Пояснительная записка Программа предмета по биологии «В мире биологии» соответствует целям ФГОС ООО. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике. Программа «В мире биологии» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно –деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предмет «В мире биологии» изучается в 6-7 классах в части учебного плана , формируемой участниками образовательных отношений. На его изучение отводится 1 1 час в неделю (34 часа в год). I. Результаты освоения «В мире биологии» Личностные результаты: • воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; • знание и соблюдение правил поведения в природе; • понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; • умение реализовывать теоретические познания напрактике; • понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; • воспитание в учащихся любви к природе; • признание права каждого на собственное мнение; • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благоприроды; • умение отстаивать свою точку зрения; • критичное отношение учащихся к своим поступкам, • осознание ответственности за последствия; • умение слушать и слышать другое мнение. Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; • умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы(выполнения проекта); • работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; • в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно выработанныекритерии оценки. Познавательные УУД: • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и 2 критерии для указанных логических операций; • умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; • умение создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта; • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и умений. 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений; • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • составление цепей питания; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных, опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. 3. В ценностно-ориентационной сфере: 3 • знание основных правил поведения в природе; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 4. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 5. В сфере физической деятельности: • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. 6. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии Ученик научится: • основам исследовательской деятельности; • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду; • приводить до трѐх примеров негативных факторов окружающей среды; • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающейсреде; • взаимодействовать в группах; • демонстрировать результаты своей работы; • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете; • соблюдать правила поведения в природе. Ученик получит возможность научиться: • моделировать экологическую ситуацию; • находить необходимую информацию на различных носителях. II. Содержание предмета «В мире биологии» 6 класс с указанием форм организации и видов деятельности 1. Введение (3 ч). Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент. 2. Морфология растений (7 ч). Морфологические особенности изучаемого растения. Семена растений, какие они. Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки-кто они? Эти замечательные листья. листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка и плодов. Легенды о цветах. Экскурсия. 3. Анатомия растений (3 ч). Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами. 4. Физиология растений (6 ч). Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений. Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) 5. Систематика растений (5 ч). Чем занимается наука систематика? Крестоцветные и розоцветные – кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто вы? Загадки о растениях. Угадай растение. 6. Экология растений (3 ч). Экологические особенности произрастания растений. Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу. 7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч). Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Роль растения в жизни человека. Культурные растения. 4 Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в литературных и музыкальных произведениях. 8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч). Подготовка презентации по материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления). Содержание курса предмета «В мире биологии» - 7 класс Общее количество часов – 34 Тема 1 Раздражимость и движения у растений Раздражимость. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Д.Ч. Бос, И.Ф. Леваковский, Т.И. Вяземский –о раздражимости у растений и животных. Лабораторная работа №1. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Тема 2 Гигроскопические движения Гигроскопические движения. Опыты на растениях индийского ученого Д.Ч. БосаЛабораторная работа №2. Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. Тема 3 Тропизмы Ростовые движения растений. Гидротропизм корня. Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня. Фототропизм. Лабораторная работа №3. Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. Пигмонастии. Термонастии. Лабораторная работа №4. Наблюдения за движениями венчиков цветков. Тема 4 Настии Тема 5 Листопад и ветвепад Осенние явления в жизни растений. Листопад, искусственный листопад. Лабораторная работа №5. Опадение листьев под влиянием табачного дыма. Тема 6 Тайны созревающих плодов Гормоны роста. Определение крахмала в плодах и семенах. Запасные питательные вещества. Лабораторная работа №6. Много ли питательных веществ в опавших листьях? Тема 7 Покой – это тоже жизнь Подготовка растений к зиме. Повышение морозоустойчивости тканей растений. Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений. Лабораторная работа №7. Теплые ванны для растений. Лабораторная работа №8. Цветы зимой. Итоговое занятие – 1 час Конференция ―Этот удивительный мир растений‖ 5 Перечень лабораторных работ Практические, контрольные работы. Название тем. Лабораторная работа № 1. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Лабораторная работа № 2. Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. Лабораторная работа № 3. Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. Лабораторная работа № 4. Наблюдения за движениями венчиков цветков. Лабораторная работа № 5. Опадение листьев под влиянием табачного дыма. Лабораторная работа № 6. Много ли питательных веществ в опавших листьях? Лабораторная работа № 7. Теплые ванны для растений. Лабораторная работа № 8. Цветы зимой. III. Тематическое планирование «В мире биологии» - 6 класс № п Тема Количест во часов Введение Морфология растений Анатомия растений Физиология растений Систематика растений Экология растений Роль растений в природе и жизни человека Оформление проекта и подготовка материалов к защите 3 7 3 6 5 3 3 4 / п 1 2 3 4 5 6 7 8 Всего: 34 Учебно-тематический план 1. Раздражимость и движения у Количество часов В Теоретически с езнания е г о 6 2 растений 2. Гигроскопические движения 4 Наименование тем 1 Практически езнания 4 3 6 3. Тропизмы 4 1 3 4. Настии 4 1 3 5. Листопад и ветвепад 5 2 3 6. Тайны созревающих плодов 5 2 3 7. Покой-это тоже жизнь 5 2 3 Итоговое занятие 1 - 1 Итого 3 9 25 4 Фонд оценочных средств Лабораторные, практические, тестовые работы. Литература Стр. Лабораторная работа №1. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Лабораторная работа №2. Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. Лабораторная работа №3. Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. Лабораторная работа №4. Наблюдения за движениями венчиков цветков. Лабораторная работа №5. Опадение листьев под влияниемтабачного дыма. Лабораторная работа №6. Много ли питательных веществ вопавших листьях? Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208с.: ил. 108 Лабораторная работа №7. Теплые ванны для растений. Лабораторная работа № 8. Цветы зимой. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208с.: ил. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208с.: ил. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208с.: ил. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208с.: ил. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208с.: ил. 114 125 135 155 183 197 194 7 Календарно - тематическое планированиепредмета «В мире биологии» в 6 классе № Тема урока п / п Введение (3 ч) 1 Растения – наши соседи по планете. Экскурсия. Характеристика видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Дата проведени яурока Знакомятся с целями, содержанием и задачами курса. Обобщают имеющиеся представления о мире растений, ботанике. Ведут фенологические наблюдениия, собирают материал для отчета по экскурсии. Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «гипотеза», «эксперимент». Основные этапы и последовательность проведения исследования (выполнения проектной работы) в мире растений. Уясняют порядок определения цели и задач исследования, разработки плана исследования. Методы изучения 2 и проведен ия исследов аний мира растений . Составлени Изучают правила техники безопасности 3 е отчета в кабинете биологии. Составляют по отчет по экскурсии. экскурсии. Морфология растений (7 ч) 4 5 6 Морфологи ческие особенно сти изучаемо го растения. Семена растений , какие они? Разнообраз ие корней растений Работа в группах. приобретают навыки работы с определителям флоры леса, парка. Ведут дневник фенологических наблюдений Работа в группах. Работа с образцами семян, изучают особенности их строения. Викторина «Узнай растение по его семенам» Углубляют знания по строению и многообразию корней. Рассматривают зоны корня. Работают с различными источниками. Делают сообщения о самых причудливыхкорнях растений. 8 Какими бывают побеги. Почкиктоони? 7 Эти замечате льные листья 8 Зачем растения мцветы? 