Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
.
Рабочая программа коррекционных занятий педагога-психолога
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
(вариант 5.1)
1-4 классов
ГО Краснотурьинск
2025
Цели программы
− создание условий для успешной социализации личности ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья и формирования положительного отношения к учению;
− развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно-развивающую работу по
развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового
учебного материала в младшем звене.
− реализация индивидуального и личностного подхода в обучении, для полноценного
развития школьника.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ТНР
1. Коррекция нарушений сенсорно-перцептивного развития.
2. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного
аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации,
зрительно-моторной координации.
3. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно
воспринимать учебный материал.
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная
активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение
ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом,
инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции
анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации,
умозаключений и др.).
8. Организация благоприятной социальной среды.
9. Системный и планомерный контроль за развитием обучающегося с ТНР.
Основные принципы коррекционно-развивающего обучения
1. Соблюдение интересов ребенка.
2. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение
отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания
развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
3. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу
коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования,
позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их
возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из
ближайшего прогноза развития.
4. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию,
способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования, необходимых
обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы
коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования:
программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного
общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне
2
основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ компетентности
обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
5. Принципы наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности.
6. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащегося,
раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к
сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать
интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
7. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения
таким образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации,
следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения
8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,
задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
Методы и приемы работы с ребенком ТНР
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
• использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей,
организующей, направляющей);
• пошаговость предъявления материала;
• использование заданий в наглядно-действенном и наглядно - образном плане;
• речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения;
• учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей;
• эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию
ребенка.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового
анализа.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа, обобщения;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения
планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
3
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5. Развитие речи, владение техникой речи, совершенствование представлений об
окружающем мире и обогащение словаря, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
6. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура и особенности программы
Программа составлена для учащихся 1-4 классов, обучающихся по адаптированной
образовательной программе для детей с ТНР. Детям присвоен статус ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Дети с ТНР имеют ряд особенностей. Вследствие фонетикофонематического и фонетического недоразвития
речи наблюдается нарушение
процесса формирования произносительной
системы
родного
языка вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов
формирования
артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся тонкими
акустико-артикуляторными
признаками. Несформированность произношения звуков
крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как
правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Наряду с расстройствами устной
речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения в психофизическом развитии,
общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями,
приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ТНР не только существенно
замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие
познавательной деятельности в целом.
В 1-ом классе программа состоит из 66 занятий, из них: 33 занятия индивидуальных, 33
занятия в малых группах; во 2-4х классах 68 занятий: 34 индивидуальных занятий и 34 в малых
группах. Продолжительность занятий от 20 до 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты
В результате коррекционно-развивающей работы ребенок должен:
• обладать достаточными социальными навыками для выстраивания межличностного
общения со взрослыми и сверстниками;
В результате коррекционно-развивающей работы ребенок должен знать:
• времена года, части суток, дни недели в их последовательности;
• свою биографию: имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
• названия деревьев, цветов, птиц, животных и т.п.;
• цифры, знаки («+», «–» и др.), буквы;
• названия основных профессий людей, объяснять, чем характерны эти профессии, какую
приносят пользу людям.
В результате коррекционно-развивающей работы ребенок должен уметь:
• целенаправленно выполнять действия педагога;
• правильно пользоваться письменными принадлежностями;
• анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма,
величина, цвет) на первом начальных этапах коррекционно-развивающей работы и по двум и
более признакам на последующих этапах;
• классифицировать фигуры по одному признаку на начальном этапе и по дум и более
признакам – на последующих;
• ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле, в дальнейшем в
пространстве;
4
• распознавать основные эмоции (на картинках, собственные эмоции, эмоции других
людей);
• выполнять несложные графические работы под диктовку (на начальном этапе работы) с
дальнейшим усложнением заданий;
• составлять предмет из частей (увеличение количества частей по ходу развития
учащегося).
