещества, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция,
свободные и вынужденные электромагнитные колебания, электромагнитные волны и их
свойства, амплитудная модуляция, детектирование, прямолинейное распространение,
отражение и преломление света, дисперсия света, близорукость и дальнозоркость,
интерференция и дифракция света;
• описывать электромагнитные явления, используя такие физические величины, как
электрический заряд, кулоновская сила, напряжённость электростатического поля, работа
сил однородного электростатического поля, потенциальная энергия заряда в однородном
электростатическом поле, потенциал электростатического поля и разность потенциалов
(напряжение), диэлектрическая проницаемость вещества, электроёмкость конденсатора,
сила тока, ЭДС, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа и мощность постоянного тока,
индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, магнитный поток, индуктивность
контура
(коэффициент самоиндукции), магнитная проницаемость вещества, ЭДС индукции, ЭДС
самоиндукции, период и частота собственных электромагнитных колебаний, циклическая
частота
переменного тока, действующие значения силы переменного тока и переменного
напряжения, коэффициент трансформации, скорость и длина электромагнитной волны,
абсолютный и относительный показатели преломления, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, оценивать погрешности
прямых и косвенных измерений;
• анализировать спектр электромагнитных волн: основные источники излучений, примеры
практического использования;
• понимать смысл физических законов: сохранения электрического заряда, Ома для
участка цепи, для полной (замкнутой) цепи, Джоуля — Ленца, Ампера, электромагнитной
индукции, прямолинейного распространения света, независимости световых пучков,
отражения света, преломления света; принципов: Гюйгенса, Гюйгенса — Френеля;
формулы Томсона; условий: интерференционных максимумов и минимумов,

дифракционных максимумов и минимумов; отличать словесную формулировку закона от
его математической записи; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи
физических величин;
• определять направления векторов кулоновских сил, напряжённости электростатического
поля, индукции магнитного поля, силы Ампера, силы Лоренца, хода лучей при
построении изображений предмета в плоских зеркалах, тонкой собирающей и
рассеивающей линзах;
•
выполнять
экспериментальные
исследования
электромагнитных
явлений:
взаимодействия электрических зарядов, существования электрического тока в различных
средах, магнитного взаимодействия проводников с токами, электромагнитной индукции,
отражения и преломления света, интерференции и дифракции света; законов: Ома для
участка цепи, полной (замкнутой) цепи, электромагнитной индукции, отражения и
преломления света;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические
величины, и физические законы, на построение изображений предмета в плоских зеркалах
и тонких линзах, представляя решение в общем виде, графически и (или) в числовом
выражении;
• выделять главные признаки таких физических моделей, как точечный неподвижный
заряд, пробный заряд, линии напряжённости электростатического поля, однородное
электростатическое поле, эквипотенциальные поверхности, электронный газ, однородное
магнитное поле, линии индукции магнитного поля, замкнутый проводящий контур,
идеальный колебательный контур, гармоническая электромагнитная волна, точечный
источник света, световой луч, однородная и изотропная среда, плоская световая волна,
тонкая линза.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний об электромагнитных
явлениях и физических законах; использовать эти знания в повседневной жизни: для
бытовых нужд, в учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования
машин, механизмов, технических устройств и приборов;
• проводить расчёты электрических цепей с последовательным, параллельным и
смешанным соединениями проводников;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости (например, силы тока от напряжения между концами
участка цепи, сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения
света);
• понимать действие полупроводниковых приборов, электрических бытовых приборов
(источников постоянного тока, нагревательных элементов и др.), электроизмерительных
приборов (амперметров, вольтметров), трансформаторов, двигателей постоянного и
переменного тока, призм, линз и оптических систем на их основе, оптических приборов,
принципы радиосвязи и телевидения;
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие
физической науки: опытов Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея, Герца, Ньютона (по
наблюдению и исследованию явления дисперсии света), Юнга; концепции близкодействия
и дальнодействия;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её
обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и
исследовательские работы по электродинамике и оптике.
Основы специальной теории относительности
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• описывать явления СТО, используя такие физические величины и понятия, как скорость
света, энергия покоя, релятивистская (полная) энергия, дефект масс, энергия связи
атомного ядра; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами;
• формулировать постулаты СТО, различать принципы относительности Галилея и
Эйнштейна;
• понимать смысл закона взаимосвязи массы и энергии (формулу Эйнштейна);
• использовать формулы и выводы СТО для количественного описания взаимодействия
между нуклонами, в частности для определения энергии связи атомного ядра (по дефекту
масс).
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• раскрывать противоречия между принципом относительности Галилея и законами
электродинамики;
• обсуждать модели пространства и времени в классической механике, связь пространства
и времени в СТО;
• понимать значение СТО для современных исследований в разных областях науки и
техники.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие квантовые явления, как равновесное тепловое излучение, внешний
фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм свойств света, давление света, поглощение
и испускание света атомами, непрерывный и линейчатый спектры, взаимодействие между
нуклонами, естественная и искусственная радиоактивность, радиоактивный распад,
ядерные реакции, деление и синтез ядер, цепная ядерная реакция, термоядерные реакции,
ионизирующее излучение, превращения
элементарных частиц, фундаментальные
взаимодействия;
• описывать квантовые явления, используя такие физические величины, как спектральная
плотность энергетической светимости, скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота электромагнитного излучения, энергия кванта, постоянная Планка, зарядовое и
массовое числа, атомная единица массы, удельная энергия связи атомного ядра, период
полураспада, активность радиоактивного образца, поглощённая доза излучения,
эквивалентная доза; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами;
• понимать смысл квантовой гипотезы Планка, постоянной Планка, гипотезы де Бройля,
соотношения неопределённостей Гейзенберга; физических законов для квантовых

