РП ОДНКНР ФОП ООО

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры »
Программа по предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее —
ОДНКНР)

для

5—6

классов

образовательных

организаций составлена в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждѐн

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
требованиями
основного

к

результатам

общего

освоения

образования

программы

(личностным,

метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного
общего образования.
В

программе

преемственность
образовательным
образования,

а

по
с

данному

курсу

Федеральным

стандартом
также

соблюдается

государственным

начального

учитываются

общего

возрастные

и

психологические особенности обучающихся на ступени
основного

общего

образования,

необходимость

формирования межпредметных связей. Также в программе

учитывается,

что

данная

дисциплина

носит

культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное
развитие

обучающихся

в

духе

общероссийской

гражданской идентичности на основе традиционных
российских

духовно-нравственных

ценностей

—

важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение

традиционных

российских

духовно-

нравственных ценностей как значимой части культурного
и исторического наследия народов России — один из
ключевых

национальных

приоритетов

Российской

Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию

российского

общества,

формированию

гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно

Стратегии

национальной

безопасности

Российской Федерации (утверждена указом Президента
Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям
свободы

относятся
человека,

жизнь, достоинство,
патриотизм,

права

и

гражданственность,

служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие

нравственные

созидательный

труд,

идеалы,
приоритет

крепкая
духовного

семья,
над

материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм,

взаимопомощь

и

взаимоуважение,

историческая
единство

память

народов

и

преемственность

России.

Именно

поколений,

традиционные

российские духовно-нравственные ценности объединяют
Россию

как

многонациональное

и

многоконфессиональное государство, лежат в основе
представлений о гражданской идентичности как ключевом
ориентире

духовно-нравственного

развития

обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ
будущего нашей страны, который формируется с учѐтом
национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов
России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей
на протяжении всей еѐ истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники
получают возможность систематизировать, расширять и
углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях
настоящем
российского

развития

родной

социума,

страны,

общества

о

прошлом

находить

в

существенные

и

истории
связи

с

традиционной духовнонравственной культурой России,
определять
школьного

свою

идентичность

коллектива,

как

члена

региональной

семьи,

общности,

гражданина страны с опорой на традиционные духовно-

нравственные ценности.
Не

менее

важно

отметить,

что

данный

курс

формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности
содержания

и

подхода

соответствия

требованиям

к

отбору

возрастной

информации,
педагогики

и

психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности
культурных

реалий

современного

общества

его

духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, еѐ специфические инструменты
самопрезентации,
особенности

исторические

и

духовно-нравственного

современные

развития

народов

России.
Содержание
нравственного

курса

направлено

идеала,

на

формирование

гражданской

идентичности

личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал

курса

представлен

через

актуализацию

макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и

культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как

часть

малой

Родины,

семьи и семейных традиций, этнической и религиозной
истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность) .
Принцип
означает

культурологичности
важность

в

преподавании

культурологического,

а

не

конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической,

религиозной

ангажированности

в

содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип

научности

подходов

и

содержания

в

преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения
основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению

научной

культурообразующих
познавательного

терминологии
элементов

интереса

к

для
и

понимания

формирования

этнокультурным

и

религиозным феноменам .
Принцип соответствия требованиям возрастной
педагогики

и

содержания

психологии

курса

включает

согласно

отбор

приоритетным

тем

и

зонам

ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным
способностям

и

социальным

обучающихся,

содержанию

потребностям

гуманитарных

общественно-научных учебных предметов.

и

Принцип формирования гражданского самосознания и
общероссийской

гражданской

идентичности

обучающихся в процессе изучения курса предметной
области

ОДНКНР

включает

осознание

важности

наднационального и надконфессионального гражданского
единства

народов

России

как

основополагающего

элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине .
Данный принцип должен быть реализован через поиск
объединяющих

черт

в

духовно-нравственной

жизни

народов России, их культуре, религии и историческом
развитии .
Место курса «Основы духвно -нравственной культуры
народов России» в учебном плане
В

соответствии

образовательным

с

Федеральным

стандартом

государственным

основного

общего

образования

предметная

область

«Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов

России»

является

обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса
«Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России» в 5—6 классах.
В

целях

изучение

реализации
курса

на

настоящей
уровне

программы

основного

на

общего

образования отводится 34 часа на каждый учебный год,
не менее 1 учебного часа в неделю.

Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной
культуры народов России»
5

класс (34 ч)

Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема

1.

Зачем

изучать

курс

«Основы

духовно-

нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства.
Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые
модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали
и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной
культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия

—

Многонациональный

многонациональная
народ

Российской

страна.
Федерации.

Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его
история? Язык как инструмент культуры. Важность
коммуникации между людьми. Языки народов мира,
их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык

возможностей. Русский язык

— основа российской

культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России

в

его

развитие.

Русский

язык

как

культурообразующий проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даѐт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры
в жизни общества. Многообразие культур и его причины.
Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт,

техника.

культурой

и

Связь

между

материальной

духов-но-нравственными

ценностями

общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная
духовность.

Мораль,

культура.

Искусство,

нравственность,

наука,

ценности.

Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.

6

класс (34 ч)

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь

между миром материальной культуры и социальной
структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы
культурного взаимодействия в обществе с многообразием
культур.

Сохранение

и

поддержка

принципов

толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее

хозяйство

и

его

типы.

Хозяйственная

деятельность народов России в разные исторические
периоды.

Многообразие

культурных

укладов

как

результат исторического раз- вития народов России.
Тема

4.

Прогресс:

Производительность

технический
труда.

и

социальный.

Разделение

труда.

Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и
его механизация. Что такое технологии и как они влияют
на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление
образования.

об

основных

этапах

в

истории

Ценность

знания.

Социальная

обусловленность

различных видов образования. Важность образования для
современного

мира.

Образование

как

трансляция

культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции
народов России. Права и свободы человека и гражданина,
обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России
сегодня.

Государствообразующие

и

традиционные

религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема

8.

Современный

мир:

самое

важное

(практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание
самых важных черт современного общества с точки
зрения материальной и духовной культуры народов
России.

Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах
народов России. Право и равенство в правах. Свобода
как ценность. Долг как еѐ ограничение. Общество как
регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре
народов

России,

единство

человеческих

качеств.

Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное

измерение

человека.

Детство,

взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость
развития

во

взаимодействии

с

другими

людьми.

Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия

как

источник

гуманистического

мышления.

человека

в

традиционных

нравственности
Нравственный
религиях.

и
идеал

Современное

общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и
человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как
самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте
духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории
духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной
жизни.

Что

значит

быть

нравственным.

Почему

нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как
устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая
стоимость. Безделье, лень, тунеядство.

Трудолюбие,

подвиг труда, ответственность. Общественная оценка
труда.
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие,
взаимопомощь.
Тема

17.

Люди

в

обществе:

духовно-нравственное

взаимовлияние
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.
Коллектив.

Личные

границы

Этика

предпринимательства. Социальная помощь.
Тема

18 .

Проблемы

современного

общества

отражение его духовно-нравственного самосознания.

как

Бедность.

Инвалидность.

Сиротство.

Отражение

этих

Асоциальная
явлений

в

семья.
культуре

общества
Тема

19.

Духовно-нравственные

ориентиры

социальных отношений.
Милосердие.

Взаимопомощь.

Социальное

служение.

Благотворительность. Волонтѐрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов России.
Гуманизм.
Философия

Истоки
гуманизма.

гуманистического
Проявления

мышления.

гуманизма

в

историко-культурном наследии народов России.
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный,
полицейский,

социальный

работник.

нравственные качества, необходимые

Духовно-

представителям

этих профессий.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учѐные, педагоги. Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и
общества в целом.

Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как
источник социального и духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю
науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность
морали и нравственности

в

науке,

в

деятельности

учѐных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество.
Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает
человека

гражданином.

Нравственные

качества

гражданина.
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм.

Толерантность.

Уважение

к

другим

народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
гражданина перед обществом. Военные подвиги . Честь .
Доблесть .
Тема 28 . Государств. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная
сторона права и государства. Что такое закон. Что такое
Родина? Что такое государство? Необходимость быть

гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое
занятие). Какими качествами должен обладать человек
как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое
занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое
занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и
нравственность как важнейшие качества человека.
Тема 32. Человек и культура (проект). Итоговый
проект: «Что значит быть человеком?».

