Содержание. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Пояснительная записка. Цели и задачи элективного курса. Программа курса «Химия и медицина» (68 часов). Учебно-тематическое планирование. Информационный материал для проведения занятий. Лекарственные препараты. Лекция на тему: «Что такое лекарство?». Лекарственные формы. 8. О самолечении. 9. Хранение лекарств в домашних условиях. 10.Применение некоторых веществ в медицине. 11.Расчётные задачи «Лекарственные препараты». 12.Тестовые задания по теме:«Лекарства и организм человека». 13.Практические работы на тему:«Лекарственные препараты». 14.Практическая работа«Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот». 15.Практическая работа«Изучение свойств антипирина и амидопирина». 16.Практическая работа«Частные реакции на некоторые алкалоиды». 17.Синтез веществ:«Получения различных лекарственных препаратов». 18.II блок.Макромолекулы жизни. 19.Лекция на тему:«Биополимеры». 20.Упражнения по теме:«Свойства белков и углеводов». 21.Тестовые задания по теме:«Биополимеры». 22.Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров. 23.Практические работы на тему:«Биополимеры». 24.Качественные цветные реакции на белок. «Вещества и здоровье человека». 25.Лекция на тему:«Влияние неорганических веществ на организм человека». 26.Влияние металлов на организм человека. 27.Расчётные задачи по теме:«Вещества и здоровье человека». 28.Экспериментальные задачи по теме:«Вещества и здоровье человека». 29.Тестовые задания по теме «Вещества организма человека». 30.Практические работы на тему:«Вещества и здоровье человека.» 31.Практическая работа: «Анализ молока». 32.Общественный смотр знаний. 33. Литература. Пояснительная записка. Программа курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли химической науки в различных областях медицины. Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объём знаний представленных в данном курсе позволяет учащимся расширить знания о человеческом организме и влияние на него макро- и микроэлементов, биологически активных веществ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Для организации образовательного процесса необходимо использовать различные формы работы – лекции, семинары, конференции, научнопрактическую и исследовательскую работу, использование проблемного обучения, технологии сотрудничества, уровневой дифференциации, информационно – коммуникабельной технологии. Данный курс состоит из трёх блоков: лекарственные препараты, макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека. Цели: - изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния на живой организм; - изучение строения, свойств белков, углеводов и нуклеиновых кислот; - изучение воздействия токсических веществ на организм человека и окружающую его биосферу; - возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ. Задачи: - ознакомить учащихся с процессами происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм; - совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическим оборудованием; - совершенствовать навыки решения экспериментальных и расчетных задач; - совершенствовать развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности и воображения; - подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по одному из самых сложных разделов химии и биологии «Биохимия»; - сформировать навыки исследовательской деятельности. Формы контроля разнообразны: выполнение тестов, решение расчетных задач, творческие отчеты по практическим работам, подготовка и защита рефератов и проектов, схемы синтезов различных лекарственных веществ. Программа курса Блок I. Лекарственные препараты (24 часа) Цели:изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния на живые организмы. Задачи: • изучить свойства, состав, формы и строение лекарственных веществ; • изучить применение некоторых химических веществ в медицине; • изучить свойства салициловой и ацетилсалициловой кислот, антипирина и амидопирина; • изучить частные реакции на некоторые алкалоиды • научить решать расчетные задачи по теме: «Лекарственные препараты» • научить пользоваться химическим химические эксперименты; оборудованием, проводить Лекция: «Что такое лекарство?» ( 1 час) Эффективность лекарственных препаратов,технология производства и способы контроля качества лекарственных препаратов, безопасность применения лекарственных препаратов. Лекция: «Лекарственные формы» ( 2 часа) Жидкие лекарственные формы –растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии. Мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри. Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, пилюли. Лекция: «О самолечении и хранении лекарств в домашних условиях ». (2 часа) Нежелательные побочные эффекты лекарственных веществ. Неоправданное использование нескольких препаратов одновременно. Несовместимость лекарств между собой. Побочное действие лекарств. Бесконтрольное и неграмотное применение лекарств. Хранение лекарств в домашних условиях. Соблюдение правил и сроков хранения препаратов. Гарантии и качества лекарственных препаратов. Лекарства следует хранить в местах, не доступных детям. Неправильное хранение и небрежное обращение с лекарствами могут повлечь тяжелые последствия и несчастные случаи! Лекция: «Применение некоторых веществ в медицине»( 3 часа) Применение неорганических веществ в медицине: гидрокарбоната натрия (питьевая сода), ксенона, радона.борной кислоты, тетрабората натрия, бромида калия и бромида натрия, иодида калия, иодида натрия, карбоната кальция, мышьяка, нитрата серебра и т.д. Решение расчётных задач: «Лекарственные препараты». ( 4 часа) Выполнение тестовых заданий: «Лекарства и организм человека» ( 3 часа) Практические работы:( 6 часов) • «Изучение свойств салициловой кислоты и ацетилсалициловой кислот». • Изучение свойств ацетилсалициловой кислоты».-1 • «Изучение свойств аспирина и амидопирина»-1 • «Изучение свойств амидопирина»-1 • «Частные реакции на некоторые алкалоиды»-1 Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных».(4 часа) Учащиеся должны знать: • лекарственные препараты; • лекарственные формы; • хранение лекарств; • применение неорганических веществ в медицине; • влияние лекарств на организм человека. Учащиеся должны уметь: • решать расчетные задачи с применением лекарственных препаратов; • проводить гидролиз лекарственных веществ; • проводить частные реакции на алкалоиды; • составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза различных лекарственных препаратов. Блок II. Макромолекулы жизни (26 часов). Цели:изучение свойств, состава, строения белков, углеводов, жиров. Задачи: • изучить свойства, состав, строение белков, углеводов, жиров; • научить решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»; • изучить качественные реакции на белки; • научить пользоваться химическим химические эксперименты. оборудованием, проводить Лекция: «Биополимеры». (вводная лекция)( 2 часа) Строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза. Лекция: «Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Полисахариды».( 2 часа) Строение молекулы глюкозы, физические и химические свойства глюкозы. Получение глюкозы. Дисахариды – сахароза, лактоза, мальтоза. Строение молекул, физические и химические свойства, получение и применение. Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген, строение молекул, физические и химические свойства, получение и применение полисахаридов. Лекция: «Аминокислоты и белки»( 2 часа) Строение молекул аминокислот, физические и химические свойства аминокислот. Получение и применение аминокислот. Аминокислоты мономеры белков. Строение белковой молекулы. Свойства, применение, получение белков. Биологическое значение белков. Лекция: «Нуклеиновые кислоты»( 2часа) Строение молекул ДНК и РНК и их биологическая роль в клетке. Лекция: « Жиры»( 2 часа) Строение молекул твердых и жидких жиров. Свойства жиров, их применение и получение. Решение расчётных задач: «Макромолекулы жизни».( 4 часа) Выполнение упражнений: «Свойства белков и углеводов».( 2 часа) Выполнение тестовые задания: «Биополимеры».( 2 часа) Практические работы: ( 4 часа) а) «Свойства белка. Качественные цветные реакции на белки». б) «Обнаружение белка в мясном бульоне». Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.( 2 часа) Учащиеся должны знать: • строение молекул жиров, белков, углеводов; • химические и физические свойства биополимеров; • получение и применение белков, жиров, углеводов. Учащиеся должны уметь: • решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»; • проводить цветные реакции на белки; • составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза мономеров и биополимеров. Блок III. Вещества и здоровье человека. ( 16ч.) Цель: познакомить учащихся с влиянием неорганических веществ и тяжелых металлов на организм человека. Задачи: • изучить влияние неорганических веществ на организм человека; • изучить влияние тяжелых металлов на организм человека; • научить решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»; • научить пользоваться химическим химические эксперименты. оборудованием, проводить Лекция: «Влияние неорганических веществ на организм человека». (3часа) Фтор. Бром. Озон. Нашатырный спирт. Хлорид аммония. Нитрат серебра.Оксид азота (I). Активированный уголь. Углекислого газа СО2Гидрокарбонат натрия. Полисилоксаны. Ионы натрия и калия. Хлорид калия КСI. Соли лития. Хлорид кальция.