явлений: внешнего фотоэффекта, сохранения энергии, электрического заряда, массового и
зарядового чисел; радиоактивного распада; уравнения Эйнштейна для фотоэффекта;
постулатов Бора; правил смещения для альфа-распада и бета-распада; отличать словесную
формулировку закона от его математической записи; объяснять содержание законов на
уровне взаимосвязи физических величин;
• изучать экспериментально возникновение непрерывного и линейчатого спектров,
явление внешнего фотоэффекта, проводить измерения естественного радиационного фона,
исследования треков заряженных частиц по фотографиям; понимать устройство и
физические основы работы вакуумного фотоэлемента, дозиметра, ядерного реактора;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические
величины, и физические законы, представляя решение в общем виде и (или) в числовом
выражении;
• выделять главные признаки таких физических моделей, как абсолютно чёрное тело,
планетарная модель атома, протонно-нейтронная модель атомного ядра.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний о квантовых явлениях и
физических законах: применение метода спектрального анализа в науке и технике,
определение возраста Земли с помощью закона радиоактивного распада, примеры влияния
радиоактивных излучений на живые организмы; использовать эти знания в повседневной
жизни: в быту, в учебных целях, для сохранения здоровья и соблюдения радиационной
безопасности;
• понимать образование серий Бальмера и Лаймана в спектре атома водорода,
статистический характер закона радиоактивного распада, устройство и принципы
действия измерительных дозиметрических приборов, принципы, положенные в основу
работы атомной энергетики;
• проводить расчёты энергетического выхода ядерных реакций;
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие
физической науки: опытов Столетова, Лебедева, Резерфорда; экспериментов,
подтверждающих гипотезу де Бройля;
• обсуждать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций (АЭС), анализировать пути решения этих проблем, перспективы
использования атомной и термоядерной энергетики;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её
обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и
исследовательские работы по квантовой теории электромагнитного излучения, физике
атома и атомного ядра.
Строение Вселенной
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• понимать основные методы исследования удалённых объектов Вселенной (метод
параллакса, радиолокационный метод);
• решать физические задачи на определение расстояний до космических объектов, на
применение законов Кеплера;
• описывать структуру нашей Галактики, строение Солнца и физические процессы,
происходящие на Солнце, характеристики звёзд и этапы их эволюции;

• объяснять физические свойства планет земной группы, планет-гигантов и малых тел
Солнечной системы;
• приводить примеры проявления солнечной активности и её влияния на нашу планету,
словесную формулировку и математическую запись закона Хаббла.
По окончании курса обучающийся получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов;
• объяснять движение тел Солнечной системы, используя законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, законы Кеплера;
• использовать карту звёздного неба при астрономических наблюдениях;
• обсуждать гипотезы о происхождении Солнечной системы и эволюции Вселенной,
исторические этапы развития физической картины мира, важнейшие методологические
принципы.

