РП Мы славяне

Содержание
Пояснительная записка……………………………………….2-6 стр.
Планируемые результаты освоения содержания курса
внеурочной деятельности «Мы - славяне»………………….7 -11 стр.
Личностные результаты………………………………………7-8 стр
Метапредметные………………………………………………8-10 стр.
Предметные……………………………………………………10-11 стр.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Мы – славяне»…………………………………………………12-15 стр.
Тематическое планирование……………………………………16-18 стр.
Список литературы и Интернет- источников………………….19 тр.

1

Пояснительная записка
Программа курса «Мы - Славяне» предназначена для работы с обучающимися
5 -7 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта, а также на основе краеведческой
программы

Краснотурьинского

Краеведческого

музея

«Мой

отчий

край

неповторим». Программа носит компилятивный характер. В основу изучения курса
положена программа «Мы – славяне» авторы Калашникова О.Г., Умрилова Л.В.
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/01/07/programma-vneurochnoy-deyatelnostidlya-uchashchikhsya-5-7-klassov Интегрированная программа «Культура Северного
Урала» авторы Зобернюс О.П., Руппель Е.В., Черепанова О.Э., «Градоведение» и
«Мой отчий край неповторим» - Краснотурьинского Краеведческого музея.
При разработке программы учитывались Концепция преподавания учебного
курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.), письмо
Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–
1853 «О согласованном подходе к преподаванию истории родного края».
Методического письма ГАОУ ДПО СО «ИРО» от 1.09.2023 № 01-20-1498 об
изучении

учебных

предметов

«История»

и

«Обществознание»,

раздел

«Рекомендации по изучению истории родного края 2023/2024». Методических
рекомендаций по Изучению истории родного края в рамках учебного предмета
«История» и во внеурочной деятельности авторы С. В. Токмянина, О. С. Уколова, А.
А. Шерер (кафедра общественно - научных дисциплин ГАОУ СО «ИРО»,
Екатеринбург 2023)
Предмет «Мы славяне» входит в часть учебного плана , формируемую участниками
образовательных отношений. Проводится 1 раз в неделю, 34 часа за учебный год.
Рассчитана на обучающихся 5-7 классов.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие
детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании
ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда

сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений,
риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников,
педагогом, общественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут
касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между
социальными группами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки
представителей социально незащищѐнных слоѐв населения, защиты и развития
культурной и природной среды существования.
«Мы - Славяне» является комплексным учебно-воспитательным курсом, в
основе которого лежит программа духовно-нравственного воспитания. Он
предназначен для юных любителей истории, а также для всех, кто не ленив и
любопытен. В ходе теоретических и практических занятий учащиеся познакомятся
с традициями древних славян: происхождение обычая, выражения, термина или
материального предмета, сумеют проследить, какое развитие он получил в
дальнейшем.
Цель курса: формирование нравственных ценностей, воспитание качеств,
направленных на толерантное отношение к людям, чувства ответственности за их
настоящее и будущее, изучение и сохранение национальных традиций, изучение
культур разных народов.
Задачи программы:
 формирование у обучающихся, через общение с людьми разных возрастов и
национальностей, коммуникативных навыков;
 объединение усилий семьи и школы в вопросах воспитания;
 приобщение к культурным и нравственным ценностям обучающихся и
родителей;
 сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с
другими субъектами и институтами решать общественно значимые проблемы
(на примере взаимоотношений поколений);

 развитие духовно-нравственных ценностей ребѐнка и присоединение к этому
родителей.
Особенностью курса является развитие духовной нравственности воспитанников на
основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума, включение
детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, воспитание
школьников в традициях родного народа. Большое внимание уделяется воспитанию
чувства уважения к старшему поколению. Большой материал изучается на местном
уральском материале. Практические занятия проходят в Краснотурьинском
Краеведческом музее в виде занятий, игр, квестов.
Для реализации программы были выбраны следующие формы деятельности:
экскурсии, практические занятия, изготовление поделок и народных игрушек,
разучивание народных игр и песен к праздникам, мастер-классы, театральные
постановки, конкурсы, посиделки, экскурс в зодчество, теоретические занятия,
кроссворды, ребусы, рисунки.
Программа предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу и
даѐт возможность обучающимся реализовать свои индивидуальные качества,
потребности и интересы, проявить себя, сформировать универсальные учебные
действия.
Данная программа помогает развивать творческие способности, навыки
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Она способствует
формированию деятельностно – практического опыта. В содержание занятий
включены проблемные вопросы для активизации познавательной деятельности
школьников, ролевые игры, которые создают эмоциональный настрой, будят
эстетические чувства и интересы учащихся, повышают личностную значимость
учения для детей; используются приемы как внешней, так и внутренней мотивации.
На

