спец.группа 5-11 классы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением
отдельных предметов»

Рабочая программа курса
«Специальная медицинская группа»
5- 11 класс

ГО Краснотурьинск
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие
отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной
физической нагрузке.
Школьники, по состоянию здоровья, отнесѐнные к СМГ, освобождаются от занятий
физическими упражнениями по программе средней школы, от участия в соревнованиях,
выполнения учебных нормативов.
Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а
исключительно на основании уровня физического здоровья.
В школе, наряду с такими заболеваниями, как заболевания пищеварительной
системы, нарушение осанки, миопия и др. обучаются дети с бронхиальной астмой, которые
занимаются в специальной медицинской группе и требуют особого внимания при
составлении учебного материала и дозировании физической нагрузки. Для них
дополнительно составлены методические рекомендации по овладению физкультурнооздоровительной программы.
Рабочая программа для учащихся, отнесѐнных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума
содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к
качеству подготовки учащихся школы по физической культуре.
Цель программы:
Способствовать восстановлению физического здоровья школьников через двигательную
реабилитацию.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
закаливанию организма;
повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
повышение физической и умственной работоспособности;
формирование правильной осанки и еѐ коррекция;
обучение рациональному дыханию;
освоение основных двигательных умений и навыков;
воспитание морально-волевых качеств.
Общая характеристика учебного предмета
Организация и проведение занятий с учащимися спец. мед. группы намного сложнее, чем
занятия со здоровыми детьми, так как эти ребята страдающие различными недугами и
психологически не готовые к занятиям физкультурой.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся рекомендуют разделить на
подгруппы А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательного
режима.
Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого
характера, ослабленные различными заболеваниями.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А»,
занимаются лечебной физической культурой или выполняют физические упражнения с
ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры.
Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжѐлые, необратимые изменения в деятельности
органов
и
систем:
органические
поражения
сердечно-сосудистой
системы,
мочевыделительной системы, высокая степень нарушения зрения.

Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а исключительно на
основании уровня физического здоровья. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю,
суммарно 34 часа.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
По окончании изучения курса «Физическая культура СМГ»
достигнуты определѐнные результаты.

должны

быть

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки и отражают:
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского oбщecтвa;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, межпредметные понятия и отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов
сторон и сотрудничества;
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отнощения между объектами и процессами.

Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе
изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его
преобразованию, применению и отражают:
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
закаливанию организма;
повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
повышение физической и умственной работоспособности;
формирование правильной осанки и еѐ коррекция;
обучение рациональному дыханию;
освоение основных двигательных умений и навыков, необходимых для
преодоления скованности движений при определенных заболеваниях;
воспитание морально-волевых качеств.
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе,
беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и
подвижных игр;
повышение физической подготовленности и развитие основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и
корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической
нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической
культурой;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные
игры;
создание условий для вовлечения учащихся с различными отклонениями в
состоянии здоровья к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой жизни школы.
Каждый обучающийся должен:
Знать/понимать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; -элементарные
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; некоторые способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
Уметь:
-составлять и выполнять простейшие комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-выполнять легкоатлетические упражнения ,гимнастические (комбинации), технические
действия спортивных игр;
-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических
качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья;

-осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и
режимами физической нагрузки;
-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
туристических походов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения
и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники
движений; -включения занятий физической культурой в активный отдых и досуг.
Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и
практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную
деятельность), а также с учетом динамики индивидуальной физической подготовленности,
прилежания и посещения занятий. Основной акцент должен быть направлен на динамику
физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями.
При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях
обучающихся, которые обязательно должны быть замечены педагогом и сообщены
родителям, выставляется положительная оценка. Положительная оценка должна быть
выставлена и тем занимающимся, которые не показали положительной динамики в
физическом развитии, но регулярно посещали занятия по физической культуре,
старательно выполняли задания педагога, овладев доступными для него навыками,
необходимыми знаниями в области физической культуры.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Знания о физической культуре
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической
подготовкой и укреплением здоровья человека.
Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической
подготовки с трудовой деятельностью.
Жизненно важные способы передвижения человека: сходство и различия.
Режим дня и личная гигиена.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.
Правила контроля за физическим состоянием во время выполнения физических
нагрузок (измерение пульса, наблюдение за состоянием цвета кожи, за частотой дыхания).
Правила проведения и судейства игр.
Способы деятельности:
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки,
физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр на динамических переменах,
комплексов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения
зрения, профилактика
плоскостопия.Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая
гимнастика.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без
предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику
плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный
типы), выполняемые сидя, стоя на месте и

