Содержание.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Пояснительная записка.
Цели и задачи элективного курса.
Программа курса «Химия и медицина» (68 часов).
Учебно-тематическое планирование.
Информационный материал для проведения занятий.
Лекарственные препараты. Лекция на тему: «Что такое лекарство?».
Лекарственные формы.
8. О самолечении.
9. Хранение лекарств в домашних условиях.
10.Применение некоторых веществ в медицине.
11.Расчётные задачи «Лекарственные препараты».
12.Тестовые задания по теме:«Лекарства и организм человека».
13.Практические работы на тему:«Лекарственные препараты».
14.Практическая
работа«Изучение
свойств
салициловой
и
ацетилсалициловой кислот».
15.Практическая работа«Изучение свойств антипирина и амидопирина».
16.Практическая работа«Частные реакции на некоторые алкалоиды».
17.Синтез веществ:«Получения различных лекарственных препаратов».
18.II блок.Макромолекулы жизни.
19.Лекция на тему:«Биополимеры».
20.Упражнения по теме:«Свойства белков и углеводов».
21.Тестовые задания по теме:«Биополимеры».
22.Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.
23.Практические работы на тему:«Биополимеры».
24.Качественные цветные реакции на белок. «Вещества и здоровье
человека».
25.Лекция на тему:«Влияние неорганических веществ на организм
человека».
26.Влияние металлов на организм человека.
27.Расчётные задачи по теме:«Вещества и здоровье человека».
28.Экспериментальные задачи по теме:«Вещества и здоровье человека».
29.Тестовые задания по теме «Вещества организма человека».
30.Практические работы на тему:«Вещества и здоровье человека.»
31.Практическая работа: «Анализ молока».
32.Общественный смотр знаний.
33. Литература.
Пояснительная записка.
Программа курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся
профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение
специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся
представление о роли химической науки в различных областях медицины.
Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в
организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на
живую клетку.
Объём знаний представленных в данном курсе позволяет учащимся
расширить знания о человеческом организме и влияние на него макро- и
микроэлементов, биологически активных веществ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
В этом направлении приоритетами являются: использование для
познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения,
опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ,
экспериментов и описание их результатов; использование для решения
познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм
и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также
правил здорового образа жизни.
Для организации образовательного процесса необходимо использовать
различные формы работы – лекции, семинары, конференции, научнопрактическую и исследовательскую работу, использование проблемного
обучения,
технологии
сотрудничества,
уровневой
дифференциации,
информационно – коммуникабельной технологии.
Данный курс состоит из трёх блоков: лекарственные препараты,
макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.
Цели:
- изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния
на живой организм;
- изучение строения, свойств белков, углеводов и нуклеиновых кислот;
- изучение воздействия токсических веществ на организм
человека
и
окружающую его биосферу;
- возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии
и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи:
- ознакомить учащихся с процессами происходящими в организме человека, с
действием химических веществ на живой организм;
- совершенствовать умения обращения с химическими веществами,
химическим оборудованием;
- совершенствовать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;
-
совершенствовать
развитие
творческих
способностей
учащихся,
целеустремленности, наблюдательности и воображения;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по одному из самых сложных разделов
химии и биологии «Биохимия»;
- сформировать навыки исследовательской деятельности.
Формы контроля разнообразны: выполнение тестов, решение расчетных
задач, творческие отчеты по практическим работам, подготовка и защита
рефератов и проектов, схемы синтезов различных лекарственных веществ.
Программа курса
Блок I. Лекарственные препараты (24 часа)
Цели:изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их
влияния на живые организмы.
Задачи:
• изучить свойства, состав, формы и строение лекарственных веществ;
• изучить применение некоторых химических веществ в медицине;
• изучить свойства
салициловой и ацетилсалициловой кислот,
антипирина и амидопирина;
• изучить частные реакции на некоторые алкалоиды
• научить решать расчетные задачи по теме: «Лекарственные препараты»
• научить пользоваться химическим
химические эксперименты;
оборудованием,
проводить
Лекция: «Что такое лекарство?» ( 1 час)
Эффективность лекарственных препаратов,технология производства и
способы контроля качества лекарственных препаратов, безопасность
применения лекарственных препаратов.
Лекция: «Лекарственные формы» ( 2 часа)
Жидкие лекарственные формы –растворы, настои, отвары, настойки,
экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
Мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и
пластыри.
Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, пилюли.
Лекция: «О самолечении и хранении лекарств в домашних условиях
». (2 часа)
Нежелательные побочные эффекты лекарственных веществ. Неоправданное
использование нескольких препаратов одновременно. Несовместимость
лекарств между собой. Побочное действие лекарств. Бесконтрольное и
неграмотное применение лекарств.
