Учебный план АОП ООО ОВЗ (вариант 4.1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план АООП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) МАОУ «СОШ № 9
с углубленном изучением отдельных предметов» (далее МАОУ «СОШ № 9») на 2024-2025
учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом
требований к условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) и соответствует обязательным
требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО.
Учебный план МАОУ «СОШ №9», реализующий АОП ООО для слабовидящих,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки слабовидящих
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, вне учебной
деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение по классам и учебным
предметам.
В 2024 – 2025 учебном году данный учебный план предназначен для учащегося 8 класса
МАОУ «СОШ № 9», обучающегося
по АООП ООО в соответствии с ФГОС ООО
обучающихся с ОВЗ.
Учебный план разработан в соответствии с:
-Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 24 сентября 2022г;
-Федеральным Государственным Стандартом основного общего образования (Приказ
Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 года №287);
-ФГОС ООО(Приказ Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 года №287)
-ФОП ООО (Приказ Минпросвещения РФ от 18 мая 2023 года №370)
-Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной основнойобщеобразовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 №
СП 2.4.3648-20, от 28.09.2020 № 28
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021№
СП 1.2.3685-21, от 28.01.2021 № 2., с изменениями от 30.12.2022 №24 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
-Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ «СОШ № 9» вариант 4.1.
-Уставом МАОУ «СОШ № 9»
УМК в 8 классе соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования», утвержденного Приказом Министерства просвещения
России №858 от 21 сентября 2022г, с изменениями и дополнениями от: 21 июля 2023 г., 21
февраля, 21 мая 2024 г.
В 2024-2025 учебном году (с 22.11.24) по данной программе обучается один обучающийся 8
класса.
Учебный план АООП ООО вариант 4.1 (обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы) соответствуют ООП ООО школы.

Учебный план в 8 классе направлен на решение следующих задач:
-обеспечение базового уровня образования для каждого учащегося;
- обновление содержания образования;
- формирование общей культуры личности ребенка;
- удовлетворение социальных запросов родителей, социума;
- адаптации личности ребенка в обществе.
Учебный план определяет объѐм учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов,
распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным
предметам МАОУ «СОШ № 9». Реализация учебного плана на уровне основного общего
образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего
обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать,
сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов учащихся, их готовности и способности к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими людьми.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для реализации основнойобразовательной программы основного общего
образования и учебное время, отводимое на их изучение.
В обязательной части предметные области представлены в следующем порядке:
«Русский язык и литература», включающая предметы «Русский язык», «Литература»
«Иностранные языки» - предметы «Иностранный язык (английский)»
«Математика и информатика» - предметы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика», «Информатика».
«Общественно-научные предметы» – предметы «История», «Обществознание», «География»
«Естественно-научные предметы» – предмет «Биология», «Физика», «Химия»
«Искусство» – предмет «Музыка»

«Технология» - предмет «Труд (технология)»
«Физическая культура» - предмет «Физическая культура»
«Основы безопасности и защиты Родины» - предмет «Основы безопасности и защиты
Родины»
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Данная часть в пределах максимально допустимой учебной нагрузки составляет:
для 8класса 2 часа в неделю: изучение курсов «За страницами учебника обществознания» и
«Занимательная биология»
Решение коррекционных задач на уроке осуществляется на основе специальных
методических приѐмов:
•
изучение учебного предмета с опорой на сохранные анализаторы обучающихся;
•
увеличение времени на выполнение некоторых, вызывающих особую сложность,
заданий;
•
выбор общего темпа учебной работы в соответствии с достигнутым
уровнем компенсации нарушенного зренияслабовидящего;
•
сокращение объема заданий, при необходимости;
•
смена различных видов деятельности на уроке;