занятиях

уделяется

внимание

приемам

и

методам

формирования

метапредметных УУД, которые позволяют достичь воспитательных результатов,

заложенных в концепции духовно-нравственного воспитания и развития. Итоговое
занятие проводится в виде праздника в Краеведческом музее.
В 6-7

классах культура славянского народа ассимилирует с культурой

народов многонационального региона (хантов, манси, татар, башкир, немцев и др.)
Поэтому в содержание курса включаются разделы по культуре уральских народов, в
том числе материалы богатейшей истории нашего региона.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение

всех основных групп

образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит историко-просветительскую и гражданско- патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых
ориентиров воспитания на уровне среднего общего образования:
– осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской
идентичности

в

поликультурном,

многонациональном

и

многоконфессиональном российском обществе;
– понимание

обучающимися

своей

сопричастности

к

прошлому,

настоящему и будущему народов России, тысячелетней истории российской
государственности

на

основе

исторического

просвещения,

российского

национального исторического сознания;
– сознательное отношение и проявление обучающимися

уважения к

духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России
в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям
и защитникам Отечества;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих на территории родного края и малой родины.

Планируемые результаты освоения содержания курса внеурочной
деятельности «Мы - славяне
На уровне основного общего образования, в соответствии с Федеральной
рабочей программой ООО по истории, изучение истории родного края должно
быть направлено на достижение следующих образовательных результатов.
Личностные результаты:
 в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию истории и культуры своего края и
населяющих

его

народов;

ценностное

отношение

к

достижениям

представителей своей малой Родины в науке, искусстве, спорте, техно- логиях,
боевым подвигам и трудовым достижениям; уважение к историческому и
природному наследию и памятникам

Урала в целом и Свердловской

области, традициям разных народов, проживающих на Урале в целом и в
Свердловской области;
 в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству выдающихся представителей
Урала в целом и Свердловской области; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края;
 в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов Урала в целом и Свердловскойобласти;
 в понимании ценности научного познания: формирование и сохранение
интереса к истории родного края как важной составляющей современного
общественного сознания;
 в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
Урала в целом и Свердловской области; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуника ции; понимание роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к
культуре своего и других народов;
 в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории родного

края значения трудовой деятельности людей как источника развития человека
и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
 в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой на Урале в целом и в Сверд ловской
области; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Метапредметные результаты:
 владение

базовыми

логическими

действиями:

систематизировать и

обобщать факты истории родного края (в форме таблиц, схем); выявлять
характерные признаки явлений истории родного края; раскрывать причинноследственные связи событий истории Урала в целом и Свердловской
области; сравнивать события региональной, отечественной и всеобщей
истории, выявляя общие черты и различия;
 владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну

и

обоснованность

полученного

результата;

представлять

результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и другие) на материале истории
Урала в целом, Свердловской области, родного города, поселка, села;
 работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации;

высказывать

суждение

о

достоверности

и

значении

информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно) на материале истории Урала в целом,

Свердловской области, родного города, поселка, села;
 общение: участвовать в обсуждении событий и личностей истории родного
края, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении на материале истории Урала в целом,
Свердловской области, родного города, поселка, села;
-осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории на региональном и локальном материале; определять свое участие в общей работе
и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу;
 владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения) на материале истории Урала в целом,
Свердловской области, родного города, поселка, села;
 владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей на материале истории Урала в целом, Свердловской области,
родного города, поселка, села.

