РП ООО В МИРЕ БИОЛОГИИ

Пояснительная записка
Программа предмета по биологии «В мире биологии» соответствует целям ФГОС ООО. Предлагаемая
программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие
любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные
практические навыки и знания на практике.
Программа «В мире биологии» предусматривает наряду с изучением теоретического материала
проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно –деятельностный подход
реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы –
организация проектной и исследовательской деятельности.
Предмет «В мире биологии» изучается в 6-7 классах в части учебного плана , формируемой
участниками образовательных отношений. На его изучение отводится 1 1 час в неделю (34 часа в
год).
I. Результаты освоения «В мире биологии»
Личностные результаты:
• воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
• знание и соблюдение правил поведения в природе;
• понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
• умение реализовывать теоретические познания напрактике;
• понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
• воспитание в учащихся любви к природе;
• признание права каждого на собственное мнение;
• готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благоприроды;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• критичное отношение учащихся к своим поступкам,
• осознание ответственности за последствия;
• умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы(выполнения проекта);
• работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
• в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно выработанныекритерии оценки.
Познавательные УУД:
• умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять
причины и следствия простых явлений;
• умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
2

критерии для указанных логических операций;
• умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей;
• умение создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта;
• умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
• умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• формирование и
развитие
компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и
умений.
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды,
необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека,
значения растительного разнообразия;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, экосистем) и процессов
(обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение);
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,
вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• составление цепей питания;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов и
систем органов животных, опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.
3. В ценностно-ориентационной сфере:

3

• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
4. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
5. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
6. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога,
занимающегося различными направлениями биологии
Ученик научится:
• основам исследовательской деятельности;
• прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
• приводить до трѐх примеров негативных факторов окружающей среды;
• аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающейсреде;
• взаимодействовать в группах;
• демонстрировать результаты своей работы;
• обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
• соблюдать правила поведения в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• моделировать экологическую ситуацию;
• находить необходимую информацию на различных носителях.
II. Содержание предмета «В мире биологии» 6 класс с указанием форм организации и видов
деятельности
1. Введение (3 ч). Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание
курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования,
гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.
2. Морфология растений (7 ч). Морфологические особенности изучаемого растения. Семена
растений, какие они. Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки-кто они? Эти
замечательные листья. листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка и
плодов. Легенды о цветах. Экскурсия.
3. Анатомия растений (3 ч). Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной
клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с
живыми объектами.
4. Физиология растений (6 ч). Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений.
Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений. Сезонные изменения в жизни
растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются
листья, период цветения, плодоношения и т.д.)
5. Систематика растений (5 ч). Чем занимается наука систематика? Крестоцветные и розоцветные –
кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто
вы? Загадки о растениях. Угадай растение.
6. Экология растений (3 ч). Экологические особенности произрастания растений. Экологические
факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения.
Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих
видов и мест их обитания. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу.
7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч). Роль растений в природе. Биоценозы,
биогеоценозы с участием растений. Роль растения в жизни человека. Культурные растения.
4

Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия.
Растение в литературных и музыкальных произведениях.
8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч). Подготовка презентации по
материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита
исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).
Содержание курса предмета «В мире биологии» - 7 класс
Общее количество часов – 34
Тема 1
Раздражимость и движения у растений
Раздражимость. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Д.Ч. Бос, И.Ф. Леваковский,
Т.И.
Вяземский –о раздражимости у растений и животных.
Лабораторная работа №1.
Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке.
Тема 2
Гигроскопические движения Гигроскопические движения. Опыты на растениях индийского ученого
Д.Ч. БосаЛабораторная работа №2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов.
Тема 3
Тропизмы
Ростовые движения растений. Гидротропизм корня. Влияние силы земного тяготения на рост стебля и
корня. Фототропизм.
Лабораторная работа №3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха.
Пигмонастии. Термонастии.
Лабораторная работа №4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков.
Тема 4
Настии
Тема 5
Листопад и ветвепад
Осенние явления в жизни растений. Листопад, искусственный листопад.
Лабораторная работа №5.
Опадение листьев под влиянием табачного дыма.
Тема 6
Тайны созревающих плодов
Гормоны роста. Определение крахмала в плодах и семенах. Запасные питательные вещества.
Лабораторная работа №6.
Много ли питательных веществ в опавших листьях?
Тема 7
Покой – это тоже жизнь
Подготовка растений к зиме. Повышение морозоустойчивости тканей растений.
Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений.
Лабораторная работа №7. Теплые ванны для растений.
Лабораторная работа №8. Цветы зимой.
Итоговое занятие – 1 час
Конференция ―Этот удивительный мир растений‖