•
учет индивидуальных особенностей обучающихся при проведении урока
(состояние зрительных функций, ОДА, психологические, возрастные и др.);
•
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние
зрительных функций (снижение уровня освещенности рабочей зоны, появление
бликов и т.п.);
•
использование
дидактического
материала,
изготовленного
с
соблюдением
•
предельно минимальные размеры объектов различения, в том числе букв в
индивидуальных карточках, зависят от остроты центрального зрения и составляют
(В.П. Жохов и др.): при остроте зрения 0,01 — 0,03— 15 мм; - при остроте зрения 0,04
— 0,08 — 5 мм; - при остроте зрения 0,09 — 0,2 — 3 мм, в других случаях
использовать шрифт Arial (или другой, не имеющий засечек) не менее 16 кегль, печать
через 1,5 или 1,15 интервала;

•
для некоторых обучающихся изготовление дидактического материала и
наглядных пособий должно осуществяться всоответствии с индивидуальными
рекомендациями офтальмолога к шрифту, фону, цвету;
•
плоское изображение должно быть крупным, четким, иметь чѐткий контур (до
5 мм), высокий контраст (до 60 – 100%) прицветонасыщенности от 0,7 до 1,0;
•
на слайде презентации не должно располагаться более 1-2
изображений,
предель
•
объект наблюдения, демонстрации, иллюстрации должен иметь характерные
признаки, которые могут быть воспринятыобучающимся с помощью сохранных
анализаторов;
•
объект наблюдения, демонстрации, иллюстрации не должен иметь большого
количества мелких деталей;
•
хроматические объекты наблюдения, демонстрации, иллюстрации должны
быть окрашены в реальные насыщенные цвета иразмещаться на контрастном фоне;
•
деталировка сигнальных признаков предметов должна производиться с помощью
контрастных цветов;
•
в объекте наблюдения, демонстрации, иллюстрации должны соблюдаться
пропорции и пропорциональные отношения;
•
рельефные предметные изображения должны быть не крупнее ладони;
•
рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения
должны отражать основные признаки, характеризующие предмет, особенно точно
должна быть отображена форма предмета, строение, соотношение частей и
правильных пропорций;
•
графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы - должны быть
выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей;
•
символические наглядные пособия, например, карты, должны быть с
укрупненными, четко выделенными обозначениями;
•
предъявление объекта наблюдения, демонстрации, иллюстрации для
рассматривания и изучения с соблюдением тифлопедагогических требований:
достаточная освещенность;
контрастный фон;
статичное положение;
наличие у обучающегося возможности подойти на расстояние, удобное для

восприятия;
просмотр видеофрагментов при дополнительном освещении;
сопровождение учителем зрительного восприятия обучающихся:
перед демонстрацией даются предварительные разъяснения по содержанию
того, что будет показано, формулируется точнаяустановка на восприятие;
процесс демонстрации начинается с самостоятельного рассматривания объекта
наблюдения, демонстрации, иллюстрации обучающимися;
после самостоятельного рассматривания обучающимися объекта наблюдения,
демонстрации, иллюстрации требуется задать обучающимся серию вопросов,
призванных уточнить цвет, размер, положение в пространстве, форму объекта,
взаиморасположение объектов и т.п.;
в процессе демонстрации картины следует во фронтальной беседе сначала
раскрыть ее общее содержание, а затем перейти к детальному изучению, восприятие
должно направляться от главного в сюжете к второстепенному.
Соблюдение требований к организации пространства, обеспечивающих безопасность
и постоянство предметно-пространственной среды:
создание
эргономически
правильных
условий
учебно-познавательной
деятельности каждого обучающегося;
обеспечение свободных проходов к партам, входным дверям, отсутствие
выступающих углов и других травмоопасных предметов.
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима:
освещенность помещения не менее 300 ЛК;
обеспечение беспрепятственного прохождения в помещение
естественного света;
одновременное
использованиеестественного и искусственного освещения; - использование
жалюзи в солнечную погоду.
расстановка парт в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
наличие оптических, тифлотехнических, технических средств для обеспечения
комфортного доступа к образованию каждогообучающегося с нарушением зрения.
Соблюдение медицинских рекомендаций:
• соответствие размера и высоты парт росту и комплекции обучающихся;
• рассадка обучающихся в классе в соответствии с рекомендациями офтальмолога;
• учет необходимости использования средств индивидуальной коррекции зрения;
• учет необходимости использования подставок для книг;
• включение в структуру урока физических упражнений и зрительной гимнастики;
• соблюдение режима зрительных нагрузок в зависимости от глубины,
характера нарушенного зрения и клинических формзаболеваний, своевременное
снятие зрительного и осязательного утомления;
• ограничение непрерывной зрительной нагрузки 15 минутами, отдых между
периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут, если учебная
работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием
процессов, с различением разноудаленных объектов, то следует сокращение
времени для зрительной работы;
• использование ТСО непрерывно не более 15-20 минут (при этом изображение