Личностные результаты
• развитие умения оценивать как свои, так и чужие поступки («хорошо» - «плохо»);
• формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;
• развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
• формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Метапредметные
результаты
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• развитие речи, овладение техникой речи;
• развитие различных видов мышления, памяти, внимания;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Предметные результаты
• иметь представление о здоровом образе жизни, о таких понятиях, как: режим дня,
здоровое питание, личная гигиена;
• уметь анализировать и управлять своей познавательной деятельностью;
• уметь выполнять действия по образцу, содержащему необходимый способ действия;
• уметь осуществлять способ действия по прямому указанию на его название (назначение).
Способы отслеживания и контроль
Для отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы рекомендуется
использовать следующие диагностические методики:
- тест Тулуз-Пьерона;
- методика «Хороший ученик» (используется для определения уровня рефлексивной
самооценки учебной деятельности во 2-3 класса);
- модификация
методики
определения самооценки Т.В, Дембо,
С.Я.
Рубинштейн (используется в 4 классе);
- «Беседа о
школе»
(модифицированный
вариант) Т.А.Нежнова,
- Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер (используется в 1ом классе);
- методика исследования учебной мотивации школьников М.Р. Гинзбург (используется
в 2-4 классах);
- методика «Лесенка» (в 1 классе)
- диагностика
мотивации учения;
мотивационная
цветовая
анкета
(модификация анкеты Н. Г. Лускановой)
- методики исследования познавательной сферы из диагностического альбома Н.Я.
Семаго, М.М. Семаго.
5
Список литературы
1. Аржакаева Т.А., И.В. Вачков, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий в 1-м классе – М.: Генезис, 2013
2. Аржакаева Т.А., И.В. Вачков, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий в 2-м классе – М.: Генезис, 2013
3. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий в 3-м классе – М.: Генезис, 2013 Аржакаева Т.А., И.В. Вачков, А.Х.
Попова.
4. Иванова В. А., Мамедова Л. В. Диагностический комплекс психологопедагогического
изучения познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, Нерюнгри, 2014
5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
6. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
(психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М.,
«Академия развития», 2008
8. Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития младших школьников.
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов. Часть 1. Книга
для учителя М.: Ось -89, 2011. - 272 с
9. Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 2.
Материалы к урокам психологического развития М.: Ось -89, 2011. - 160 с.
10. Мищенкова Л. В. «36 занятий для будущих отличников», задания по развитии
познавательных способностей, рабочая тетрадь 1-4 класс, 2011
11. Холодова О. А. «Юным уникам и умницам», 1-4 класс, 2008
12. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у
обучающихся 1-4 классов/сост. И.В. Возняк и др. –
Волгоград: Учитель, 2014
13. Семаго Н. Я., Семаго Н. Н. Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айриспресс, 2005
14. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М.,
2015
Содержание курса
1 класс
В соответствии с выделенными особенностями детей с ТНР, коррекционная работа в 1 классе
может быть конкретизирована и обозначена следующими разделами:
Раздел 1. Вводное занятие. Психодиагностические упражнения, создание положительной
мотивации на занятия, знакомство.
Раздел 2. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития.
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной
моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,
пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов.
Раздел 3. Адаптация первоклассников. Принятие социальной роли школьника, ознакомление
со школьными правилами.
6
Раздел 4. Развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики, графомоторных навыков.
Крупная моторика. Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов").
Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий.
Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной
координации. Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений
руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по
трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков
цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Раздел 5. Коррекция сенсорных процессов: Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие Формирование сенсорных
эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в
процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных
по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов. Составление
целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие пространства. Ориентировка
на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.
Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.).
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в
помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона);
расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости
листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени Изучение временных показателей: времена года, дни недели.
Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного
материала. Восприятие эмоций человека. Знакомство с эмоциональным миром человека:
радость, страх, испуг, грусть, печаль, гнев, спокойствие, злость, удивление.
Раздел 6. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций. Активизация познавательной деятельности.
Раздел 7. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Развитие и
коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
Раздел 8. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция Развитие способности
к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами. Коррекция неэффективных
моделей поведения ребенка в социуме.
Раздел 9. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Формирование интереса к себе и позитивного отношения, коррекция самооценки.
Раздел 10. Итоговая диагностика. Оценка динамики состояния высших психических
функций.
2 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Психодиагностические упражнения, создание положительной
мотивации на занятия, знакомство.
Раздел 2. Диагностический блок. Диагностика уровня произвольности внимания,
трудоспособности, продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоциональноволевой сферы.