5

Перечень лабораторных работ
Практические, контрольные работы. Название тем.
Лабораторная работа № 1.
Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке.
Лабораторная работа № 2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов.
Лабораторная работа № 3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха.
Лабораторная работа № 4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков.
Лабораторная работа № 5.
Опадение листьев под влиянием табачного дыма.
Лабораторная работа № 6.
Много ли питательных веществ в опавших листьях?
Лабораторная работа № 7.
Теплые ванны для растений.
Лабораторная работа № 8.
Цветы зимой.

III.

Тематическое планирование «В мире биологии» - 6 класс
№
п

Тема

Количест
во
часов

Введение
Морфология растений
Анатомия растений
Физиология растений
Систематика растений
Экология растений
Роль растений в природе и жизни человека
Оформление проекта и подготовка материалов к
защите

3
7
3
6
5
3
3
4

/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего:

34

Учебно-тематический план

1. Раздражимость и движения у

Количество часов
В
Теоретически
с
езнания
е
г
о
6
2

растений
2. Гигроскопические движения

4

Наименование тем

1

Практически
езнания

4
3
6

3. Тропизмы

4

1

3

4. Настии

4

1

3

5. Листопад и ветвепад

5

2

3

6. Тайны созревающих плодов

5

2

3

7. Покой-это тоже жизнь

5

2

3

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

3

9

25

4
Фонд оценочных средств
Лабораторные, практические,
тестовые работы.

Литература

Стр.

Лабораторная работа №1.
Обнаружение
токов
повреждения в разрезанном
яблоке.
Лабораторная работа №2.
Движения
чешуй
шишек
хвойных,
сухого
мха,
сухоцветов.
Лабораторная работа №3.
Влияние
этилена
на
геотропическую реакцию
проростков гороха.
Лабораторная работа №4.
Наблюдения за движениями
венчиков цветков.
Лабораторная работа №5.
Опадение
листьев
под
влияниемтабачного дыма.
Лабораторная работа №6.
Много
ли
питательных
веществ вопавших листьях?

Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.:
Нар. света, 1991.—208с.: ил.

108

Лабораторная работа №7.
Теплые ванны для растений.
Лабораторная работа № 8.
Цветы зимой.

Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с
растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света,
1991.—208с.: ил.
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.:
Нар. света, 1991.—208
с.: ил.
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.:
Нар. света, 1991.—208с.: ил.
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.:
Нар. света, 1991.—208с.: ил.
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с
растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света,
1991.—208с.: ил.
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.:
Нар. света, 1991.—208
с.: ил.
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные
опыты с
растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света,
1991.—208с.: ил.

114

125

135

155

183

197

194

7

Календарно - тематическое планированиепредмета «В мире биологии» в 6 классе

№

Тема урока

п
/
п
Введение (3 ч)

1

Растения –
наши
соседи
по
планете.
Экскурсия.

Характеристика видов деятельности
учащихся
(на уровне учебных действий)

Дата
проведени
яурока

Знакомятся с целями, содержанием и
задачами
курса.
Обобщают
имеющиеся представления о мире
растений,
ботанике.
Ведут
фенологические
наблюдениия,
собирают
материал для отчета по экскурсии.
Определяют
понятия:
«методы
исследования»,
«наблюдение»,
«гипотеза»,
«эксперимент». Основные этапы и
последовательность
проведения
исследования (выполнения проектной
работы) в мире растений. Уясняют
порядок определения цели и задач
исследования,
разработки
плана
исследования.

