РП СОО ХИМИЯ И МЕДИЦИНА

Содержание.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка.
Цели и задачи элективного курса.
Программа курса «Химия и медицина» (68 часов).
Учебно-тематическое планирование.
Информационный материал для проведения занятий.
Лекарственные препараты. Лекция на тему: «Что такое лекарство?».
Лекарственные формы.

8. О самолечении.
9. Хранение лекарств в домашних условиях.
10.Применение некоторых веществ в медицине.
11.Расчётные задачи «Лекарственные препараты».
12.Тестовые задания по теме:«Лекарства и организм человека».
13.Практические работы на тему:«Лекарственные препараты».
14.Практическая
работа«Изучение
свойств
салициловой
и
ацетилсалициловой кислот».
15.Практическая работа«Изучение свойств антипирина и амидопирина».
16.Практическая работа«Частные реакции на некоторые алкалоиды».
17.Синтез веществ:«Получения различных лекарственных препаратов».
18.II блок.Макромолекулы жизни.
19.Лекция на тему:«Биополимеры».
20.Упражнения по теме:«Свойства белков и углеводов».
21.Тестовые задания по теме:«Биополимеры».
22.Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.
23.Практические работы на тему:«Биополимеры».
24.Качественные цветные реакции на белок. «Вещества и здоровье
человека».
25.Лекция на тему:«Влияние неорганических веществ на организм
человека».
26.Влияние металлов на организм человека.
27.Расчётные задачи по теме:«Вещества и здоровье человека».
28.Экспериментальные задачи по теме:«Вещества и здоровье человека».
29.Тестовые задания по теме «Вещества организма человека».
30.Практические работы на тему:«Вещества и здоровье человека.»
31.Практическая работа: «Анализ молока».
32.Общественный смотр знаний.
33. Литература.

Пояснительная записка.
Программа курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся
профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение
специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся
представление о роли химической науки в различных областях медицины.
Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в
организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на
живую клетку.
Объём знаний представленных в данном курсе позволяет учащимся
расширить знания о человеческом организме и влияние на него макро- и
микроэлементов, биологически активных веществ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
В этом направлении приоритетами являются: использование для
познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения,
опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ,
экспериментов и описание их результатов; использование для решения
познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм
и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также
правил здорового образа жизни.
Для организации образовательного процесса необходимо использовать
различные формы работы – лекции, семинары, конференции, научнопрактическую и исследовательскую работу, использование проблемного
обучения,

технологии

сотрудничества,

уровневой

дифференциации,

информационно – коммуникабельной технологии.
Данный курс состоит из трёх блоков: лекарственные препараты,
макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.

Цели:
- изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния
на живой организм;
- изучение строения, свойств белков, углеводов и нуклеиновых кислот;
- изучение воздействия токсических веществ на организм

человека

и

окружающую его биосферу;
- возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии
и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи:
- ознакомить учащихся с процессами происходящими в организме человека, с
действием химических веществ на живой организм;
- совершенствовать умения обращения с химическими веществами,
химическим оборудованием;
- совершенствовать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;
-

совершенствовать

развитие

творческих

способностей

учащихся,

целеустремленности, наблюдательности и воображения;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по одному из самых сложных разделов
химии и биологии «Биохимия»;
- сформировать навыки исследовательской деятельности.
Формы контроля разнообразны: выполнение тестов, решение расчетных
задач, творческие отчеты по практическим работам, подготовка и защита
рефератов и проектов, схемы синтезов различных лекарственных веществ.

Программа курса
Блок I. Лекарственные препараты (24 часа)
Цели:изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их
влияния на живые организмы.
Задачи:
• изучить свойства, состав, формы и строение лекарственных веществ;
• изучить применение некоторых химических веществ в медицине;
• изучить свойства
салициловой и ацетилсалициловой кислот,
антипирина и амидопирина;
• изучить частные реакции на некоторые алкалоиды
• научить решать расчетные задачи по теме: «Лекарственные препараты»
• научить пользоваться химическим
химические эксперименты;

оборудованием,

проводить

Лекция: «Что такое лекарство?» ( 1 час)
Эффективность лекарственных препаратов,технология производства и
способы контроля качества лекарственных препаратов, безопасность
применения лекарственных препаратов.
Лекция: «Лекарственные формы» ( 2 часа)
Жидкие лекарственные формы –растворы, настои, отвары, настойки,
экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
Мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и
пластыри.
Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, пилюли.
Лекция: «О самолечении и хранении лекарств в домашних условиях
». (2 часа)
Нежелательные побочные эффекты лекарственных веществ. Неоправданное
использование нескольких препаратов одновременно. Несовместимость
лекарств между собой. Побочное действие лекарств. Бесконтрольное и
неграмотное применение лекарств.
Хранение лекарств в домашних условиях. Соблюдение правил и сроков
хранения препаратов. Гарантии и качества лекарственных препаратов.
Лекарства следует хранить в местах, не доступных детям. Неправильное