Хранение лекарств в домашних условиях. Соблюдение правил и сроков
хранения препаратов. Гарантии и качества лекарственных препаратов.
Лекарства следует хранить в местах, не доступных детям. Неправильное
хранение и небрежное обращение с лекарствами могут повлечь тяжелые
последствия и несчастные случаи!
Лекция: «Применение некоторых веществ в медицине»( 3 часа)
Применение неорганических веществ в медицине:
гидрокарбоната натрия (питьевая сода), ксенона, радона.борной кислоты,
тетрабората натрия, бромида калия и бромида натрия, иодида калия, иодида
натрия, карбоната кальция, мышьяка, нитрата серебра и т.д.
Решение расчётных задач: «Лекарственные препараты». ( 4 часа)
Выполнение тестовых заданий: «Лекарства и организм человека»
( 3 часа)
Практические работы:( 6 часов)
• «Изучение свойств салициловой кислоты и ацетилсалициловой кислот».
• Изучение свойств ацетилсалициловой кислоты».-1
• «Изучение свойств аспирина и амидопирина»-1
• «Изучение свойств амидопирина»-1
• «Частные реакции на некоторые алкалоиды»-1
Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их
производных».(4 часа)
Учащиеся должны знать:
• лекарственные препараты;
• лекарственные формы;
• хранение лекарств;
• применение неорганических веществ в медицине;
• влияние лекарств на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
• решать расчетные задачи с применением лекарственных препаратов;
• проводить гидролиз лекарственных веществ;
• проводить частные реакции на алкалоиды;
• составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза
различных лекарственных препаратов.
Блок II. Макромолекулы жизни (26 часов).
Цели:изучение свойств, состава, строения белков, углеводов, жиров.
Задачи:
• изучить свойства, состав, строение белков, углеводов, жиров;
• научить решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
• изучить качественные реакции на белки;
• научить пользоваться химическим
химические эксперименты.
оборудованием,
проводить
Лекция: «Биополимеры». (вводная лекция)( 2 часа)
Строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная,
третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков,
углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид
– глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза.
Лекция: «Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Полисахариды».( 2 часа)
Строение молекулы глюкозы, физические и химические свойства глюкозы.
Получение глюкозы. Дисахариды – сахароза, лактоза, мальтоза. Строение
молекул, физические и химические свойства, получение и применение.
Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген, строение молекул, физические
и химические свойства, получение и применение полисахаридов.
Лекция: «Аминокислоты и белки»( 2 часа)
Строение молекул аминокислот, физические и химические свойства
аминокислот. Получение и применение аминокислот. Аминокислоты мономеры белков. Строение белковой молекулы. Свойства, применение,
получение белков. Биологическое значение белков.
Лекция: «Нуклеиновые кислоты»( 2часа)
Строение молекул ДНК и РНК и их биологическая роль в клетке.
Лекция: « Жиры»( 2 часа)
Строение молекул твердых и жидких жиров. Свойства жиров, их применение
и получение.
Решение расчётных задач: «Макромолекулы жизни».( 4 часа)
Выполнение упражнений: «Свойства белков и углеводов».( 2 часа)
Выполнение тестовые задания: «Биополимеры».( 2 часа)
Практические работы: ( 4 часа)
а) «Свойства белка. Качественные цветные реакции на белки».
б) «Обнаружение белка в мясном бульоне».
Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.( 2 часа)
Учащиеся должны знать:
• строение молекул жиров, белков, углеводов;
• химические и физические свойства биополимеров;
• получение и применение белков, жиров, углеводов.
Учащиеся должны уметь:
• решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
• проводить цветные реакции на белки;
• составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза
мономеров и биополимеров.
Блок III. Вещества и здоровье человека. ( 16ч.)
Цель: познакомить учащихся с влиянием неорганических веществ и тяжелых
металлов на организм человека.
Задачи:
• изучить влияние неорганических веществ на организм человека;
• изучить влияние тяжелых металлов на организм человека;
• научить решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье
человека»;
• научить пользоваться химическим
химические эксперименты.
оборудованием,
проводить
Лекция: «Влияние неорганических веществ на организм человека».
(3часа)
Фтор. Бром. Озон. Нашатырный спирт. Хлорид аммония. Нитрат
серебра.Оксид азота (I). Активированный уголь. Углекислого газа
СО2Гидрокарбонат натрия. Полисилоксаны. Ионы натрия и калия. Хлорид
калия КСI. Соли лития. Хлорид кальция.Сульфат магния МgSO4. Марганец.