Методы
изучения
2
и
проведен
ия
исследов
аний
мира
растений
.
Составлени
Изучают правила техники безопасности
3
е отчета
в кабинете биологии. Составляют
по
отчет по
экскурсии.
экскурсии.
Морфология растений (7 ч)
4

5

6

Морфологи
ческие
особенно
сти
изучаемо
го
растения.
Семена
растений
, какие
они?
Разнообраз
ие
корней
растений

Работа в группах. приобретают навыки
работы с определителям флоры леса,
парка.
Ведут
дневник
фенологических наблюдений

Работа в группах. Работа с образцами
семян, изучают особенности их
строения. Викторина
«Узнай растение по его семенам»
Углубляют знания по строению и
многообразию
корней.
Рассматривают зоны корня. Работают
с различными источниками.
Делают
сообщения
о
самых
причудливыхкорнях растений.
8

Какими
бывают
побеги.
Почкиктоони?

7

Эти
замечате
льные
листья

8

Зачем
растения
мцветы?

9

Плоды
сухие и
сочные
Анатомия растений (3 ч)
1

0

1
1

1

1

Внутреннее
строение
растений

Органоиды
растител
2
ьной
клетки

Органоиды
растител
3
ьной
клетки

Расширяют знания о побегах растений и
их видоизменениях. Значение побега,
его рост и развитие. Почка видоизмененный побег.
Изучают расположение почек на стебле
их
строение. Составляют рассказ (сказку) о
почках и побегах.
Работа в группах. Изучают структуру
листа, жилкование.
Используют
гербарии, другие
источники, определители. Викторина «О
чемшепчут листья».
Работа в группах. Изучают строение
цветка. Конкурс «Узнай цветок
(соцветие) какого растения и его
название по формуле цветка».
Рассказывают легенды о цветах.
Конкурс
рисунков о цветах.
Расширяют знания о плодах растений.
Объясняют значение плодов и их
распространение. Рассказы, сказки и
поговорки о плодах.
Работа в группах. Объясняют правила
работы
с
лабораторным
оборудованием. Изучают строение
клеток листьев и других частей
различных растений. Используют для
изучения клеток растений готовые
микропрепараты, учатся готовить
микропрепараты
самрстоятельно,
работают с
живыми объектами.
Объясняют
строение
и
значение
органоидов растительной клетки.
Изучают строение клеток листьев и
других частей различных растений.
Используют для изучения клеток
растений готовые микропрепараты,
учатся готовить микропрепараты
самрстоятельно,
работают с живыми объектами.
Объясняют
строение
и
значение
органоидов растительной клетки.
Работа в группах.
Изучают строение клеток листьев и
других частей различных растений.
Используют для изучения клеток
растений готовые микропрепараты,
учатся готовить микропрепараты

9

самрстоятельно, работают с
живыми объектами.

Физиология растений (6 ч)
1

1

Особенност
и
4
жизнедея
тельност
и
растений
.
Как
растения
5
дышат

Растения
зеленые и
1
не
6
только.
Фотосинтез

1
7

1

Тропизмы

Как
размнож
8
аются
растения

Объясняют как питаются растения,
какие вещества необходимы для
питания
растений,
как
они
передвигаются в растении.
Биологическая викторина.

Объясняют процесс дыхания растений.
Показывают на опыте особенности
процессадыхания растений.
Значение хлоропластов, хромопластов и
лейкопластов. Объясняют, почему
цвет листьев и других частей
растений в основном зеленый, почему
цвет может быть другим и почему
изменяется в процессе развития и
созревания.
Опыт
обнаружения
фотосинтеза (выделения кислорода
растениями на свету, крахмальная
проба. Знакомятся с rомнатными
растеними
для
«северного»
и
«южного» окна. Практическая работа
«Образование
органических веществ на свету»
Объясняют термин «тропизмы». Все
тянется
к солнцу.
Обсуждают
результаты
эксперимента,
объясняющий физическое проявление
тропизма.
Обсуждают
способы
размножения
растений, многообразие способов.
Обсуждают результаты эксперимента
«Определение
всхожести
семян
растений». Проведят работы по
перевалке и пересадке комнатных
растений. Готовят растворов для
подкормки комнатных растений.
Исследуют влияние температурного
режима
и
влажности
на
биологическое
состояние и фитонцидную активность
комнатных растений. Демонстрируют

10

результаты
вегетативного
размножения
комнатных растений по фотоснимкам.