хранение и небрежное обращение с лекарствами могут повлечь тяжелые
последствия и несчастные случаи!
Лекция: «Применение некоторых веществ в медицине»( 3 часа)
Применение неорганических веществ в медицине:
гидрокарбоната натрия (питьевая сода), ксенона, радона.борной кислоты,
тетрабората натрия, бромида калия и бромида натрия, иодида калия, иодида
натрия, карбоната кальция, мышьяка, нитрата серебра и т.д.
Решение расчётных задач: «Лекарственные препараты». ( 4 часа)
Выполнение тестовых заданий: «Лекарства и организм человека»
( 3 часа)
Практические работы:( 6 часов)
• «Изучение свойств салициловой кислоты и ацетилсалициловой кислот».
• Изучение свойств ацетилсалициловой кислоты».-1
• «Изучение свойств аспирина и амидопирина»-1
• «Изучение свойств амидопирина»-1
• «Частные реакции на некоторые алкалоиды»-1
Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их
производных».(4 часа)
Учащиеся должны знать:
• лекарственные препараты;
• лекарственные формы;
• хранение лекарств;
• применение неорганических веществ в медицине;
• влияние лекарств на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
• решать расчетные задачи с применением лекарственных препаратов;
• проводить гидролиз лекарственных веществ;
• проводить частные реакции на алкалоиды;
• составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза
различных лекарственных препаратов.
Блок II. Макромолекулы жизни (26 часов).
Цели:изучение свойств, состава, строения белков, углеводов, жиров.

Задачи:
• изучить свойства, состав, строение белков, углеводов, жиров;
• научить решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
• изучить качественные реакции на белки;
• научить пользоваться химическим
химические эксперименты.

оборудованием,

проводить

Лекция: «Биополимеры». (вводная лекция)( 2 часа)
Строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная,
третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков,
углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид
– глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза.
Лекция: «Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Полисахариды».( 2 часа)
Строение молекулы глюкозы, физические и химические свойства глюкозы.
Получение глюкозы. Дисахариды – сахароза, лактоза, мальтоза. Строение
молекул, физические и химические свойства, получение и применение.
Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген, строение молекул, физические
и химические свойства, получение и применение полисахаридов.
Лекция: «Аминокислоты и белки»( 2 часа)
Строение молекул аминокислот, физические и химические свойства
аминокислот. Получение и применение аминокислот. Аминокислоты мономеры белков. Строение белковой молекулы. Свойства, применение,
получение белков. Биологическое значение белков.
Лекция: «Нуклеиновые кислоты»( 2часа)
Строение молекул ДНК и РНК и их биологическая роль в клетке.
Лекция: « Жиры»( 2 часа)
Строение молекул твердых и жидких жиров. Свойства жиров, их применение
и получение.
Решение расчётных задач: «Макромолекулы жизни».( 4 часа)
Выполнение упражнений: «Свойства белков и углеводов».( 2 часа)
Выполнение тестовые задания: «Биополимеры».( 2 часа)
Практические работы: ( 4 часа)
а) «Свойства белка. Качественные цветные реакции на белки».

б) «Обнаружение белка в мясном бульоне».
Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.( 2 часа)
Учащиеся должны знать:
• строение молекул жиров, белков, углеводов;
• химические и физические свойства биополимеров;
• получение и применение белков, жиров, углеводов.
Учащиеся должны уметь:
• решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
• проводить цветные реакции на белки;
• составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза
мономеров и биополимеров.
Блок III. Вещества и здоровье человека. ( 16ч.)
Цель: познакомить учащихся с влиянием неорганических веществ и тяжелых
металлов на организм человека.
Задачи:
• изучить влияние неорганических веществ на организм человека;
• изучить влияние тяжелых металлов на организм человека;
• научить решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье
человека»;
• научить пользоваться химическим
химические эксперименты.