2. Содержание курса физики
10-11 классов
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Физика и естественнонаучный метод познания природы
Физика и уровни познания природы. Естественнонаучные методы изучения природы.
Научные гипотезы. Метод моделирования. Физические законы. Физические теории и
принцип соответствия. Элементы физической картины мира. Измерение физических
величин. Международная система единиц. Погрешности измерений физических величин.
Физика и культура.
Механика
Механическое движение. Система отсчёта. Способы описания движения. Поступательное
движение. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное
движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения
(преобразования) скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном
движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение.
Свободное падение тел. Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.
Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности.
Центростремительное ускорение. Опыты Галилея. Закон инерции — первый закон
Ньютона. Инертность. Масса тела. Плотность вещества. Способы измерения массы. Сила.
Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Взаимодействие тел. Третий закон
Ньютона. Принцип относительности Галилея. Гравитационные силы. Законы Кеплера.
Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Сила тяжести. Сила упругости. Закон
Гука. Вес тела. Перегрузки. Невесомость. Силы трения. Коэффициент трения скольжения.
Импульс тела (материальной точки). Импульс тела и второй закон Ньютона. Замкнутая
система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа.
Мощность. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения.
Механическая энергия. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии.
Потенциальная энергия. Теорема о потенциальной энергии. Закон сохранения полной
механической энергии.
Условия равновесия материальной точки и твёрдого тела. Виды равновесия. Простые
механизмы. Условие равновесия рычага. Коэффициент полезного действия (КПД)
механизмов и машин. Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Закон Архимеда.
Условие плавания тел.
Свободные колебания. Колебательные системы. Период, частота и амплитуда колебаний.
Гармонические колебания. Свободные колебания пружинного маятника. Период
колебаний пружинного маятника. Свободные колебания математического маятника.
Период колебаний математического маятника. Превращение энергии при гармонических
колебаниях. Вынужденные колебания. Механические волны. Продольные и поперечные
волны. Длина и скорость распространения волны. Звук и его характеристики.
Молекулярная физика и термодинамика
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Строение вещества. Масса и
размеры молекул. Постоянная Авогадро. Тепловое движение частиц вещества.
Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения

газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Идеальный
газ.
Статистический
метод
описания
теплового
движения.
Термодинамический
метод.
Термодинамическое
равновесие.
Равновесный
термодинамический процесс. Температура. Шкала Цельсия. Термодинамическая
(абсолютная) шкала температур. Абсолютная температура. Тепловое движение молекул
газа. Опыт Штерна. Средняя квадратичная скорость и средняя кинетическая энергия
хаотического движения молекул газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической
теории. Температура и средняя кинетическая энергия молекул. Постоянная Больцмана.
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона — Менделеева).
Универсальная газовая постоянная. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа.
Молекулярно-кинетическая теория и газовые законы. Внутренняя энергия
термодинамической системы. Адиабатический процесс. Работа идеального газа в
термодинамике. Количество теплоты. Опыты Джоуля. Первый закон термодинамики.
Удельная теплоёмкость вещества. Применение первого закона термодинамики к
изопроцессам. Тепловой двигатель. КПД теплового двигателя. Второй закон
термодинамики. Цикл Карно. Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы
использования тепловых двигателей. Фаза. Насыщенный и ненасыщенный пары.
Критическая температура. Парообразование. Испарение и конденсация. Удельная теплота
парообразования и
конденсации
жидкости.
Кипение.
Влажность
воздуха.
Кристаллические и аморфные тела. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота
плавления вещества.
Электродинамика
Электрический заряд и его свойства. Закон сохранения электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов. Опыты Кулона. Кулоновские силы.
Электростатическое поле.
Напряжённость
электростатического
поля.
Линии
напряжённости электростатического поля. Однородное электростатическое поле.
Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле. Работа сил
однородного электростатического поля. Потенциал электростатического поля и разность
потенциалов (напряжение). Связь между напряжённостью электростатического поля и
напряжением. Эквипотенциальные поверхности. Проводники в электростатическом поле.
Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества.
Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Электронная проводимость металлов. Модель
электронного газа. Постоянный ток. Сила тока. Источники постоянного тока. Сторонние
силы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление вещества. Работа и
мощность постоянного тока. Закон Джоуля — Ленца. Закон Ома для полной (замкнутой)
цепи. Расчёт электрических цепей. Электрический ток в вакууме, газах, растворах и
расплавах электролитов, в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Магнитное
поле тока. Опыт Эрстеда. Индукция магнитного поля. Однородное магнитное поле. Линии
индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила
Ампера. Закон Ампера. Опыты Ампера. Действие магнитного поля на рамку с током.
Электрический двигатель. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные
частицы. Сила Лоренца. Магнитный поток. Индуктивность контура. Магнитные свойства
вещества. Магнитная проницаемость среды. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной
индукции. Индукционный ток. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции. Закон
электромагнитной индукции. Способы получения индукционного тока. Самоиндукция.

Свободные электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Процессы при
гармонических
колебаниях
в
контуре.
Формула
Томсона.
Вынужденные
электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Коэффициент
трансформации. Производство, передача и использование электрической энергии.
Открытый колебательный контур. Гармоническая электромагнитная волна. Длина и
скорость распространения электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн.
Спектр электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы. Принципы радиосвязи и телевидения. Закон прямолинейного распространения
света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Построение изображений в плоском
зеркале. Закон преломления света. Дисперсия света. Опыты Ньютона. Линзы. Построение
изображений в тонкой собирающей и рассеивающей линзах. Глаз как оптическая система.
Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы. Интерференция волн. Когерентные
источники волн. Интерференция света. Опыт Юнга. Дифракция волн. Дифракция света.
Принцип Гюйгенса — Френеля.
Основы специальной теория относительности
Представления о пространстве и времени в классической механике. Постулаты
специальной теории относительности. Массовые и безмассовые частицы. Энергия покоя.
Формула Эйнштейна. Релятивистская (полная) энергия. Дефект масс и энергия связи
атомного ядра.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Равновесное тепловое излучение. Абсолютно чёрное тело. Спектральная плотность
энергетической светимости. Квантовая гипотеза Планка. Постоянная Планка. Явление
внешнего фотоэффекта. Вакуумный фотоэлемент. Законы внешнего фотоэффекта.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Давление света. Опыты Лебедева.
Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Линейчатые спектры. Волновые свойства
частиц. Гипотеза де Бройля.
Дифракция электронов. Соотношение неопределённости Гейзенберга. Нуклонная модель
атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Удельная энергия связи атомного ядра.
Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Правила
смещения для альфа-распада и бета-распада. Период полураспада. Закон радиоактивного
распада. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Термоядерные реакции. Ионизирующее излучение и его
биологическое действие. Дозиметрия. Элементарные частицы и их превращения.
Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Вселенная и её объекты. Определение расстояний до небесных тел. Строение Галактики.
Закон Хаббла. Расширение Вселенной и её эволюция. Физическая природа Солнца и
звёзд. Эволюция звёзд. Солнечная активность и её влияние на Землю. Физическая природа
тел Солнечной системы.