Объясняют, как проявляются сезонные
изменения растений. Гтовят к
занятию
поговорки,
пословицы
Сезонные
посвященные сезонным изменениям в
изменен
жизни растений. Делают сообщения:
ия
в
1
«Все ли зимой и летом «одним
9
жизни
цветом?»
Обсуждают
растений
результаты
фенологических
.
наблюдений за жизнью
растений
(
когда
опадают
и
распускаются
листья,
период
цветения, плодоношения и т.д.)
Систематика растений (5 ч)
Объясняют
термин
«Систематика
Чем
2
растений», история появления этой
занимает
0
науки,
ее
основоположники.
ся наука
Основные систематические
системат
группы растений.
ика?
Выделяют основные признаки семейств
крестоцветных
и
розоцветных
растений,
их
систематическое
положение. Изучают цветки и плоды
Крестоцвет
2
семейств. Используют гербарные
ные
и
1
образцы. Определяют какие растения
розоцвет
семейств
крестоцветных
и
ные
–
розоцветных растут в Свердловской
ктовы?
области,
в
окрестностях
Краснотурьинска
и как человек
использует эти
растения. Викторина «Крестоцветные и
розоцветные – кто вы?»
Выделяют основные признаки семейств
Бобовые
и
Пасленовые,
их
систематическое положение. Изучают
Бобовые и
цветки и плоды семейств. Используют
Паслено
2
гербарные образцы. Определяют
вые – кто
2
какие растения семейств Бобовые и
вы?
Пасленовые растут в Свердловской
области,
в
окрестностях
Краснотурьинска и как человек

11

использует эти растения. Викторина
«Бобовые
и Пасленовые – кто вы?»

2
3

2

Сложноцвет
ные – кто
вы?

Злаковые и
Лилейны
4
е – кто
вы?

Выделяют основные признаки семейства
Сложноцветные, его систематическое
положение.
Изучают
цветки
семейства. Используют гербарные
образцы. Определяют какие растения
семейства Сложноцветные
растут в Свердловской области, в
окрестностях Краснотурьинска и как
человек использует эти растения.
Выделяют основные признаки семейств
Лилейные
и
злаковые,
их
систематическое положение. Изучают
цветки и плоды семейств. Используют
гербарные образцы. Определяют
какие растения семейств Лилейные и
злаковые растут в Свердловской
области,
в
окрестностях
Краснотурьинска и как человек
использует эти растения. Викторина
«Злаковые и Лилейные – кто вы?»

Экология растений (3 ч)
Экологичес
Экологические факторы, оказывающие
2
кие
преимущественное
влияние
на
5
особенно
произрастание данного растения.
сти
Географический ареал
распространения растений.
произрас
тания
растений.
Работают с Красной книгой по изучению
Экологичес
флоры, разрабатывают рефераты и
кий
проекты на тему о мире растений.
подход к
2
Экскурсия. Сбор материала об
охране
6
экологических проблемах нашей
редких и
местности.
Выполняют
исчезаю
фенологические
наблюдения
за
щих
растениями-индикаторами,
ведут
видов и
дневник,
готовят
отчет
об
мест их
экологическом
обитания
состоянии в Краснотурьинске и его
.
окрестностях.
12