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы. Развитие зрительного восприятия
(сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
7
развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие
тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.
Раздел 4. Развитие двигательной сферы. Развитие мелкой, крупной и артикуляционной
моторики, общей двигательной координации; динамическая организация двигательного акта
(развития умения организации и контроля простейших двигательных программ).
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений. Формирование
пространственных представлений (умение ориентироваться в собственном теле, умения
ориентироваться на плоскости, формирование пространственных представлений в речи,
формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические
конструкции.)
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы. Формирование мнестических процессов и приемов
мнестической деятельности; формирование приемов умственной деятельности, развитие
интеллектуальной сферы.
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации.
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств. Развитие эмоциональной
стабильности в отношениях со сверстниками. Итоговая диагностика. Определение динамики
психического развития.
3 класс Раздел 1. Вводное занятие.
Раздел 2. Диагностический блок. Диагностика уровня произвольности внимания,
трудоспособности, продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоциональноволевой сферы.
Раздел 3. Профилактика школьной дезадаптации, развития коммуникативных способностей.
Снятие нервно-психического напряжения.
Раздел 4. Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного
внимания и контроля над поведением.
Раздел 5. Развитие мнестических способностей. Развитие разных видов и модальностей
памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания.
Раздел 6. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации. Развитие
основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и
понятийного мышления.
Раздел 7. Развитие двигательной сферы. Развитие мелкой моторики и общей двигательной
координации. Динамическая организация двигательного акта.
Раздел 8. Формирование пространственно-временных отношений. Формирование
пространственных и квазипространственных отношений.
Раздел 9. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. Знакомство с чувствами и эмоциями.
Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.
Раздел 10. Развитие творческих способностей, воображении. Развитие воображения
учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.
Раздел 11. Развитие эмоционально-личностных качеств. Развитие эмоциональной
стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.
Раздел 12. Итоговая диагностика. Определение динамики развития детей.
4 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок. Тесты интеллектуального и личностного развития, уровень
развития мотивации, обучающихся.
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления. Развитие различных видов
восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера.
8
Раздел 4. Развитие памяти. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной,
моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие
смысловой вербальной памяти.
Раздел 5. Развитие воображения. Развитие видов воображения: активация свойств
воображения.
Раздел 6. Развитие внимания. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и
концентрации внимания.
Раздел 7. Развитие мыслительных функций Развитие наглядно-образного мышления;
формирование вербально-понятийного аппарата; Развитие сложных форм мышления
(логического мышления. Развитие словесно – логического мышления. Построение
умозаключения по аналогии.
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции. Формирование навыков построения
внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Активация
способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие
рефлексивной деятельности.
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы. Формирование рефлексии личностных
качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств.
Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и
умения работать в команде.
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы. Коррекция мотивационной сферы
(потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.)
Раздел 11. Итоговая диагностика. Подведение итогов, определение динамики развития детей.
9
Учебно-тематический план психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжёлыми нарушениями
речи (вариант 5.1)
1 КЛАСС
№
п/п
Темы занятий
Колво часов
Содержание занятий
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
1
Вводное занятие. Формирование
правил группы.
1
Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на
занятия, знакомство. Формирование правил группы.
Раздел 2. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (2 часа)
1
Диагностические занятия
2
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет,
размер, материал, пространство и время).
Представления о внешних свойствах предметов
Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника
Раздел 3. Адаптация первоклассников (6 часов)
1
2
Адаптация к условиям школьной
среды
«Я – ученик!»
2
Помощь в адаптации к условиям школьной среды. Снятие
психоэмоционального напряжения.
Оценка уровня учебной мотивации.
Рассказ «Мои любимые занятия».
2
Рисунок «Я в школе».
Отличия школы и детского сада, учительницы и воспитательницы. Обратная
связь: рассказ учащегося о классе, столовой, спортивном зале и т.д.
Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок «Я в
школе»).
Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная
одежда.
9
3
Вежливость
2
Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно,
извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я.
Маршак и др.). Что такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов
российских поэтов). Детские высказывания
Раздел 4. Развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики, графомоторных навыков (10часов)
1
2
Коррекция крупной моторики
Коррекция мелкой и
артикуляционной моторики
5
Развитие целенаправленности выполнения действий и движений по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Развитие
быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий.