Перманганат калия КМпО4. Сульфат цинка ZnSO4. Оксид цинка ZnO.
Лекция: «Влияние тяжелых металлов на организм человека».(1час)
Патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека. (Свинец
Хром. Кадмий. Таллий. Никель. Ванадий. Кобальт. Ртуть. Медь.Серебро.)
Решение расчётных задач: «Вещества и здоровье человека»(4часа)
Решение экспериментальных
человека»(1час)
задач по теме: «Вещества и здоровье
Выполнение тестовых заданий: «Вещества организма человека».(2часа)
Практические работы:(2 час)
а) «Анализ молока».
б) «Определение веществ, дающих цветные реакции при метаболических
нарушениях».
Учащиеся должны знать:
• влияние неорганических веществ на организм человека ;
• влияние тяжелых металлов на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
• решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»;
• определять рН в приготовленных пробах воды;
• проводить анализ молока
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
Тема
Всего
часов
Из них
лекции
расчётные
задачи
Лекарственные
препараты
Макромолекулы жизни
Вещества и
здоровье
человека
Повторение
24
4
2
26
5
2
16
2
2
Итого:
68
экспериментальные
задачи
выполнение
упражнений
1
1
тес
-ты
практи
-ческие
работы
1
6
синтезы
орг.
в-в
2
1
4
2
1
2
2
Контр
оль
усвоен
ия
2
2
11
6
1
1
3
Требование к уровню подготовки обучающихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают знания:
12
4
4
• эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы,
самолечение, хранение лекарств в домашних условиях. Применение
некоторых веществ в медицине.
• строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная,
вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая
роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой
клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка.
Рибоза и дезоксирибоза.
• патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека,
значение неорганических веществ и их соединений на живую клетку.
• основные признаки химических явлений и подтверждать их примерами;
• химический синтез лекарственных веществ.
• токсические эффекты препаратов.
• способы применения лекарственных препаратов.
• значение и классификация биологически активных веществ, их действие
на организм человека (витаминов, ферментов, гормонов, лекарственных
препаратов);
• жидкие лекарственные формы –растворы, настои, отвары, настойки,
экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
• мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории
и пластыри.
• твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже,
влияние неорганических веществ на организм человека;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
влияние металлов на организм человека;
синтез биологических полимеров
ДНК, РНК
белки, строение, свойства
биологическая роль белков.
углеводы. Классификация. Строение.
моносахариды
дисахариды
полисахариды
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
1. пользоваться химическим оборудованием, химической посудой,
техническими средствами;
2. готовить растворы, проводить фильтрование, выпаривание;
3. решать задачи на вывод формул;
4. проводить расчёты массовой доли вещества в растворе;
5. составлять уравнения химической реакции;
6. составлять схемы строения атомов и ионов химических элементов;
7. решать химические задачи на определение содержания биологически
активных веществ в организме человека;
8. проводить качественный анализ неорганических соединений;
9. определять витамин А в подсолнечном масле, витамин С в яблочном
соке, витамин Dв рыбьем жире;
10.проводить опыты действия ферментов на вещества (амилазы слюны
на крахмал, каталазы на пероксид водорода).
11.определять вещества, дающие цветные реакции, при
метаболических нарушениях в организме
12.осаждать белки молока солями тяжёлых металлов.
13.определять глюкозу в моче.
Литература для учителя.
1.Верховский В.Н., Смирнов А.Д., Техника химического эксперимента. –
М.:Просвещение, 1995. Т. 1.2.
2.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990.
№3. С. 40-41.
4.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в
школе. М.: Просвещение, 2007.
5.Пенев А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе.
1996. №2. С 79-82.
6.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.:
Просвещение, 2011.
7.Сурин Ю.В. Проблемные опыты при изучении свойств соединений железа.
// Химия в школе. 2003. №6. С. 1-7.
8.Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при
углубленном изучении химии. // Химия в школе. 2012 №2. С 61-62.
9.Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической
диссоциации. // Химия в школе. 2017. №3 С. 51-59.
10.Сурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный эксперимент при изучении
свойств ионов. // Химия в школе. 2008. №6. С. 54-55.
Литература для учащихся
1.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в
школе. М.: Просвещение, 2007
2. Габриелян ОС, Маскаев ФН Витамины, ферменты, гормоны, лекарства.
3. П.Ф. Буцкус Книга для чтения по органической химии.
4. А. Гридчин. Власть над веществом.