Виды
Работают с Красной книгой по изучению
растений
флоры, разрабатывают рефераты и
2
Свердло
проекты натему о мире растений.
7
вской
области,
занесенных
в
Красную
книгу.
Роль растения в природе и жизни человека (3 ч)
Роль
Анализируют
и
сравнивают
растений
экологические
факторы.
2
Отрабатывают навыки в поиске
в
8
информации
из
различных
природе.
источников.
Биоценозы,
Характеризуют
абиотические,
биогеоце
биотические
и
антропогенные
нозы с
факторы, их влияние на
участием
растения.
растений.
Культурные растения. Выясняют какие
культурные растения выращивают в
Свердловской
области,
в
2
Роль
окрестностях
Краснотурьинска.
9
растения
Комнатные растения. Лекарственные
в жизни
растения. Съедобные и ядовитые
человека
растения. Ведут фенологические
.
наблюдения в ходе экскурсии.
Отрабатывают навыки в работе с
различными
источниками
информации.
Растения в
Викторина
―Эти
замечательные
3
литерату
растения‖. Отрабатывают навыки в
0
рных и
работе с различными источниками
музыкал
информации.
ьных
произведен
иях.
Оформление проекта и подготовка материалов к защите (5 ч)
Оформлени
Уясняют порядок оформления
е
3
исследовате
исследовательской (проектной) работы.
1
льской
Готовят титульный лист, содержание,
работы
текст,приложения.
(титульн
ый лист и
т.д.)
Подготовка
Уясняют
виды
материалов
к
3
презента
презентации проекта. Разрабатывают
2
ции по
компьютерную презентацию.
материалам
проекта.
13

3

Защита
3
проектов

3

Защита
4
проектов

Выполняют
защиту
проектов,
рефератов
Выполняют
защиту
проектов,рефератов

разработанных
разработанных

Календарно – тематическое планированиепо предмета «В мире биологии» 7 класс
Тема урока

Тема 1: Раздражимость и движения у
растений (6ч).
1. Раздражимость как признак живого.
2. Работы Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, Д.Ч. Боса,
И.Ф. Леваковского,
Т.И. Вяземского о
раздражимости у растений и животных.
3. Движение как признак живого.
4. Виды движений у растений.
5. Лабораторная работа №1.
Обнаружение токов повреждения в разрезанном
яблоке.
6. Обобщение темы.

Тема 2: Гигроскопические движения
(4ч).
1. Гигроскопические движения.
2. Опыты на растениях индийского ученого
Д.Ч. Боса.
3. Лабораторная работа №2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха,
сухоцветов.

4. Обобщение темы.
Тема 3: Тропизмы (4ч).
1. Ростовые движения растений.
2. Гидротропизм корня. Влияние силы земного
тяготения на ростстебля и корня.
3. Фототропизм.
4. Лабораторная работа №3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию
проростков гороха.
14

Тема 4: Настии (4ч).
1. Пигмонастии.
2. Термонастии.
3. Лабораторная работа №4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков.

4. Обобщение темы.
Тема 5: Листопад и ветвепад (5ч).
1. Осенние явления в жизни растений.
2. Листопад.
3. Искусственный листопад.
4. Лабораторная работа №5.

Опадение листьев под влиянием табачного
дыма.

5. Обобщение темы.
Тема 6: Тайны созревающих плодов
(5ч).
1. Гормоны роста.
2. Определение крахмала в плодах.
3. Определение крахмала в семенах.
4. Запасные питательные вещества.
5. Лабораторная работа №6. Много ли
питательных веществ в опавших листьях.

Тема 6: Покой-это тоже жизнь (5ч).
1. Подготовка растений к зиме.
2. Повышение
3.
4.
5.
6.

морозоустойчивости

тканей

растений.
Продолжительность периода глубокого покоя
у разных видов растений.
Лабораторная работа №7. Теплые ванны
для растений.
Лабораторная работа №8. Цветы зимой.
Конференция итоговая

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Биология, 5-6 классы/ Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под
15

редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для
учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил.
Исследовательский экологический практикум/под ред. В.В. Сентем.- М.,2003
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. - М.: просвещение,1978.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе». М., «Просвещение»,
2017 г.
Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование,
интегрирование, моделирование). М.: "Учитель", 2018.
Гаевая В.В. Биология. 6-11 классы: модульное обучение. М.: "Учитель", 2019
Теремов, А. В. Биология. 5–9 классы : методическое пособие : [издание в pdfформате] / А. В. Теремов, В. С. Рохлов, С. Е. Мансурова. —М. : Просвещение, 2021.
Охоцкая М. А. Методические пособия для учителя. Оценочные средства по биологии
( 5- 11 классы), 2019.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2463/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2460/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2458/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2729/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2499/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2497/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2490/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2216/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2657/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2461/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2459/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2457/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2456/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2496/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2492/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2491/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2498/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2474/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2485/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2215/start/
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».