Развитие точности движений.
Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие
ловкости движений.
Развитие слуховой и тактильной координации.
5
Выполнение штриховки.
Рисование по трафарету, раскрашивание.
Времена года. Осенние месяцы. Приметы осени.
Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг «Зимние месяцы. Приметы
зимы».
Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг «Весенние месяцы.
Приметы весны».
Рисование по номерам.
Пальчиковая гимнастика.
Раздел 5. Коррекция сенсорных процессов (8 часов)
1
Восприятие формы, величины, цвета.
Восприятие целостности предмета.
Конструирование предметов.
Зрительное и слуховое восприятие
3
Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности.
Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками.
Игра «Что возьмём в школу».
Параметры предмета. Размер. Высота. Большой - маленький.
Противоположности.
Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.
Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые,
треугольные, квадратные).
Цвета предметов. Различение основных цветов. Белый цвет.
11
Синий цвет. Арт-тренинг «Морское путешествие гномов». Лепка на картоне
«Волны»
Зелёный цвет. Арт-тренинг «Лесное царство». Аппликация «Елочка»
Жёлтый цвет. Арт-тренинг «Солнечные зайчики». Рисование ватными
палочками. Красный цвет. Арт-тренинг «Красная шапочка». Лепка клубнички.
Черный цвет. Арт-тренинг «Гномики в стране ночи».
Рисунок из кляксы. Арт-тренинг «Цветная сказка».
Знакомимся с миром звуков. «Угадай звук»
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки
(ноги), правой (левой) части тела.
Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше
- ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад,
т.д.). Игротренинг «Ищем клад». Ориентировка в помещении по инструкции
педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая
(левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции,
перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций
из полосок, геометрических фигур.
2
Восприятие пространства
2
3
Восприятие времени
1
Изучение временных показателей: времён года.
Изучение временных показателей: дней недели.
Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера – сегодня - завтра
4
Восприятие эмоций человека
2
Знакомство с эмоциональным миром человека.
Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы.
Гнев. Страх/испуг.
Спокойствие. Пиктограммы.
Злость. Сказкотерапия «Заюшкина избушка».
Удивление. Пиктограммы.
Раздел 6. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций
(16 ч)
12
1
Восприятие как основа
познавательной деятельности: анализ
наглядно воспринимаемых предметов и
явлений окружающей действительности.
1
Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы.
Анализ объектов по картинке.
Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка, стол).
Загадывание наглядно представленных объектов.
2
Перцептивные группировки объектов
1
Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и
вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию (построй
«команду» – бумажные полоски, 7 шт.- по росту)
3
Сенсорные эталоны
1
Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными
эталонами. Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный,
сочный).
4
Сходства и различия
1
Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с
изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду).
Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее
проанализированного ряда.
Сходство в речи: подбор синонимичных наименований для объектов,
изображенных на картинках.
Различия в нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами,
наглядно представлены на картинках, в т.ч. фотографиях)
3
Перепутанные дорожки. Найди отличия (идентичные картинки с
незаметными отличиями). Различные варианты графических диктантов.
2
Зрительное запоминание. Что изменилось (определение 1-2 недостающих,
перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта: 6
объектов.
Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием
геометрических фигур.
5
6
Развитие навыков произвольного
сосредоточения внимания
Развитие зрительной памяти
13
7
Развитие слуховой памяти
3
Повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на
индивидуальных карточках). Повторение слов, фраз педагога с постепенным
удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе).
8
Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск
закономерностей
2
Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение
числового ряда (в пределах изученного). Учет двух признаков в нахождении
места объекта (цвет и величина, форма и величина, цвет и форма).
Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение
числового ряда. Продолжение полоски с определенной последовательностью
геометрических элементов.
9
Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск связей и
отношений в вербально представленном
материале
2
Решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым
утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста.
Угадывание загадок. Самый непохожий. Найди четвертое.
Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред.Л.А. Венгера, В.В.
Холмовской).
Раздел 7. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (10 часов)
11
Произвольное длительное удержание
внимания (запутанные линии,
корректурная проба - буквенный
вариант)
2
Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение):
задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью
переключения (А вычеркиваем, И подчеркиваем).
Длительное отслеживание перепутанной линии.