Предметные результаты:
 умение определять последовательность событий, явлений, процессов истории
Урала в целом и Свердловской области; соотносить события истории родного
края с историческими периодами, соотносить и сравнивать их с событиями
российской и всеобщей истории, определять со временников исторических
событий, явлений, процессов;
 умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов насе ления

родного края в различные исторические эпохи;
 овладение историческими понятиями, описывающими историю родного края,
и их использование для решения учебных и практических задач;
 умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об
исторических событиях, явлениях, процессах истории Урала в целом и
Свердловской

области,

об

их

участниках,

демонстрируя

понимание

исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий;
 умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов истории Урала в целом и Свердловской области;
 умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов истории родного края в
изучаемый период, их взаимосвязь с важнейшими событиями истории России
и мира; характеризовать итоги и историческое значение событий;
 умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на факты истории родного края, в том числе используя
источники разных типов;
 умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов по истории родного
края, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим
периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других
источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;
привлекать

контекстную

информацию

при

работе с историческими

источниками;
 умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе исторической карты/схемы исторические события,
явления, процессы истории Урала в целом и Свердловской области; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с
информацией из других источников;
 знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в

социально-экономическое, политическое и культурное развитие Урала в
целом и территории будущей Свердловской области в ХV – начале XX вв.;
 приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов
Урала в целом и Свердловской области.
Содержание предмета «Мы - славяне»
5 класс

I.

Мировое древо: от вершины к корням: о языческих
корнях славян, мировоззрение славянских народов, устройство мира,
основные боги верхнего и нижнего мира, языческая мифология. (5 часов)

II.

Мир человека: между своим и чужим. Истоки
наших традиций, кто такие домовые, лешие, водяные, банники, истоки
гостеприимства. Музейный практикум «Хранители старинных домов» (8
часов)

III.

Человеческая жизнь: от смерти к рождению.
Проследить цикл человеческой жизни от рождения до смерти. Истоки
происхождения слов «дети», «подростки», «молодежь», «взрослые»,
«старики», ритуалы перехода из одной группы в другую. (5 часов)

IV.

Одежда и украшения. Музейный практикум «Вещи
рассказывают. Бабушкин сундук» (из коллекции Краеведческого музея)
«По одежке встречают…» История возникновения рубахи, штанов,
паневы, лаптей, башмаков, сапог, плащей, женских головных
уборов.Женские украшения. Музейный практикум «Волшебная
пуговица»(об истории пуговиц, знакомство с коллекцией пуговичных
картин Лузянинова, проект- мастер- класс изготовление картины из
пуговиц. (12 часов)

V.

Повторение. Оформление итогового альбома по прохождению курса «Мыславяне» в 5 классе (3 часа)
6 класс
1. Оружие ближнего боя: Оружие ближнего боя «Сага о справедливом
мече», копье, боевой топор, булава, палица, дубина, лук и стрелы, доспех.
«Шелом злаченный. Щит червленый».

2.

Древние жители нашего края. Легенды и были
седого Урала «Манси- лесные жители края»

3.

Урал и Русь в 11- сер 15 вв. Православный край Урала.
Верхотурье. Святой Симеон Верхотурский, культура Урала 11-15 вв,
история основания Турьинских рудников, русская икона, православные
школы иконописи.

4.

Урал – многонациональный регион. Традиции
народов Урала. Башкиры, татары. Язык, эпос, костюм, традиционные
блюда, игры и традиции
7 класс

1.

Урал – многонациональный регион. Традиции
народов Урала. Чаепитие с традиционными блюдами. Немецкая культура

2.

Урал в 16-17 столетии: Храмы города Краснотурьинска,
культура Урала, появление первых школ, памятники нашего города,
возрождение духовных святынь. Горнозаводской тип культуры. Образование
крупных городов

3.

Род Демидовых в истории Урала. Акинфий
и Никита Демидовы. Организация горнорудного дела. Н. Тагил. Невьянск

4.

Уральские промыслы. Чугунное художественное
литьѐ, златоустовская гравюра на стали, подносный промысел, крепостные
художники Худояровы, сундучный промысел, камнерезные изделия
уральских мастеров

Урал в 20 в. Знаменитые сказы П. Бажова,

5.

творчество Мамина- Сибиряка. Урал военный.

