Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность (для 1-4 классов) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в МАОУ «СОШ № 9», осуществляемая в формах,
отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции,
посещение театров, конференции, олимпиады, соревнования, общественно
полезные
практики.
Основной
принцип
внеурочной
деятельности
–
добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его
личных
потребностей,
интересов.
Время,
отведённое
на
внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня
социальной
адаптации
познавательных
и
развития,
интересов. План
индивидуальных
внеурочной
способностей
деятельности
и
формируется
образовательной организацией с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются
следующие:
- поддержка
планируемых
учебной
деятельности
результатов
освоения
обучающихся
программы
в
достижении
начального
общего
образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
уменийв разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, становление
умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной
деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках,
что подчеркивает их практико- ориентированные характеристики. При выборе
направлений и отборе содержания обучения образовательная организация
учитывает:
- особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
- возможность
обеспечить
условия
для
организации
разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Возможные направления внеурочной деятельности и
их содержательное наполнение
Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для
образовательной
организации
общими
ориентирами
и
не
подлежат
формальному копированию. При отборенаправлений внеурочной деятельности
каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои
особенности функционирования, психолого- педагогические характеристики
обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К
выбору направлений внеурочной деятельности и их
организации могут привлекаться родители как законные участники
образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности
1.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
направлена
на
физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и
деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни.
2.
Проектно-исследовательская
углубленное
изучение
учебных
деятельность
предметов
в
организуется
процессе
как
совместной
деятельности по выполнению проектов.
3.
Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
4.
Художественно-эстетическая
творческая
деятельность
организуется каксистема разнообразных творческих мастерских по развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
5.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления младших
школьников о разнообразных современных информационных средствах и
навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6.
Интеллектуальные
марафоны
—
система
интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую
культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию.
7.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне
ближайшего
развития,
когда
учитель
непосредственно
помогает
обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных
предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
-преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное
активное
участие
обучающегося
в
практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
-использование форм организации, предполагающих использование средств
ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть
следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и
спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы,
секции, экскурсии, мини- исследования; общественно полезные практики и др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации
и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае
внеурочная
деятельность
может
проходить
не
только
в
помещении
образовательной организации, но и на территории другого учреждения
(организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть,
например, спортивный комплекс, музей, театр и др.
При
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно
в
образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
детей в части создания условий для развития творческих интересов детей,
включения их в художественную, техническую, спортивную и другую
деятельность.
Объединение
усилий
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы,
завуч начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть
следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные
и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные
клубы, секции, экскурсии, мини- исследования; общественно полезные
практики и др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации
и
учреждения
дополнительного
образования,
культуры
и
спорта,
кванториум. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не
только в помещении образовательной организации, но и на территории
другого
учреждения
(организации),
участвующего
во
внеурочной
деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей,
театр и др.
При
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно
в
образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.).
Внеурочная
деятельность
тесно
связана
с
дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих
интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную
и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы,
завуч начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие
«Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей
родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной
деятельности независимо от продолжительности учебной недели может быть
не более 10 часов на одного обучающегося.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 4 года на одного
обучающегося не более 1320 часов (не более 34 часов в неделю).
План внеурочной деятельности начального общего образования по
направлениям:
Классы
Направление
Форма
Ответственные
1
2
3
4
кл. кл. кл. кл.
Спортивно-
Весёлые
оздоровительная
занятия
деятельность
спортивных
старты,
в
секциях,
кружках доп образования
Зам. директора
по
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
УВР,
в классные
руководители,
педагоги
доп.
образования
Коммуникативная «Разговорыо важном»
Кл.
деятельность
классный час
руководитель
Проектно-
Предметные недели,
Кл.
исследовательская интеллектуальные игры,
деятельность
руководитель
квесты,
написание и защита
проектов
Художественно-
Коллективные
эстетическая
творческие
творческая
в школьных и городских
классные
деятельность
мероприятиях разной
руководители,
направленности, хор,
педагог-
«Весёлый карандаш»,
организатор,
Творческие
учитель музыки
Зам. директора
дела, участие поУВР,
мастерские,
постановкаконцерт
ных номеров,
посещение
кукольного театра,
кванториум
«Промдизайнкванту
«Учение
с «В мире
Учитель
-
2
2
2
2
-
1
1
1
1
-
1
1
1
1
Итого:
10
10
10
10
Итого за год
340 340 340 340
увлечением!»
математики!»
предметник
Предметные недели,
написание олимпиад
разного
уровня(
онлайн)
Информационная
Посещение
культура
библиотек,
музеев, Учитель
мои предметник
помощники- словари
Интеллектуальные
Дискуссионный клуб, Учитель
марафоны
мероприятия-
предметник
соревнования,
викторины,
игры-
путешествия, видеоэкскурсии
соревновательной
направленности
Кванториум
«Биоквантум»