12
Произвольное удержание программы
деятельности и осуществление контроля
за ней
2
Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий:
конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и
количества деталей.
13
Развитие концентрации и
устойчивости произвольного внимания
2
Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину»,
«Сделай как у меня»
14
Развитие помехоусточивости
внимания
2
Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками)
14
15
Самостоятельное выполнение задания
с учетом заданных условий.
2
Раскрашивание объектов по заданным правилам. Зарисовка объекта по
заданным правилам (зеркальное отображение). Попытка конструирования по
условиям.
Раздел 8. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (3 часа)
1
Мы такие разные
1
Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты, похвалы
(аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный,
дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.)
2
Почему люди ссорятся
1
Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется,
отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи.
Что помогает не ссориться.
3
Будь внимателен (нужна помощь)
1
«Мы на помощь придем». Когда нужно помогать. Что называется помощью.
Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто
«Помощница».
Раздел 9. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (8 часов)
1
Каким я был маленьким
1
Я не умел, но уже умею
2
Моя семья
1
Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьи
3
Самопрезентация
1
4
Лесенка самооценки
1
Занятие на формирование самооценки
5
Я спокоен
4
Тренинговые упражнения на снятие тревожности
В. Драгунский «Денискины рассказы». Самопрезентации. Я люблю, и я не
люблю. Я хвастаюсь (горжусь) тем, что…
Раздел 10. Итоговая диагностика (2 часа)
1
Диагностика актуального уровня
развития
2
Исследование сенсорных процессов. Исследование эмоциональноличностной сферы первоклассника
ИТОГО: 66 часов
15
2 КЛАСС
№
п/п
Темы занятий
Колво часов
Содержание занятий
Раздел 1. Вводное занятие
1
Вводное занятие. Формирование
правил группы.
2
Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на
занятия, знакомство. Формирование правил группы.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)
1
Диагностика
2
Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности,
продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоциональноволевой сферы.
Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов (12часов)
1
Развитие осязательного и
зрительного восприятия
4
Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных
предметов: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры»,
«Что принес Буратино».
Упражнения, развивающие зрительное восприятие: «Копирование точек»,
«Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные
рисунки».
2
Развитие слухового восприятия и
слухомоторной координации
4
Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную
координацию: "Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу
слова), "Придумай новое слово", "Кружок", "Длиннее-короче".
3
Развитие межанализаторных систем,
их взаимодействия.
4
Двигательное воспроизведение ритмических структур по образцу и по
инструкции.
Рисование обеими руками, выполнение графических диктантов.
Срисовывание узоров, дорисовывание симметричных изображений.
Выполнение упражнений «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование»,
«Моторчик», «Веселые карандаши». Урок-игра «Рисуем по-разному».
16
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром,
нанизывание бус).
Раздел 4. Развитие психомоторных и сенсорных процессов, графомоторных навыков (8 часов)
1
Развитие общей двигательной
координации
4
Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы.
Анализ объектов по картинке.
Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка, стол).
Загадывание наглядно представленных объектов.
2
Динамическая организация
двигательного акта (развития умения
организации и контроля двигательных
программ)
4
Динамическая организация двигательного акта (развития умения
организации и контроля двигательных программ)
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений (8 часов)
1
Формирование пространственных
представлений (умение ориентироваться
на своем теле, во внешнем пространстве
улицы, города)
4
Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева,
справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой
путь», «Фигурное лото»
2
Формирование пространственных
представлений в речи, формирование
умения понимать пространственные и
временные логико-грамматические
конструкции
4
Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью
календарного года. Сказкотерапия. Упражнения «Бочка и ящик», «Что
находится в помещении», «Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы (20 часов)
1
Формирование мнестических
процессов и приемов мнестической
деятельности (развитие памяти,
2
Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; точности
запоминания; на развитие умения использовать приемы мнемотехники;
Психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения; Тренировка
17
произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»;
игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и
воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
формирование различных приемов
запоминания)
2
Формирование приемов умственной
деятельности
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления;
психогимнастические упражнения.
3
Развитие интеллектуальной сферы
4
Развитие логического и понятийного
мышления
4
Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей
домик»
5
Анализ, сравнение, классификация,
обобщение
4
Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и
нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай
животное». «Найди общие признаки». Игры и упражнения: «Найди отличия»,
«Назови, что это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд».