9 Плоды сухие и сочные Анатомия растений (3 ч) 1 0 1 1 1 1 Внутреннее строение растений Органоиды растител 2 ьной клетки Органоиды растител 3 ьной клетки Расширяют знания о побегах растений и их видоизменениях. Значение побега, его рост и развитие. Почка видоизмененный побег. Изучают расположение почек на стебле их строение. Составляют рассказ (сказку) о почках и побегах. Работа в группах. Изучают структуру листа, жилкование. Используют гербарии, другие источники, определители. Викторина «О чемшепчут листья». Работа в группах. Изучают строение цветка. Конкурс «Узнай цветок (соцветие) какого растения и его название по формуле цветка». Рассказывают легенды о цветах. Конкурс рисунков о цветах. Расширяют знания о плодах растений. Объясняют значение плодов и их распространение. Рассказы, сказки и поговорки о плодах. Работа в группах. Объясняют правила работы с лабораторным оборудованием. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами. Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами. Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки. Работа в группах. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты 9 самрстоятельно, работают с живыми объектами. Физиология растений (6 ч) 1 1 Особенност и 4 жизнедея тельност и растений . Как растения 5 дышат Растения зеленые и 1 не 6 только. Фотосинтез 1 7 1 Тропизмы Как размнож 8 аются растения Объясняют как питаются растения, какие вещества необходимы для питания растений, как они передвигаются в растении. Биологическая викторина. Объясняют процесс дыхания растений. Показывают на опыте особенности процессадыхания растений. Значение хлоропластов, хромопластов и лейкопластов. Объясняют, почему цвет листьев и других частей растений в основном зеленый, почему цвет может быть другим и почему изменяется в процессе развития и созревания. Опыт обнаружения фотосинтеза (выделения кислорода растениями на свету, крахмальная проба. Знакомятся с rомнатными растеними для «северного» и «южного» окна. Практическая работа «Образование органических веществ на свету» Объясняют термин «тропизмы». Все тянется к солнцу. Обсуждают результаты эксперимента, объясняющий физическое проявление тропизма. Обсуждают способы размножения растений, многообразие способов. Обсуждают результаты эксперимента «Определение всхожести семян растений». Проведят работы по перевалке и пересадке комнатных растений. Готовят растворов для подкормки комнатных растений. Исследуют влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние и фитонцидную активность комнатных растений. Демонстрируют 10 результаты вегетативного размножения комнатных растений по фотоснимкам. Объясняют, как проявляются сезонные изменения растений. Гтовят к занятию поговорки, пословицы Сезонные посвященные сезонным изменениям в изменен жизни растений. Делают сообщения: ия в 1 «Все ли зимой и летом «одним 9 жизни цветом?» Обсуждают растений результаты фенологических . наблюдений за жизнью растений ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) Систематика растений (5 ч) Объясняют термин «Систематика Чем 2 растений», история появления этой занимает 0 науки, ее основоположники. ся наука Основные систематические системат группы растений. ика? Выделяют основные признаки семейств крестоцветных и розоцветных растений, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды Крестоцвет 2 семейств. Используют гербарные ные и 1 образцы. Определяют какие растения розоцвет семейств крестоцветных и ные – розоцветных растут в Свердловской ктовы? области, в окрестностях Краснотурьинска и как человек использует эти растения. Викторина «Крестоцветные и розоцветные – кто вы?» Выделяют основные признаки семейств Бобовые и Пасленовые, их систематическое положение. Изучают Бобовые и цветки и плоды семейств. Используют Паслено 2 гербарные образцы. Определяют вые – кто 2 какие растения семейств Бобовые и вы? Пасленовые растут в Свердловской области, в окрестностях Краснотурьинска и как человек 11 использует эти растения. Викторина «Бобовые и Пасленовые – кто вы?» 2 3 2 Сложноцвет ные – кто вы? Злаковые и Лилейны 4 е – кто вы? Выделяют основные признаки семейства Сложноцветные, его систематическое положение. Изучают цветки семейства. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейства Сложноцветные растут в Свердловской области, в окрестностях Краснотурьинска и как человек использует эти растения. Выделяют основные признаки семейств Лилейные и злаковые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств Лилейные и злаковые растут в Свердловской области, в окрестностях Краснотурьинска и как человек использует эти растения. Викторина «Злаковые и Лилейные – кто вы?» Экология растений (3 ч) Экологичес Экологические факторы, оказывающие 2 кие преимущественное влияние на 5 особенно произрастание данного растения. сти Географический ареал распространения растений. произрас тания растений. Работают с Красной книгой по изучению Экологичес флоры, разрабатывают рефераты и кий проекты на тему о мире растений. подход к 2 Экскурсия. Сбор материала об охране 6 экологических проблемах нашей редких и местности. Выполняют исчезаю фенологические наблюдения за щих растениями-индикаторами, ведут видов и дневник, готовят отчет об мест их экологическом обитания состоянии в Краснотурьинске и его . окрестностях. 12 Виды Работают с Красной книгой по изучению растений флоры, разрабатывают рефераты и 2 Свердло проекты натему о мире растений. 7 вской области, занесенных в Красную книгу. Роль растения в природе и жизни человека (3 ч) Роль Анализируют и сравнивают растений экологические факторы. 