Планируемые результаты освоения учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» на уровне основного общего
образования.
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых
результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают
осознание
готовность

российской

гражданской

обучающихся

к

идентичности;
саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному

самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1.

Патриотическое воспитание

Самоопределение

(личностное,

профессиональное,

жизненное): сформированность российской гражданской
идентичности:

патриотизма,

уважения

к

Отечеству,

прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления

об исторической роли

культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных

ценностей

в

становлении

российской

государственности.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через
2.

знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и
человечества
нравственных

и

знание

и

основных

духовных

норм

идеалов,

морали,

хранимых

в

культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении,

расточительном

сформированность

понимания

потребительстве;
и

принятия

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей многонационального российского общества с
помощью

воспитания

развитию,

способности

нравственному

к

духовному

самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным

чувствам,

взглядам

людей

или

их

отсутствию.
3.Ценности познавательной деятельности
Сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное,

языковое,

духовное

многообразие

современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного
отношения

к

учению,

готовности

и

способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие
способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
уважительного

воспитание

веротерпимости,

отношения к религиозным чувствам,

взглядам людей или их отсутствию.

4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
гражданской

позиции, к истории, культуре,

культуре,

языку,

религии, традициям,

вере,

языкам,

ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах

и

сообществах,

сформированность

включая

нравственной

взрослые

рефлексии

и

и

социальные

компетентности

сообщества;
в

решении

моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному

самоограничению

в

поступках,

поведении,

расточительном

потреблении.

Метапредметные результаты
Метапредметные
обучающимися

результаты

межпредметных

освоения
понятий

курса

включают

(используются

в

освоение
нескольких

предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества

с

педагогом

и

сверстниками,

к

участию

в

построении

индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ
аудитории.
1.

Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно

выбирать

основания

и

устанавливать

причинно-следственные

критерии
связи,

для

классификации,

строить

логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и

делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой
активного использования словарей и других поисковых систем
2.Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия

включают:

умение

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
формулировать,

аргументировать

и

отстаивать

своѐ

мне-

ние

(учебное

сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и
развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3.Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

включают:

умение

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы

своей

познавательной

деятельности

(целеполагание);

умение

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных

условий

и

требований,

корректировать

свои

действия

в

соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,

умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 класс

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Тема 2 . Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3 . Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета .

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,
его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего
языка народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной
культуры,

но

и

историко-культурное

наследие,

достояние

российского

государства, уметь приводить примеры;
иметь

представление

о

нравственных

категориях

русского

языка

и

их

происхождении.
Тема 5 . Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь
доказывать взаимосвязь культуры и прирепрезентации культуры, уметь

роды; знать основные формы

их различать и соотносить с реальными

проявлениями культурного
многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различныхнародов, обосновывать их
значение и причины.
Тема 6 . Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России
от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с
другими этносами.
Тема 7 . Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности»,

«духовность»

на

доступном

для

обучающихся

уровне

осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в

культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8 . Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины
мира .
Тема 9 . Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры
взаимосвязи

между

знанием,

образованием

и

личностным

и

профессиональным ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и
духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными

ценностями

на

основе

местной

культурно-исторической

специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного
общества

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
6 Знать и понимать смысл термина «семья»;
6 иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями еѐ существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ
воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со
стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и
сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного
этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать

роль

семейных

традиций

в

культуре

ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России

общества,

трансляции

Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций
в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема

16.

Семья

в

современном

мире

(практическое

занятие)

Иметь

сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре
и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре

и культуре

различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура
Знать

и

понимать

значение

термина

«человек»

в

контексте духовно-

нравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту,
в контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных
ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нрав- ственности в жизни
человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,

«сострадание»,

«милосердие»,

«любовь»,

«дружба»,

«коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».
тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать

и

уметь

объяснять

суть

термина

«история»,

знать

основные

исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного
долга гражданина и патриота.
Тема 21 . Литература как язык культуры

Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
6 находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
в литературных произведениях.
Тема 22 . Взаимовлияние культур
Иметь

представление

о

значении

терминов

«взаимодействие

культур»,

«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества понимать и обосновывать важность сохранения
культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Знать и уметь
объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь,
достоинство,