Календарно - тематическое планирование 5 класс
Дата

№
п\п
1

Название занятия

теория

практика

1. Мировое древо (5 часов)
Мать Земля и Отец
1
рисунки

результат

2-3

4
5

Небо. О земном
устроении
Светлые боги:
Даждьбог, Перун,
Ярила, Змей Велес
Темные боги
Итоговое занятие

1

1
1

Презентациятест
2. Мир человека: между своим и чужим (8 часов)
1
Домовой. Овинник.
1
Банник.Дворовой
2
Лес и Леший
1
3
Полевик и
1
Полудница. Хлеб
4
Вода и Водяной.
1
Кузница и мельница
5 -6
Истоки
2
гостеприимства
7-8
Музейный
2
Занятие в
практикум:
музее
«Хранители
старинных домов»
3. Человеческая жизнь: от смерти к рождению (5 часов)
1-2
Границы во времени.
1
1
Рождение. Имя. Что
означает моѐ имя.
3
Взросление. Коса и
1
борода
4
Свадьба
1
5
Звездный мост
1
4. Одежда и украшения (12)
1
«По одежке
1
встречают…»Одежа,
ризы, порты
2
Детская одежда.
1
Рубаха.
3
Ворот. Рукава. Пояс
1

4
5
6-7
8

Обувь
Головные уборы
Практикум в музее
«Бабушкин сундук»
Не просто «для
красоты»

1
1
2
1

9 - 10 Женские украшения
11-12 Музейный практикум
«Волшебная
пуговица»
1-3
Повторение. Отчет
на родительском
собрании
итого
33
часа

2
2

3

23

10

Календарно - тематическое планирование
факультативного курса «Мы - славяне» 6 -7 класс
сроки

тематика
Госпожа пуговица
Практическая работа «Картина из пуговиц»
Оружие ближнего боя «Сага о справедливом
мече»
Оружие ближнего боя Копье, боевой топор.
Булава. Палица. Дубина»
Лук и стрелы. Уральские воины
Музейный практикум. Из фондов Коллекция
старинного оружия»
Доспех. «Шелом злаченный. Щит червленый»
Древние жители нашего края. Легенды и были
седого Урала
«Манси- лесные жители края» Музей.
Мультфильм «Пумасипа»
Урал и Русь в 11- сер 15 вв
Православный край Урала. Верхотурье.
Святой Симеон Верхотурский
«Поэма в камне» Коллекция Федоровского
геологического музея

часы
1
2
1
1
1
2
1
2

2
2
2

17

Культура Урала 11-15 вв
История основания Турьинских рудников
Музейный практикум « Из истории
Турьинских рудников»
Русская икона. Православные школы
иконописи
Урал – многонациональный регион. Традиции
народов Урала. Чаепитие с традиционными

2
1
2
1
3

блюдами
7 класс

1.Урал – многонациональный регион.
Традиции народов Урала. Чаепитие с
традиционными блюдами. Немецкая культура
2. Урал в 16-19 столетии

3

Храмы города Краснотурьинска
Практические занятия. Пешая прогулка
Культура Урала. Появление первых школ.
Памятники нашего города. Возрождение
духовных святынь
Горнозаводской тип культуры
3.Род Демидовых в истории Урала
4.Уральские промыслы
-Чугунное художественное литьѐ,
златоустовская гравюра на стали.

2

- Подносный промысел, крепостные
художники Худояровы
- Сундучный промысел, камнерезные изделия
уральских мастеров
Практическое занятие – коллекция подносов
5.Урал в 20 в
- П. Бажов. Сказы, отражение уральских
традиций
- Мамин-Сибиряк. Богатство русской
природы. Особенности уральского говора
- Война. Вклад уральцев в победу

6

2
2
2
6
6

5ч

18

Список литературы и Интернет - источников:
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература,
1984

2. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец»
«Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995
3. Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
4. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
5. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008
6. Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и
пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
7. Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского
народа. М., Эксмо, 1997
8. Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
9. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбрг 2003
10. Материалы Краснотурьинского Краеведческого музея. Этнографического
музея с. Коптелово Алапаевского района.
11. Учебники Виноградов Н.П., Чагин Г.Н. История Урала с древнейших
времен до конца 18 в Екатеринбург 2005
12. Обухов Л.А. Шкерин Г.С. История Урала 19-20 вв. Екатеринбург 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».