2 Отрабатывают навыки в поиске в 8 информации из различных природе. источников. Биоценозы, Характеризуют абиотические, биогеоце биотические и антропогенные нозы с факторы, их влияние на участием растения. растений. Культурные растения. Выясняют какие культурные растения выращивают в Свердловской области, в 2 Роль окрестностях Краснотурьинска. 9 растения Комнатные растения. Лекарственные в жизни растения. Съедобные и ядовитые человека растения. Ведут фенологические . наблюдения в ходе экскурсии. Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации. Растения в Викторина ―Эти замечательные 3 литерату растения‖. Отрабатывают навыки в 0 рных и работе с различными источниками музыкал информации. ьных произведен иях. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (5 ч) Оформлени Уясняют порядок оформления е 3 исследовате исследовательской (проектной) работы. 1 льской Готовят титульный лист, содержание, работы текст,приложения. (титульн ый лист и т.д.) Подготовка Уясняют виды материалов к 3 презента презентации проекта. Разрабатывают 2 ции по компьютерную презентацию. материалам проекта. 13 3 Защита 3 проектов 3 Защита 4 проектов Выполняют защиту проектов, рефератов Выполняют защиту проектов,рефератов разработанных разработанных Календарно – тематическое планированиепо предмета «В мире биологии» 7 класс Тема урока Тема 1: Раздражимость и движения у растений (6ч). 1. Раздражимость как признак живого. 2. Работы Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, Д.Ч. Боса, И.Ф. Леваковского, Т.И. Вяземского о раздражимости у растений и животных. 3. Движение как признак живого. 4. Виды движений у растений. 5. Лабораторная работа №1. Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. 6. Обобщение темы. Тема 2: Гигроскопические движения (4ч). 1. Гигроскопические движения. 2. Опыты на растениях индийского ученого Д.Ч. Боса. 3. Лабораторная работа №2. Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. 4. Обобщение темы. Тема 3: Тропизмы (4ч). 1. Ростовые движения растений. 2. Гидротропизм корня. Влияние силы земного тяготения на ростстебля и корня. 3. Фототропизм. 4. Лабораторная работа №3. Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. 14 Тема 4: Настии (4ч). 1. Пигмонастии. 2. Термонастии. 3. Лабораторная работа №4. Наблюдения за движениями венчиков цветков. 4. Обобщение темы. Тема 5: Листопад и ветвепад (5ч). 1. Осенние явления в жизни растений. 2. Листопад. 3. Искусственный листопад. 4. Лабораторная работа №5. Опадение листьев под влиянием табачного дыма. 5. Обобщение темы. Тема 6: Тайны созревающих плодов (5ч). 1. Гормоны роста. 2. Определение крахмала в плодах. 3. Определение крахмала в семенах. 4. Запасные питательные вещества. 5. Лабораторная работа №6. Много ли питательных веществ в опавших листьях. Тема 6: Покой-это тоже жизнь (5ч). 1. Подготовка растений к зиме. 2. Повышение 3. 4. 5. 6. морозоустойчивости тканей растений. Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений. Лабораторная работа №7. Теплые ванны для растений. Лабораторная работа №8. Цветы зимой. Конференция итоговая УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Биология, 5-6 классы/ Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под 15 редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. Исследовательский экологический практикум/под ред. В.В. Сентем.- М.,2003 Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. - М.: просвещение,1978. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе». М., «Просвещение», 2017 г. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование). М.: "Учитель", 2018. Гаевая В.В. Биология. 6-11 классы: модульное обучение. М.: "Учитель", 2019 Теремов, А. В. Биология. 5–9 классы : методическое пособие : [издание в pdfформате] / А. В. Теремов, В. С. Рохлов, С. Е. Мансурова. —М. : Просвещение, 2021. Охоцкая М. А. Методические пособия для учителя. Оценочные средства по биологии ( 5- 11 классы), 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2463/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2460/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2458/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2729/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2499/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2497/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2490/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2216/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2657/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2461/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2459/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2457/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2456/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2496/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2492/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2491/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2498/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2474/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2485/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2215/start/ 16