6
Установление причинноследственных отношений, обобщение и
нахождение противоположностей
4
Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление
закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления,
абстрагирования.
4
2
Изучение особенностей творческого мышления школьников; Игры и
упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость,
нестандартность, способность генерировать новые идеи.
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации (4 часов)
1
Формирование приемов учебной
деятельности (действовать по образцу,
следовать указаниям, работать по
алгоритму)
4
Метод арт-терапии в формировании позитивного образа школьника и учебы.
Игры для понимания противоречия «хорошо-плохо». Формирование навыков
построения внутреннего плана действий; Тренировка объема, концентрации
внимания, умения действовать по инструкции.
18
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств (10 часов)
1
Развитие эмоциональной
стабильности в отношениях со
сверстниками
4
Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Игры «Волшебный
стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет
хорошего мальчика (девочки)». Обучение эффективным способам общения.
2
Знакомство с чувствами и эмоциями.
Развитие умения правильно выражать
свои чувства и эмоции социально
приемлемым способом.
6
Какие бывают чувства. «Мои эмоции». Игра «Путешествие в страну
настроения».
«Свободный рисунок». «Составь рассказ по картинке», «Что такое
дружба». Интервью «Как ты злишься?».
Раздел 9. Итоговая диагностика (2 часа)
1
Психодиагностические обследования
2
Определение динамики развития второклассника
ИТОГО: 68 часов
19
3 КЛАСС
№
п/п
Темы занятий
Колво часов
Содержание занятий
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
1
Вводное занятие
1
Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на
занятия, знакомство.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)
1
Диагностический блок
2
Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности,
продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоциональноволевой сферы.
Раздел 3. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей (4 часа)
1
Профилактика школьной
дезадаптации, снятие нервнопсихического напряжения, сплочение
детского коллектива
4
Обучение эффективным способам общения.
Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу.
Упражнение «Комплименты».
Формирование мотивации на совместную работу, развитие навыков
коллективного сотрудничества.
Формирование положительной учебной мотивации.
Раздел 4. Развитие произвольного внимания и поведения (6 часов)
20
1
Развитие и коррекция функции
внимания, обучение навыкам
произвольного внимания и контроля над
поведением
6
Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Развитие
переключения внимания и умения действовать по правилу.
Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по
инструкции. Тренировка распределения внимания.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Раздел 5. Развитие мнестических способностей (7 часов)
1
Развитие разных видов памяти,
обучение способам запоминания,
формирование произвольности
запоминания
7
Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам
запоминания, формирование произвольности запоминания.
Развитие механической зрительной и слуховой памяти.
Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни
звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и
воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
Развитие ассоциативной памяти.
Обучение способам эффективного запоминания.
Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на
развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения
использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Раздел 6. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (13 часов)
1
Развитие основных мыслительных
операций (анализ, синтез,
абстрагирование). Развитие логического
и понятийного мышления
13
Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в
построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей,
развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения.
Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и
ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и
упражнения на развитие логического, словесного мышления;
психогимнастические упражнения.
Раздел 7. Развитие двигательной сферы (3 часа)
21
1
Развитие мелкой моторики и общей
двигательной координации.
Динамическая организация
двигательного акта
3
Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование
по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков,
дорисовывание изображений предметов, штриховка.
Развитие умения организации и контроля двигательных программ.
Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики. Расслабляющие и
релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями.
Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).
Раздел 8. Формирование пространственно-временных отношений (4 часа)
1
Формирование пространственных
представлений
4
Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева,
справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой
путь», «Фигурное лото».
Формирование пространственных представлений в речи, умения понимать
пространственные и временные логико-грамматические конструкции.
Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью
календарного года. Сказкотерапия. Упражнения «Бочка и ящик», «Что
находится в помещении», «Я – сыщик». Игра «Внутриснаружи»
Раздел 9. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (9 часов)
1
Знакомство с чувствами и эмоциями.
Развитие умения правильно выражать
свои чувства и эмоции социально
приемлемым способом
9
Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость,
страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд. Работа с чувством страха и
тревожности. Формирование умения различать и принимать эмоции других
людей.
Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций
Раздел 10. Развитие творческих способностей, воображения (6часов)
1
Развитие воображения учащихся.