права

и

свободы

человека,

патриотизм,

гражданственность,

служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы,

крепкая

материальным,

семья,

созидательный

гуманизм,

труд,

милосердие,

приоритет духовного

справедливость,

над

коллективизм,

взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство
народов

России с

опорой

на

культурные

и

исторические

особенности

российского народа;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
6

Понимать

принципы

федеративного

устройства

России

и

концепт

«полиэтничность»;
называть

основные

этносы

Российской

Федерации

и

регионы,

где

они

традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
устанавливать

взаимосвязь праздников и культурного уклада;

различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России;

осознавать

значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры
и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как

формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы еѐ вы- разительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия
культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной
доступном

для

особенностей);

шестиклассников

и гражданской идентичности на

уровне

(с

учѐтом

их

возрастных

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать

отдельные

области

культурной

карты

в

соответствии

с

их

особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического
единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс
тематический блок 1. «культура как социальность»

Тема 1 . Мир культуры: его структура
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных
явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным
состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурно - исторических
процессов;
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в

полиэтничном

государстве,

важность

сохранения

исторической

памяти

отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от
их локализации в конкретных климатических, географических и культурноисторических условиях.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
Знать,

что

такое

труд,

производительность

труда

и

разделение

труда,

характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного

и

добросовестного

труда

для

создания

социально

и

экономически благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и
духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями
социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества.
Тема 5 . Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процесса познания;

понимать специфику каждой ступени образования, еѐ роль в современных
общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая
культура»:
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов
России.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимо- действие
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития
общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его
духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и
культуры России.
тематический блок 2. «человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека

Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных
качеств человека;
осознавать,

какие

личностные

качества

соотносятся

с

теми или

иными

моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества,
уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность»,
«право» и «долг»;
понимать важность коллективизма как ценности современной России и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современной России.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом
из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли в
развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11 . Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать

и

уметь

излагать

нравственные

принципы

государствообразующих

конфессий России;
знать

основные

требования

к

нравственному

идеалу

человека

в

государствообразующих религиях современной России;
уметь

обосновывать

важность

религиозных

моральных

и нравственных

ценностей для современного общества.
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую
роль в современной культуре;

характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как
его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;
уметь

соотносить

понятия

«мораль»,

«нравственность»,

«ценности»

с

самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
тематический блок 3. «человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь
обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов,
социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также
«общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии
личности;
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм»
и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать

важность

и

находить

нравственные

основания

социальной

взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном
аспекте .
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на
доступном для понимания уровне;
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем,
а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны
общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство»,

«социальный

проект»,

«гражданская

и

социальная

ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
анализировать

и

выявлять

общие

черты

традиций

благотворительности,

милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных
этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтѐрских

и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных
ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном наследии
народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной
личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных
профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом
и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в
жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории

и современной

России;
понимать

смысл

внеэкономической

благотворительности:

волонтѐрской

деятельности, аргументированно объяснять еѐ важность.
Тема 23 . Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества

Характеризовать понятие «наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать еѐ связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
называть имена выдающихся учѐных России;
обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования
научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества,
страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в науке, еѐ роль и вклад в
доказательство этих понятий
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определѐнной профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать еѐ вклад в
общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в
этом виде труда.
тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или д олг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для гражданина;

понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их
важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства
с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
характеризовать

понятие

«закон»

как

существенную

часть

гражданской

идентичности человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, еѐ составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их
источники.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи.
Тема 32 . Человек и культура (проект)
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; уметь описать в
выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;

характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические
и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с
отрицательной стороны.

Тематическое планирование 5 класс

Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» (10)
1.1

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной культуры
народов России»?

