РП Русский язык(углубленный)

ФГОС СОО

Русский язык, углубленный уровень

1. Целевой раздел (планируемые результаты)
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании
единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской
идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным
предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем
процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык»
входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план
всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной
литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться
успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность
выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального
образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне
среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты),
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне
среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется
совершенствованию коммуникативной

компетенции через

практическую речевую

деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы

среднего общего

образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о
системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского
литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение
к прочитанным текстам;

овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в
степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего
самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия
языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и
речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной
программой основного общего образования по русскому языку и построена по
модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или
интегрировано в другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной
объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования
изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не
с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о
языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В
то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение
ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи»,
посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику
того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности
выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в
письменной, но и в устной форме.
При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на
основе

ПООП

СОО

необходимо

обеспечить

оптимальное

соотношение

между

теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с
целью достижения заявленных предметных результатов.
Стр 17 программы все виды УУД – все что подходит для русского языка
……

предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего

общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

–

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,

народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
–
тексты

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
определенной

функционально-смысловой

принадлежности

(описание,

повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

–

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и

выбранного профиля обучения;
–

правильно

использовать

лексические

и

грамматические

средства

связи

предложений при построении текста;
–

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с

функционально-стилевой принадлежностью текста;
–

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при

создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
–

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,

ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
–

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и

второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
–

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в

текстовый формат;
–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного

выступления;
–

соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать

в

речевой

практике

основные

орфоэпические,

лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

–

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и

письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на углубленном уровне научится:
–

воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

–

рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть

взаимосвязь между ними;
–

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения

правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о

богатстве и выразительности русского языка);
–

отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей

современного русского языка;
–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного

выражения мысли и усиления выразительности речи;
–

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского

языкознания;
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с

правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать главную и

второстепенную информацию, известную и

неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать

и анализировать полученную информацию;
–

оценивать стилистические ресурсы языка;

–

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального

стиля;
–

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные

тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в

том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-

научной и официально-деловой сферах общения;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе

знаний о нормах русского литературного языка;

–

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения

словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в

том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–

проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

–

выделять и описывать социальные функции русского языка;

–

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями

языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
–

анализировать

языковые

явления

и

факты,

допускающие

неоднозначную

интерпретацию;
–

характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского

языка;
–

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде

доклада, статьи, рецензии, резюме;
–

проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его

функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
–

критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический

текст;
–

выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

–

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

–

использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского

языка;
–

проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

–

редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе

знаний о нормах русского литературного языка;
–

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей

и культуры речи.

2. Содержание предмета

Углубленный уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями

языка.

Речь

как

деятельность.

Виды

речевой

деятельности:

продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых

текстов,

справочной

литературы.

Владение

умениями

информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах

общения.

Овладение

опытом

речевого

поведения

в

официальных

и

неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление
перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую
тему.
Функциональная
дифференциации

языка.

публицистический),

стилистика

как

учение

Функциональные

разговорная

речь

и

о

стили
язык

функционально-стилистической
(научный,

официально-деловой,

художественной

литературы

как

разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства,

характерные

для

разговорного

языка,

научного,

публицистического,

официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура

публичного

выступления

с

текстами

различной

жанровой

принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный

язык и язык художественной литературы.

Отличия языка

художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Коммуникативная

целесообразность,

уместность,

точность,

ясность,

выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные

и

акцентологические),

лексические,

грамматические

(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка.

Орфографические

орфографических

и

нормы,

пунктуационные

пунктуационных

умений

и

нормы.

Совершенствование

навыков.

Совершенствование

собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного
языка.
Нормативные

словари

современного

русского

языка

и

лингвистические

справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.
Содержание образования
10 класс, 68 часов
Раздел

Кол-во часов

Язык. Общие сведения о языке. Основные 22
разделы науки о языке.
Речь. Речевое общение.
29
Резерв

Контрольные р/р
тесты
3
2
3

4

5

11 класс, 68 часов
Раздел

Кол-во часов

Речь. Речевое общение.

25

Контрольные р/р
тесты
3
2

Культура речи.

28

3

Резерв

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».