Примерные темы фронтальных лабораторных работ
(базовый уровень)
1. Измерение модуля ускорения тела при равноускоренном прямолинейном
движении.
2. Исследование равноускоренного прямолинейного движения на модели.
3. Исследование движения тела, брошенного горизонтально.
4. Исследование равномерного движения тела по окружности.
5. Измерение жёсткости пружины.
6. Измерение коэффициента трения скольжения.
7. Исследование свойства сохранения полной механической энергии в замкнутой
системе тел.
1. Экспериментальная проверка закона Бойля — Мариотта.
2. Измерение относительной влажности воздуха.
3. Определение удельной теплоты плавления льда.
4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
5. Определение элементарного заряда при электролизе.
6. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Исследование способов
получения ЭДС индукции.
7. Исследование колебаний пружинного маятника.
8. Определение ускорения свободного падения с помощью математического
маятника.
9. Измерение показателя преломления стекла.
10. Измерение оптической силы тонкой собирающей линзы.
11. Наблюдение явлений интерференции и дифракции света.
12. Оценка длины световой волны.
13. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.
14. Измерение естественного радиационного фона.

3. Тематическое планирование
10 класс. Базовый уровень
(2 часа в неделю)

Разделы (часы)
Научный метод познания (3)
Физика и уровни познания природы.
Естественнонаучные методы изучения
природы. Научные гипотезы. Метод
моделирования. Физические законы.
Физические теории. Элементы физической
картины мира. Измерение физических
величин. Международная система единиц.
Погрешности измерений физических
величин.
Основы кинематики (8)
Механическое движение. Система отсчёта.
Способы описания движения.
Поступательное движение. Траектория
движения. Путь. Перемещение.
Равномерное прямолинейное движение.
Скорость. Относительность механического
движения. Закон сложения
(преобразования) скоростей. Графики
движения. Средняя скорость при
неравномерном движении. Мгновенная
скорость. Равноускоренное прямолинейное
движение. Ускорение. Свободное падение
тел. Перемещение при равноускоренном
прямолинейном движении. Криволинейное
движение. Период и частота обращения.
Угловая скорость. Равномерное движение
по окружности. Центростремительное
ускорение.
Решение задач.
Динамика (10)
Опыты Галилея. Закон инерции — первый
закон Ньютона. Инертность. Масса тела.
Плотность вещества. Способы измерения
массы. Сила. Второй закон Ньютона.
Принцип суперпозиции сил.
Взаимодействие тел. Третий закон
Ньютона. Принцип относительности
Галилея.
Гравитационные силы. Законы Кеплера.
Закон всемирного тяготения. Опыт
Кавендиша. Сила тяжести. Сила упругости.
Закон Гука. Вес тела. Перегрузки.
Невесомость. Силы трения. Коэффициент

Темы фронтальных лабораторных работ

1. Измерение модуля ускорения тела при
равноускоренном прямолинейном
движении.
2. Исследование равномерного движения
тела по окружности.

3. Измерение жёсткости пружины.

Исследование свойства сохранения полной
механической энергии в замкнутой системе

трения скольжения. Решение задач.

тел.

Законы сохранения в механике (8)
Импульс тела (материальной точки).
Импульс тела и второй закон Ньютона.
Замкнутая система тел.
Закон сохранения импульса. Реактивное
движение.
Механическая работа. Мощность. Работа
силы тяжести, силы упругости и силы
трения. Механическая энергия.
Кинетическая энергия. Теорема о
кинетической энергии. Потенциальная
энергия. Теорема о потенциальной энергии.
Закон сохранения полной механической
энергии. Решение задач.
Статика. Законы гидро- и аэростатики
(5)
Условия равновесия материальной точки и
твёрдого тела. Виды равновесия
Простые механизмы. Условие равновесия
рычага. Коэффициент полезного действия
(КПД) механизмов и машин. Давление.
Закон Паскаля. Атмосферное давление.
Закон Архимеда.
Условие плавания тел. Решение задач.
Методы изучения тепловых
явлений. Температура (3)
Основные положения молекулярнокинетической теории. Строение вещества.
Масса и размеры молекул. Постоянная
Авогадро. Тепловое
движение частиц вещества. Броуновское
движение. Диффузия. Взаимодействие
частиц вещества. Модели строения газов,
жидкостей и твёрдых тел и объяснение
свойств вещества на основе этих моделей.
Идеальный газ. Статистический метод
описания теплового движения.
Термодинамический метод.
Термодинамическое равновесие.
Равновесный термодинамический процесс.
Температура. Шкала Цельсия.