1

0

0

1.2

Наш дом — Россия

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.3

Язык и история

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.4

Русский язык — язык общения и
язык возможностей

1

0

0

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

1.5

Истоки родной культуры

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.6

Материальная культура

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.7

Духовная культура

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.8

Культура и религия

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.9

Культура и образование

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.10

Многообразие культур России
(практическое занятие)

1

0

1

https://resh.edu.ru/

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» (6)
2.1

Семья — хранитель духовных
ценностей

1

0

0

2.2

Родина начинается с семьи

1

0

0

2.3

Традиции семейного воспитания в
России

1

0

0

2.4

Образ семьи в культуре народов
России

1

0

0

2.5

Труд в истории семьи

1

0

0

2.6

Семья в современном мире
(практическое занятие)

1

0

1

0

0

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»( 3)
3.1

Личность — общество —
культура

1

https://resh.edu.ru/

3.2

Духовный мир человека. Человек —
творец культуры

1

0

0

3.3

Личность и духовно-нравственные
ценности

1

0

0

0

0

0

0

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Тематический блок 4. «Культурное единство России» (13)
4.1

Историческая память как духовнонравственная ценность

4.2

Литература как язык культуры

4.3

Взаимовлияние культур

1

0

0

4.4

Духовно-нравственные ценности
российского народа

1

0

0

4.5

Регионы России: культурное
многообразие

1

0

0

4.6

Праздники в культуре народов
России

1

0

0

4.7

Памятники в культуре народов
России

1

0

0

4.8

Музыкальная культура народов
России

1

0

0

4.9

Изобразительное искусство народов
России

1

0

0

4.10

Фольклор и литература народов
России

1

0

0

4.11

Бытовые
традиции
народов
России: пища, одежда, дом
(практическое

1

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1

0

1

занятие)
4.12

Культурная карта России
(практическое занятие)

2

0

2

4.13

Единство страны — залог
будущего России

1

1

0

1

5

итого

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

6 класс

Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. Тематический блок 1. «Культура как социальность» (8)
https://resh.edu.ru/

1.1

Мир культуры: его структура

1

0

0

1.2

Культура России: многообразие
регионов

1

0

0

1.3

История быта как история культуры

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.4

Прогресс: технический и социальный

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1.5

Образование в культуре народов
России

1

0

0

1.6

Права и обязанности человека

1

0

0

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1.7

Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие

1

0

0

1.8

Современный мир: самое важное
(практическое занятие)

1

0

1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» (6)
2.1

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека

1

0

0

2.2

Взросление человека в культуре
народов России

1

0

0

2.3

Религия как источник нравственности

1

0

0

2.4

Наука как источник знания о человеке
и человеческом

1

0

0

2.5

Этика и нравственность как категории
духовной культуры

1

0

0

2.6

Самопознание (практическое
занятие)

1

0

1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Тематический блок 3. «Человек как член общества» (10)
3.1

Труд делает человека человеком

1

0

0

https://resh.edu.ru/

3.2

Подвиг: как узнать героя?

1

0

0

https://resh.edu.ru/

3.3

Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние

1

0

0

3.4

Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1

0

0

3.5

Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений

3.6

Гуманизм как сущностная
характеристика духовно- нравственной
культуры на- родов России

3.7

Социальные профессии; их важность
для сохранения духовно-нравственного
облика общества

3.8

Выдающиеся благотворители в
истории . Благотворительность как
нравственный долг

3.9

Выдающиеся учѐные России. Наука
как источник социального и
духовного прогресса общества

1

0

0

3.10

Моя профессия (практическое
занятие)

1

0

1

1

0

0

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1

0

0
https://resh.edu.ru/

1

0

0
https://resh.edu.ru/

1

0

0
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» (8)
4.1

Гражданин

1

0

0

https://resh.edu.ru/

4.2

Патриотизм

1

0

0

https://resh.edu.ru/

4.3

Защита Родины: подвиг или долг?

1

0

https://resh.edu.ru/

4.4

Государство.
Россия — наша родина.

1

0

0

4.5

Гражданская идентичность
(практическое занятие)

1

0

1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

4.6

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

0

1

4.7

Человек: какой он? (практическое
занятие)

1

0

1

4.8

Человек и культура (проект)

2

1

1

1

7

итого

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Н.Ф Виноградова. В.И. Власенко. А.В. Поляков. «Основы духовно - нравственной
культуры народов России» 5 класс Вентана – Граф. http://drofa-ventana.ru/expertise/umk028

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Методические пособия и поурочные разработки.
Конституция РФ.
https://vk.com/club199541436 В помощь учителю
ООО «Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества» http://www.tradcenter.ru/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://pdf.11klasov.net/
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».