РП Индивидуальный проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания.
Основная цель изучения курса «Индивидуальный проект»:
- развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством
освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской
и проектной деятельности.
Основные задачи:
1. Сформировать:
- способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной
ситуации;
- способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих
неопределенность ситуации;
- способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность
использовать их в качестве инструментов ее преобразования.
2. Развить:
- способность к определению конкретных целей преобразования
неопределенной ситуации;
- способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения
поставленной цели;
- способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа
предъявления достигнутых результатов социуму.
МЕСТО КУРСА «ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Индивидуальный проект» изучается на уровне среднего общего
образования в 10 классе в объеме 34 тем (1 час в неделю).
. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

10 КЛАСС
Метод проектов
Понятие «проект». Знакомство с историей метода проектов, с проектной
технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы),
терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Типология
проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект.
Информационный проект. Практический проект. Проект как вид учебнопознавательной и профессиональной деятельности. Учебный проект: требования к
структуре и содержанию. Современный проект обучающегося – дидактическое

средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и
одновременно формирования определенных личностных качеств. Теоретические
основы учебного проектирования. Структура и содержание учебного проекта.
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия
проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования.
Исследовательские проекты.
Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема
исследования. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация.
Умозаключения и выводы.
Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы
эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция,
моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта
(учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование
темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Презентация и
защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта,
исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта
(учебного исследования).
Исследовательская деятельность
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация
информации. Информационная культура. Виды информационных источников.
Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и
систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с
точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект,
тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов.
Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и
систематизации текстовой информации.
Практическое занятие. Оформление проектной работы
Планирование работы
Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Выбор темы и целей
проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.). Определение
источников информации. Определение способов сбора и анализа информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение

способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение
альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов
деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы,
наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала,
экспериментов. определение источников информации; планирование способов сбора
и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления
результатов):
-отчѐт (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов),
-издание сборника, фильма, макета и т.д.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации,
выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм
представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его
реального продукта;
-оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта
из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель, где выделены существенные характеристики объекта,
и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной
информации;
-свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная
оценка языка средств массовой информации.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и
его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты:
В результате обучения по программе
курса «Индивидуальный проект»
обучающийся научится:
-формулировать цели и задачи проектной деятельности;
-планировать работу по реализации проектной деятельности;
-реализовывать запланированные действия для достижения поставленных
целей и задач;
-оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
-осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью
и задачами, и конечным результатом;
-использовать технологию учебного проектирования для решения личных
целей и задач образования;
-навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта;
-осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
.

VI. Тематическое планирование
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Метод проектов

Информационные ресурсы проектной и
исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность
Планирование работы

Защита результатов проектной
исследовательской деятельности

и

Коммуникативные навыки

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Лекции

Практические
работы

3

1

1

5

1

4

9

1

5

5

1

2

4

0

4

8

2

4

34

6

20

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Лекции

1

1

Понятие «проект». Теоретические основы учебного
проектирования. История метода проектов.

1

2

Типология проектов.

1

3

Теоретические основы учебного проектирования. Структура и
содержание учебного проекта.

1

4

Проектная и исследовательская деятельность: точки
соприкосновения. Сходства и отличия проекта и исследования.

1

5

Предмет и объект исследования. Проблема, цели и задачи
исследования.

1

6
7
8

Методы эмпирического и теоретического исследования.
Практическое занятие по проектированию структуры
индивидуального проекта.
Презентация и защита замыслов проекта.

Практические
работы

Библиотека ЦОК
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc514
http://www.schoolcollection.edu.ru/

1
1

10

Применение информационных технологий в проектной
деятельности.

1

11

Технологии визуализации и систематизации текстовой
информации.

1

http://www.schoolcollection.edu.ru/
http://www.schoolcollection.edu.ru/

1

Работа с информационными источниками. Поиск и
систематизация информации.

Библиотека ЦОК
http://www.schoolcollection.edu.ru/

1

9

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

http://www.schoolcollection.edu.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca7e6

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/f5ecb204

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a

12

Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы.

13

Требования к оформлению проектной и исследовательской
работы.

1

14

Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов,
ссылок, сносок, списка литературы.

1

15
16
17
18
19
20
21
22

Сбор и систематизация материалов.
Практическое занятие по применению технологий визуализации
и систематизации текстовой информации.
Практическое занятие. Оформление проектной работы.
Планирование учебного проекта. Определение целей и темы
проекта.
Определение источников информации.
Составление анкет,
интервьюирование.

вопросов

интервью.

Библиотека ЦОК

1

Анкетирование,

Проведение наблюдений. Первичная обработка результатов.
Формы представление результатов учебного проекта.

https://m.edsoo.ru/f5ecb36c
1

1

https://m.edsoo.ru/f5ecba38
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24

Объяснение
полученных
результатов.
Оценка,
Представление результатов учебного исследования.

1

25

Оценка учебного проекта. Карта самооценки индивидуального
проекта.

отчет.

1

https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecceec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd068
https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecaa52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecab9c

Библиотека ЦОК

1

Анализ информации, выполнение проекта, формулирование
выводов.

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

1

23

https://m.edsoo.ru/f5ecb88a

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ecacd2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc230

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc096

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Анализ выполнения проекта.
Коммуникативная деятельность. Формы и принципы делового
общения.
Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
Практическое занятие. Дискуссия.
Практическое занятие. Дебаты.
Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы
подготовки выступления.
Защита результатов проектной деятельности.
Защита результатов проектной деятельности.
Рефлексия проектной деятельности.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac

1

1

1

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecb07e
http://www.schoolcollection.edu.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecae26
http://www.schoolcollection.edu.ru/

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ecc802

1

1

34

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc97e

20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Новые педагогические и информационные технологий в системе образования / Под ред. Е.С.
Полат. — М., 2000.
Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 2021.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами.
Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2019.
Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для
работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2021
Под редакцией В.С. Рохлова «Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.:
МИОО,2016
Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности
школьников // Школа и производство. 2020.
Арцев
М.Н.
Учебно-исследовательская
работа
учащихся
(методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2025, с. 4 -29
.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Глобальная школьная лаборатория: https://globallab.org/ru/#. WaXDS61ePfY.
2. Лицей НИУ ВШЭ: https://school.hse.ru/docum.
3. Научная школа человекосообразного образования: http://khutorskoy.ru/ science/.
4. Открытая школа: http://openschool.ru.
5. Портал метапредметных олимпиад: http://олимпиады.онлайн


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».