Экспериментальная проверка
закона Бойля — Мариотта

Термодинамическая (абсолютная) шкала
температур. Абсолютная температура.
Молекулярно-кинетическая теория
идеального газа (7)
Тепловое движение молекул газа. Опыты
Штерна. Средняя квадратичная скорость и
средняя кинетическая энергия хаотического
движения молекул газа. Основное
уравнение молекулярно-кинетической
теории. Температура и средняя
кинетическая энергия молекул. Постоянная
Больцмана. Уравнение состояния
идеального газа (уравнение Клапейрона —
Менделеева). Универсальная газовая
постоянная. Внутренняя энергия
идеального одноатомного газа.
Молекулярно-кинетическая теория и
газовые законы. Решение задач.
Основы термодинамики (6)
Внутренняя энергия термодинамической
Измерение относительной
системы. Адиабатический процесс. Работа
влажности воздуха.
идеального газа в термодинамике.
Количество теплоты. Опыты Джоуля.
Первый закон термодинамики.
Удельная теплоёмкость вещества.
Применение первого закона термодинамики
к изопроцессам.
Тепловой двигатель. КПД теплового
двигателя. Второй закон термодинамики.
Цикл Карно. Виды тепловых двигателей.
Экологические проблемы использования
тепловых двигателей.
Агрегатные состояния вещества.
Фазовые переходы (6)
Фаза. Насыщенный и ненасыщенный пары.
Критическая температура.
Парообразование. Испарение и
конденсация. Удельная теплота
парообразования и конденсации жидкости.
Кипение. Влажность воздуха.
Кристаллические и аморфные тела.
Плавление и кристаллизация.
Удельная теплота плавления вещества.
Решение задач
Электромагнитное поле.

Напряжённость электростатического
поля (5)
Электрический заряд и его свойства. Закон
сохранения электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов.
Опыты Кулона. Кулоновские силы.
Электростатическое поле. Напряжённость
электростатического поля
Линии напряжённости электростатического
поля. Однородное электростатическое поле.
Решение задач.
Разность потенциалов. Энергия
электростатического поля (7)
Потенциальная энергия заряда в
однородном электростатическом поле.
Работа сил однородного
электростатического поля. Потенциал
электростатического поля и разность
потенциалов (напряжение). Связь между
напряжённостью электростатического поля
и напряжением. Эквипотенциальные
поверхности. Проводники в
электростатическом поле. Диэлектрики в
электростатическом поле. Диэлектрическая
проницаемость вещества.
Электрическая ёмкость. Конденсаторы.
Решение задач.
Итого - 68
Резерв времени - 2
Всего -

11 класс. Базовый уровень (2 часа в неделю)
Разделы (часы)
Законы постоянного тока (10)
Электронная проводимость металлов. Модель
электронного газа. Постоянный ток. Сила тока.
Источники постоянного тока. Сторонние силы.
Электродвижущая сила. Электрическое
сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление вещества. Работа и мощность
постоянного тока. Закон Джоуля — Ленца. Закон
Ома для полной (замкнутой) цепи. Расчёт

Темы фронтальных лабораторных
работ
1. Измерение ЭДС и внутреннего
сопротивления источника тока.
2. Определение элементарного заряда при электролизе

