Пояснительная записка. Внеурочная деятельность (для 1-4 классов) является неотъемлемой частью образовательного процесса в МАОУ «СОШ № 9», осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, посещение театров, конференции, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики. Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации познавательных и развития, интересов. План индивидуальных внеурочной способностей деятельности и формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: - поддержка планируемых учебной деятельности результатов освоения обучающихся программы в достижении начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных уменийв разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико- ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборенаправлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого- педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Направления и цели внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская углубленное изучение учебных деятельность предметов в организуется процессе как совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется каксистема разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; -преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; -использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини- исследования; общественно полезные практики и др. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини- исследования; общественно полезные практики и др. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, кванториум. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на одного обучающегося. Учебный план определяет количество учебных занятий за 4 года на одного обучающегося не более 1320 часов (не более 34 часов в неделю). План внеурочной деятельности начального общего образования по направлениям: Классы Направление Форма Ответственные 1 2 3 4 кл. кл. кл. кл. Спортивно- Весёлые оздоровительная занятия деятельность спортивных старты, в секциях, кружках доп образования Зам. директора по 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 УВР, в классные руководители, педагоги доп. образования Коммуникативная «Разговорыо важном» Кл. деятельность классный час руководитель Проектно- Предметные недели, Кл. исследовательская интеллектуальные игры, деятельность руководитель квесты, написание и защита проектов Художественно- Коллективные эстетическая творческие творческая в школьных и городских классные деятельность мероприятиях разной руководители, направленности, хор, педагог- «Весёлый карандаш», организатор, Творческие учитель музыки Зам. директора дела, участие поУВР, мастерские, постановкаконцерт ных номеров, посещение кукольного театра, кванториум «Промдизайнкванту «Учение с «В мире Учитель - 2 2 2 2 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 Итого: 10 10 10 10 Итого за год 340 340 340 340 увлечением!» математики!» предметник Предметные недели, написание олимпиад разного уровня( онлайн) Информационная Посещение культура библиотек, музеев, Учитель мои предметник помощники- словари Интеллектуальные Дискуссионный клуб, Учитель марафоны мероприятия- предметник соревнования, викторины, игры- путешествия, видеоэкскурсии соревновательной направленности Кванториум «Биоквантум»