Стимулирование креативных
возможностей детей.
6
Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и
фантазия. Изучение особенностей творческого мышления учащегося. Игры и
упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость,
нестандартность, способность генерировать новые идеи. Развитие воображения.
Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:
«Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая
планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания
22
неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание
неопределенной фигуры до заданного образа.
Раздел 11. Развитие эмоционально-личностных качеств (11 часов)
1
Развития эмоциональной
стабильности. Коррекция
эмоционально-волевых нарушений у
детей.
11
Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам
взаимодействия и сотрудничества.
Тренинг «Как и почему начинаются ссоры?»
Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие»
Формирование умения эффективного общения, закрепление правил
дружеского общения. «Как мы все похожи!» «Какие мы все разные!»
Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Игры «Паутинка»,
«Собираемся в путешествие», «Необитаемый остров», «Строим дом». Игры
«Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика
(девочки)».
Раздел 12. Итоговая диагностика (2 часа)
1
Психодиагностические обследования
2
Определение динамики развития учащегося
ИТОГО: 68 часов
23
4 КЛАСС
№
п/п
Примерные темы занятий
Колво часов
Примерное содержание занятий (варьируется в зависимости от
эмоционального состояния)
Раздел 1. Вводное занятие
1
Вводное занятие
1
Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на
занятия, знакомство.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)
1
Диагностический блок
2
Тесты интеллекта, определение интеллектуального и личностного развития.
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (5 часов)
1
Развитие различных видов и форм
восприятия (пространственных,
осязательных, временных), развитие
глазомера и зрительной моторной
координации; развитие ориентировки во
времени и в пространстве
5
Формирование произвольности зрительного восприятия, дорисовывание
незаконченных изображений.
Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Выделение нереальных элементов нелепых картинок.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, их словесное
обозначение.
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к
другу в ближнем и дальнем пространстве.
Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление
простейших схем-планов комнаты, ориентировка на листе бумаги разного
формата (тетрадный, альбомный, ватман).
Определение времени по часам.
Раздел 4. Развитие памяти (7 часов)
1
Развитие различных видов памяти:
слуховой, зрительной, моторной,
опосредованной. Овладение приемами
7
Тренировка различных видов памяти, упражнения типа «Опиши картинку»,
«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное
движение».
24
осмысленного запоминания; развитие
смысловой вербальной памяти.
Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов»,
«Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова».
Раздел 5. Развитие воображения (6 часов)
1
Развитие видов воображения:
активация свойств воображения
6
Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные
пятна», «Свободное рисование», «Орнаменты», «Каракули».
Раздел 6. Развитие внимания (6 часов)
1
Развитие произвольного внимания.
Развитие устойчивости и концентрации
внимания
6
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания:
«Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик»,
«Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия»
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (12 часов)
1
Развитие наглядно-образного
мышления; формирование вербальнопонятийного аппарата
12
Упражнения на мышечную релаксацию; «Графический диктант»;
Развитие мышления (анализ через синтез).
Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных
представлений. Развитие словесно – логическогомышления.Построение
умозаключения по аналогии.
Развитие сложных форм мышления (логического мышления):
абстрагирование, установление закономерностей.
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (9 часов)
25
1
Формирование навыков построения
внутреннего плана действий, овладение
приемами самоконтроля и
саморегуляции; Активация способностей
к преодолению гиперактивности,
расторможенности, неуправляемости;
развитие рефлексивной деятельности
9
Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое
настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от
плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость»,
«Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо»,
«Саморегуляция».
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (12 часов)
1
Развитие эмоциональной сферы.
Формирование рефлексии личностных
качеств. Развитие самооценки, умений
принять себя; развитие умений
дифференциации чувств
12
Развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и
его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у учащегося
конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка
различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности,
формирование и развитие внимания, доброжелательности. Рефлексия
собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и
умения работать в команде
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)
1
Коррекция мотивационной сферы
(потребности, интересы, стремления,
цели, влечения, мотивационные
установки и т. д.)
6
Формирование у детей навыков самоконтроля.
Формирование нравственных представлений.
Раздел 12. Итоговая диагностика (2 часа)
1
Психодиагностические обследования
2
Определение динамики развития учащегося
ИТОГО: 68часов
26