оборудованием,

проводить

Лекция: «Влияние неорганических веществ на организм человека».
(3часа)
Фтор. Бром. Озон. Нашатырный спирт. Хлорид аммония. Нитрат
серебра.Оксид азота (I). Активированный уголь. Углекислого газа
СО2Гидрокарбонат натрия. Полисилоксаны. Ионы натрия и калия. Хлорид
калия КСI. Соли лития. Хлорид кальция.Сульфат магния МgSO4. Марганец.
Перманганат калия КМпО4. Сульфат цинка ZnSO4. Оксид цинка ZnO.
Лекция: «Влияние тяжелых металлов на организм человека».(1час)
Патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека. (Свинец
Хром. Кадмий. Таллий. Никель. Ванадий. Кобальт. Ртуть. Медь.Серебро.)

Решение расчётных задач: «Вещества и здоровье человека»(4часа)
Решение экспериментальных
человека»(1час)

задач по теме: «Вещества и здоровье

Выполнение тестовых заданий: «Вещества организма человека».(2часа)
Практические работы:(2 час)
а) «Анализ молока».
б) «Определение веществ, дающих цветные реакции при метаболических
нарушениях».
Учащиеся должны знать:
• влияние неорганических веществ на организм человека ;
• влияние тяжелых металлов на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
• решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»;
• определять рН в приготовленных пробах воды;
• проводить анализ молока

Учебно-тематический план
№

1
2
3

4

Тема

Всего
часов

Из них
лекции

расчётные
задачи

Лекарственные
препараты
Макромолекулы жизни
Вещества и
здоровье
человека
Повторение

24

4

2

26

5

2

16

2

2

Итого:

68

экспериментальные
задачи

выполнение
упражнений

1

1

тес
-ты

практи
-ческие
работы

1

6

синтезы
орг.
в-в
2

1

4

2

1

2

2

Контр
оль
усвоен
ия

2

2
11

6

1

1

3

Требование к уровню подготовки обучающихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают знания:

12

4

4

• эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы,
самолечение, хранение лекарств в домашних условиях. Применение
некоторых веществ в медицине.
• строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная,
вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая
роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой
клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка.
Рибоза и дезоксирибоза.
• патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека,
значение неорганических веществ и их соединений на живую клетку.
• основные признаки химических явлений и подтверждать их примерами;
• химический синтез лекарственных веществ.
• токсические эффекты препаратов.
• способы применения лекарственных препаратов.
• значение и классификация биологически активных веществ, их действие
на организм человека (витаминов, ферментов, гормонов, лекарственных
препаратов);
• жидкие лекарственные формы –растворы, настои, отвары, настойки,
экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
• мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории
и пластыри.
• твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже,
влияние неорганических веществ на организм человека;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

влияние металлов на организм человека;
синтез биологических полимеров
ДНК, РНК
белки, строение, свойства
биологическая роль белков.
углеводы. Классификация. Строение.
моносахариды
дисахариды
полисахариды
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
1. пользоваться химическим оборудованием, химической посудой,
техническими средствами;
2. готовить растворы, проводить фильтрование, выпаривание;
3. решать задачи на вывод формул;
4. проводить расчёты массовой доли вещества в растворе;
5. составлять уравнения химической реакции;

6. составлять схемы строения атомов и ионов химических элементов;
7. решать химические задачи на определение содержания биологически
активных веществ в организме человека;
8. проводить качественный анализ неорганических соединений;
9. определять витамин А в подсолнечном масле, витамин С в яблочном
соке, витамин Dв рыбьем жире;
10.проводить опыты действия ферментов на вещества (амилазы слюны
на крахмал, каталазы на пероксид водорода).
11.определять вещества, дающие цветные реакции, при
метаболических нарушениях в организме
12.осаждать белки молока солями тяжёлых металлов.
13.определять глюкозу в моче.

Литература для учителя.
1.Верховский В.Н., Смирнов А.Д., Техника химического эксперимента. –
М.:Просвещение, 1995. Т. 1.2.
2.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990.
№3. С. 40-41.
4.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в
школе. М.: Просвещение, 2007.
5.Пенев А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе.
1996. №2. С 79-82.
6.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.:
Просвещение, 2011.
7.Сурин Ю.В. Проблемные опыты при изучении свойств соединений железа.
// Химия в школе. 2003. №6. С. 1-7.
8.Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при
углубленном изучении химии. // Химия в школе. 2012 №2. С 61-62.
9.Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической
диссоциации. // Химия в школе. 2017. №3 С. 51-59.
10.Сурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный эксперимент при изучении
свойств ионов. // Химия в школе. 2008. №6. С. 54-55.

Литература для учащихся
1.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в
школе. М.: Просвещение, 2007

2. Габриелян ОС, Маскаев ФН Витамины, ферменты, гормоны, лекарства.
3. П.Ф. Буцкус Книга для чтения по органической химии.
4. А. Гридчин. Власть над веществом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».