электрических цепей. Электрический ток в
вакууме и в газах. Электрический ток в растворах
и расплавах электролитов. Электрический ток в
полупроводниках. Полупроводниковые
приборы. Решение задач.
Магнитное поле (6)
Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Индукция
магнитного поля. Однородное магнитное поле.
Линии индукции магнитного поля. Действие
магнитного поля на проводник с током. Сила
Ампера. Закон Ампера. Опыты Ампера.
Действие магнитного поля на рамку с током.
Электрический двигатель.
Действие магнитного поля на движущиеся
заряженные частицы. Сила Лоренца
Магнитные свойства вещества. Магнитная
проницаемость среды. Решение задач.
Электромагнитная индукция (5)
Опыты Фарадея. Магнитный поток.Явление
электромагнитной индукции. Индукционный ток.
Вихревое электрическое поле. Индуктивность
контура.ЭДС индукции. Закон электромагнитной
индукции. Способы получения индукционного
тока. Самоиндукция. Решение задач.
Механические колебания и волны (8)
Свободные колебания. Колебательные системы.
Период, частота и амплитуда колебаний.
Гармонические колебания. Свободные колебания
пружинного маятника. Период колебаний
пружинного маятника. Свободные колебания
математического маятника. Период колебаний
математического маятника.
Превращение энергии при гармонических
колебаниях. Вынужденные колебания.
Механические волны. Продольные и поперечные
волны. Длина и скорость распространения волны.
Звук и его характеристики. Решение задач.
Электромагнитные колебания и волны (8)
Свободные электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Процессы при
гармонических колебаниях в контуре. Формула
Томсона. Вынужденные электромагнитные
колебания. Переменный ток. Трансформатор.
Коэффициент трансформации. Производство,
передача и использование электрической энергии.

Наблюдение явления
электромагнитной индукции.
Исследование способов получения
ЭДС индукции.

1.Исследование колебаний
пружинного маятника.

2. Определение ускорения
свободного падения с помощью
математического маятника.

Открытый колебательный контур. Гармоническая
электромагнитная волна. Длина и скорость
распространения электромагнитной волны.
Свойства электромагнитных волн
Спектр электромагнитных волн.
Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы. Принципы радиосвязи и
Телевидения. Решение задач.
Геометрическая оптика (6)
Закон прямолинейного распространения света.
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
Построение изображений в плоском зеркале.
Закон преломления света. Дисперсия света. Опыты
Ньютона. Линзы. Построение изображений в
тонкой собирающей и рассеивающей линзах.
Глаз как оптическая система. Дефекты зрения и их
коррекция. Оптические приборы.
Световые волны (4)
Интерференция волн. Когерентные источники
волн. Интерференция света. Опыт Юнга.
Дифракция волн. Дифракция света. Принцип
Гюйгенса — Френеля.
Элементы специальной теории
относительности (2)
Представления о пространстве и времени в
классической механике. Постулаты специальной
теории относительности. Массовые и безмассовые
частицы. Энергия покоя. Формула Эйнштейна.
Релятивистская (полная) энергия. Дефект масс и
энергия связи атомного ядра.
Квантовая теория электромагнитного
излучения. Строение атома (6)
Равновесное тепловое излучение. Абсолютно
чёрное тело. Спектральная плотность
энергетической светимости. Квантовая гипотеза
Планка. Постоянная Планка. Явление внешнего
фотоэффекта. Вакуумный фотоэлемент. Законы
внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм
свойств света. Фотоны. Давление света. Опыты
Лебедева. Планетарная модель атома. Постулаты
Бора. Линейчатые спектры. Волновые свойства
частиц. Гипотеза де Бройля. Дифракция

Измерение показателя
преломления стекла.

Наблюдение явления
интерференции и дифракции света.

электронов. Соотношение неопределённостей
Гейзенберга.
Физика атомного ядра.
Элементарные частицы (9)
Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы.
Ядерные силы. Удельная энергия связи атомного
ядра. Радиоактивность. Радиоактивные
превращения. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Правила смещения для альфа-распада и бетараспада. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Ядерная
энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Термоядерные
реакции. Ионизирующее излучение и его
биологическое действие. Дозиметрия.
Элементарные частицы и их превращения.
Фундаментальные взаимодействия.
Элементы астрофизики (4)
Вселенная и её объекты. Определение расстояний
до небесных тел. Строение Галактики. Закон
Хаббла. Расширение Вселенной и её эволюция.
Физическая природа Солнца и звёзд. Эволюция
звёзд. Солнечная активность и её влияние на
Землю. Физическая природа тел Солнечной
системы. Заключение.
Итого - 68
Резерв времени - 2
Всего - 70

Изучение треков заряженных
частиц по фотографиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».