на экране должно быть качественными, ярким и контрастным);
• осуществление контроля за правильной позой обучающегося во время занятий;
• соблюдение других медицинских рекомендаций.
Продолжительность учебного года для 8 класс составляет 34 недели. Занятия ведутся по
пятидневной неделе. Продолжительность урока -40 минут.
Учебный план АОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант4.1)
МАОУ «СОШ № 9»
на 2024-2025 учебный год
(5-дневная неделя)

годовой
Предметная область

Учебный предмет

Русский язык и литература

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Труд (Технология)
Адаптивная Физическая
культура
Основы безопасности и
защиты Родины

Иностранные языки
Математика и информатика

Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура

Количество
часов в год
8 класс

102
68
102
0
102
68
34
34
68
34
68
68
68
68
34
34
68

Основы безопасности и защиты
34
Родины
Итого
1054
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
За страницами учебника обществознания
34
Занимательная зоология
34
Итого
68
ИТОГО часов в год
1122

Учебный план АОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант4.1)

на 2024-2025 учебный год (недельный)
Предметная область

Учебный предмет

Русский язык и литература

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Труд (Технология)
Адаптивная Физическая
культура
Основы безопасности и
защиты Родины

Иностранные языки

Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура

Количество
часов в неделю
8 класс

3
2
3
3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2

Основы безопасности и защиты
1
Родины
Итого
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
За страницами учебника обществознания
1
Занимательная зоология
1
Итого
2
ИТОГО недельная нагрузка
33

Промежуточная аттестация (8 класс)
Промежуточная аттестация проходит на двух последних учебных неделях четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9 с
углубленным изучением отдельных предметов".
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным
учебным графиком основного общего образования.
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговые контрольные
работы, тесты, защита проекта, творческие работы, зачеты, комплексные диагностические

работы. Проводимые аттестационные мероприятия для обучающегося ОВЗ (с ограниченными
возможностями здоровья, вариант 41.1) предполагают проведение аттестационных мероприятий
в индивидуальной форме (преимущественно в письменной), с увеличением времени выполнения
Предметная область
Русский язык и
литература

Предметы, курсы
Русский язык

Формы промежуточной аттестации
Диктант с грамматическим заданием,
изложение
Контрольная работа, сочинение

Иностранные языки

Иностранный язык
(английский)

Итоговая контрольная работа

Алгебра

Итоговая контрольная работа

Геометрия

Итоговая контрольная работа

Вероятность и статистика

Итоговая контрольная работа
(Тестирование)

Информатика

Контрольная работа
Контрольная работа

Общественно-научные
История
предметы

Контрольная работа
Защита реферата

Естественно-научные
предметы

География

Итоговая контрольная работа

Физика

Итоговая контрольная работа

Химия

Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа

Технология

Музыка

Контрольный тест, Защита
творческого проекта

Труд (Технология)

Защита творческого проекта

Физическая культура

защита реферата (для учащихся с
ОВЗ, детей-инвалидов,
освобожденных по медицинским
показаниям)

Физическая культура

Основы безопасности
и защиты Родины

Основы безопасности и
защиты Родины

Итоговый контрольный тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».