Сульфат магния МgSO4. Марганец. Перманганат калия КМпО4. Сульфат цинка ZnSO4. Оксид цинка ZnO. Лекция: «Влияние тяжелых металлов на организм человека».(1час) Патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека. (Свинец Хром. Кадмий. Таллий. Никель. Ванадий. Кобальт. Ртуть. Медь.Серебро.) Решение расчётных задач: «Вещества и здоровье человека»(4часа) Решение экспериментальных человека»(1час) задач по теме: «Вещества и здоровье Выполнение тестовых заданий: «Вещества организма человека».(2часа) Практические работы:(2 час) а) «Анализ молока». б) «Определение веществ, дающих цветные реакции при метаболических нарушениях». Учащиеся должны знать: • влияние неорганических веществ на организм человека ; • влияние тяжелых металлов на организм человека. Учащиеся должны уметь: • решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»; • определять рН в приготовленных пробах воды; • проводить анализ молока Учебно-тематический план № 1 2 3 4 Тема Всего часов Из них лекции расчётные задачи Лекарственные препараты Макромолекулы жизни Вещества и здоровье человека Повторение 24 4 2 26 5 2 16 2 2 Итого: 68 экспериментальные задачи выполнение упражнений 1 1 тес -ты практи -ческие работы 1 6 синтезы орг. в-в 2 1 4 2 1 2 2 Контр оль усвоен ия 2 2 11 6 1 1 3 Требование к уровню подготовки обучающихся. В процессе обучения учащиеся приобретают знания: 12 4 4 • эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы, самолечение, хранение лекарств в домашних условиях. Применение некоторых веществ в медицине. • строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза. • патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека, значение неорганических веществ и их соединений на живую клетку. • основные признаки химических явлений и подтверждать их примерами; • химический синтез лекарственных веществ. • токсические эффекты препаратов. • способы применения лекарственных препаратов. • значение и классификация биологически активных веществ, их действие на организм человека (витаминов, ферментов, гормонов, лекарственных препаратов); • жидкие лекарственные формы –растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии. • мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри. • твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, влияние неорганических веществ на организм человека; • • • • • • • • • влияние металлов на организм человека; синтез биологических полимеров ДНК, РНК белки, строение, свойства биологическая роль белков. углеводы. Классификация. Строение. моносахариды дисахариды полисахариды В процессе обучения учащиеся приобретают умения: 1. пользоваться химическим оборудованием, химической посудой, техническими средствами; 2. готовить растворы, проводить фильтрование, выпаривание; 3. решать задачи на вывод формул; 4. проводить расчёты массовой доли вещества в растворе; 5. составлять уравнения химической реакции; 6. составлять схемы строения атомов и ионов химических элементов; 7. решать химические задачи на определение содержания биологически активных веществ в организме человека; 8. проводить качественный анализ неорганических соединений; 9. определять витамин А в подсолнечном масле, витамин С в яблочном соке, витамин Dв рыбьем жире; 10.проводить опыты действия ферментов на вещества (амилазы слюны на крахмал, каталазы на пероксид водорода). 11.определять вещества, дающие цветные реакции, при метаболических нарушениях в организме 12.осаждать белки молока солями тяжёлых металлов. 13.определять глюкозу в моче. Литература для учителя. 1.Верховский В.Н., Смирнов А.Д., Техника химического эксперимента. – М.:Просвещение, 1995. Т. 1.2. 2.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990. №3. С. 40-41. 4.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 2007. 5.Пенев А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе. 1996. №2. С 79-82. 6.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.: Просвещение, 2011. 7.Сурин Ю.В. Проблемные опыты при изучении свойств соединений железа. // Химия в школе. 2003. №6. С. 1-7. 8.Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при углубленном изучении химии. // Химия в школе. 2012 №2. С 61-62. 9.Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации. // Химия в школе. 2017. №3 С. 51-59. 10.Сурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный эксперимент при изучении свойств ионов. // Химия в школе. 2008. №6. С. 54-55. Литература для учащихся 1.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 2007 2. Габриелян ОС, Маскаев ФН Витамины, ферменты, гормоны, лекарства. 3. П.Ф. Буцкус Книга для чтения по органической химии. 4. А. Гридчин. Власть над веществом.