в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на
чередование напряжения и расслабление мышц. Упражнения с мелким спортивным
инвентарем (малые мячи, гимнастические палки, скакалки, гантели
Ходьба: с изменением скорости и направлением передвижения; левым и правым
боком; спиной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные
положения (полуприседе; «гусиным шагом»), без препятствий и через препятствия.
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой и упражнениями на дыхание, с
изменением направления передвижения, змейкой.
Гимнастика с основами акробатики
*организующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», «Вольно!»,
«Равняйся!», «Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты
налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и
смыкание приставными шагами. *Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись;
лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом);
группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью);
перекаты назад в группировке (с помощью); перекаты из упора присев нанад и боком.
* Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и
вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по
диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под
препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному
бревну и наклонной гимнастической скамейке; лазание по наклонной гимнастической
скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»);
имитационные упражнения (подражание передвижению животных). Упражнения с
гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика
-бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением
движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных
положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с
поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места;
спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча
(1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель
с расстояния 6 м. Бег с равномерной скоростью по дистанции; метание малого мяча на
точность и дальность стоя на месте.
Лыжная подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к
ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой;
подготовка к передвижению на лыжах (расчехление лыж и их закрепление на ноге).
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на
месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск
в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным
двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом
«полуплуг».
Подвижные игры. ВФСК ГТО.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный
бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка
картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты
с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров»,
«Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч
соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней
частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с
обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные
игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд»,
«Бросок ногой».

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
1
2

3
4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи.
Строевая подготовка.
Лѐгкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжковые упражнения.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий
физической подготовкой и укреплением здоровья человека.
Разновидности ходьбы. Ходьба по разметкам. Подсчет частоты
сердечных сокращений (ЧСС).
Комплекс на профилактику осанки. Разновидности ходьбы с
изменением скорости и направления передвижения, левым и
правым боком.
Развитие координационных способностей. Техника
выполнения высокого старта. Выполнение команд: «На старт»,
«Внимание», «Марш». Игра «Пионербол» Беседа о пользе
физических упражнений.
Прыжок в длину с места..Метание мяча в цель с 3 - 4 метров с
4 – 6 м (присев, стоя, сидя), техника исполнения. Подвижные
игры Попади – поймай»
Техника безопасности. Коррекционная гимнастика. С малыми
мячами.
Ведение мяча(резинового и баскетбольного. Броски мяча в
кольцо. Игры «Перестрелка» и «Попади в цель».
Коррекционная гимнастика с резиновыми мячами. Бег в
сочетании с ходьбой.
Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические
сведения.
Коррекционная гимнастика на осанку. Упоры, перекаты
вперед, назад, группировка.
Упражнения, лѐжа на спине на развитие физических качеств.
Ходьба на носках.
Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры,
перекаты и кувырки. Подвижные игры.
Коррекционная гимнастика на осанку. Упражнения с
набивными мячами, весом 1 кг, лазания и перелезания у
гимнастической стенки. Подвижные игры.
Коррекционная гимнастика на укрепление мышц спины и
брюшного пресса.
Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке.
Подвижные игры.
Коррекционная гимнастика с обручами. Упражнения с
мячами, с гимнастическими предметами. Подвижные игры.
Лыжная подготовкаТехника безопасности по лыжной
подготовке.
Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет
движений туловища.
Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке.
Передвижения на лыжах с равномерной скоростью
попеременным двухшажным ходом

Кол-во
часов
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21

Прохождение дистанции с остановками и контролем пульса.
Подвижные игры.

22
23
24

Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным и
подвижным играм.
Коррекционная гимнастика без предметов на осанку.
Упражнения с волейбольными мячами. Подвижные игры.
Контроль пульса.
Комплекс утренней гимнастики со скакалкой. Ходьба с
изменением темпа и направления.

25

26
27

1
1
1
1

Упражнения с баскетбольными мячами. Подвижные игры с
применением элементов баскетбола.
Коррекционная гимнастика для укрепления мышц спины и
брюшного пресса. Подвижные игры.
Лѐгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях.
Коррекционная гимнастика. «Весѐлые старты».
Метание малого мяча в цель и на дальность. Подвижные игры.

1
1
1

28

30

Коррекционная гимнастика. Упражнения для развития
быстроты движений, гибкости. Прыжки в высоту. Подвижные
игры.
Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой.
Пионербол.

31

Техника низкого старта. Прыжки в высоту. Выбегание из различных
положений

29

Коррекционная гимнастика. Прыжки в длину с места.

1
1
1
1

32
1
33
34

Метание мяча в цель. Подвижные игры. Упражнения на гибкость.
Коррекционная гимнастика. Техника высокого старта в сочетании с
бегом .

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура, 5-7 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с
ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество
«Издательство Просвещение»; Физическая культура, 8-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А.,
Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура, 10-11 классы/Матвеев А.П., Палехова Е.С
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-7 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с
ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество
«Издательство Просвещение»; Физическая культура, 8-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А.,
Полянская Н.В., Петров С.С. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Г.А. Колдницкий,
В.С.Кузнецов, М.В.Маслов — пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2011.
Физическая
культура,
10-11
классы/Матвеев
А.П.,
Палехова
Е.С
Внеурочная деятельность учащихся. Лѐгкая атлетика. Г.А. Колдницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов
— пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2011. Внеурочная деятельность учащихся.
Футбол. Г.А. Колдницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов — пособие для учителей и методистов, М.:
Просвещение, 2011. Программа дополнительного образования. Гармоничное развитие детей
средствами гимнастики. Под редакцией И.А.Винер — М. - Просвещение,2011. Физическая культура,
5-7 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с ограниченной
ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».