ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ для слабослышащих вариант 4.1 5-9 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»
муниципального округа Краснотурьинск Свердловской области

Рабочая программа
коррекционно – развивающих занятий для
слабовидящих обучающихся 5-9 классов
(вариант 4.1)

МО Краснотурьинск
2025г.

Пояснительная записка
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР
разрабатывается для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1).
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа направлена на осуществление индивидуально-ориентированной
психолого-педагогической помощи слабовидящим обучающимся в освоении АООП ООО
(вариант 4.1) с учетом их особых образовательных потребностей, социальную адаптацию
и личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и
преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним).
При проектировании программы для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
учитывалось, что она адресована слабовидящим обучающимся, демонстрирующим
готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми
личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в АООП
НОО (варианты 4.1) при совместном обучении с нормативно развивающимися
сверстниками в те же сроки (5-9 классы) в условиях, учитывающих их особые
образовательные потребности.
Программа курса для обучающихся 5-9 классов для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.1) направлена на исправление различных типичных недостатков
психологического (психического) развития, которые в совокупности определяют наличие
особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе.
Целями реализации программы для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
являются: организация учебного процесса для слабовидящих обучающихся с учетом
целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования,
отраженных в ФГОС ООО; создание условий для становления и формирования личности
обучающегося; организация деятельности педагогических работников образовательной
организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для
слабовидящих обучающихся.
Цель:
оказание
психолого-педагогической
помощи
обучающимся
с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной адаптации, формирование информационных, коммуникативных компетенций,
обеспечивающих жизненную и профессиональную самореализацию, развитие,
совершенствование и универсализация компенсаторных умений и навыков,
пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекция и развитие
познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи:
•
определение индивидуальных образовательных потребностей и затруднений
слабовидящих обучающихся, оказание коррекционной помощи при освоении АООП
ООО;
•
определение оптимальных психолого-педагогических и организационных
условий для развития, совершенствования и универсализации компенсаторных умений и
навыков,
формирования
информационных,
коммуникативных
компетенций,
всестороннего развития способностей, обучающихся;
•
реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения
слабовидящих обучающихся в соответствии с рекомендациями ППК и ТПМПК;
•
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации слабовидящих обучающихся;
•
формировать,
развивать,
совершенствовать
и
корректировать
познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);

•
формировать позитивную учебную мотивацию;
•
развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие
тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной
самооценки, развитие коммуникативных способностей).
•
реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение
обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ТПМПК);
•
осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) слабовидящих обучающихся.
В программу также включены принципы, ориентированные на учет особенностей
слабовидящих обучающихся (вариант 4.1), учитывает:
Принцип преемственности и перспективности. Обеспечивает продолжение
коррекционно-развивающей работы, начатой на уровне начального общего образования, в
основной школе (расширение и конкретизация представлений, развитие и
совершенствование компенсаторных навыков, формирование специальных компетенций и
так далее);
Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Обеспечивает
включение коррекционно-развивающей работы в урочную и внеурочную деятельность;
Принцип индивидуального подхода. Основывается на учете при организации и
проведении коррекционно-развивающей работы индивидуальных особенностей
психофизического развития слабовидящих обучающихся, уровня сформированности
компенсаторных способов действий, их образовательных и абилитационнореабилитационных потребностей;
Принцип дифференцированного подхода. Обеспечивает дифференциацию методов
и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от вариативных
типологических особенностей слабовидящих обучающихся (различная степень
выраженности и клинические формы слабовидения, обучающиеся с различным уровнем
сформированности компенсаторных способов действий).
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий.
Направления
коррекционной
работы
(диагностическое,
коррекционноразвивающее
и
психопрофилактическое,
консультативное,
информационнопросветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах
деятельности и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического
сопровождения слабовидящих обучающихся.
Диагностическое направление предполагает:
проведение диагностики развития слабовидящих обучающихся и подготовка
рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи;
определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития
слабовидящих
обучающихся,
прогнозирование
эффективности
коррекционноразвивающей работы;
проведение мониторинга динамики успешности освоения АООП НОО
обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящие обучающиеся), включая программу
коррекционной работы.
Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:
выявление компенсаторных возможностей слабовидящих обучающихся в учебной,
познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социальнобытовой и трудовой деятельности;

изучение познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, личностных
особенностей слабовидящих обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
слабовидящих обучающихся;
выявление сформированных умений и навыков пространственной ориентировки;
системный мониторинг уровня и динамики развития обучающихся, а также
создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным
потребностям,
склонностям,
способностям,
компенсаторным
возможностям,
профессиональной направленности слабовидящих обучающихся.
Направления
коррекционно-развивающей
работы,
в
зависимости
от
индивидуальных особенностей слабовидящих обучающихся, могут также включать:
развитие, совершенствование и универсализацию компенсаторных навыков;
формирование специальных компетенций, необходимых для получения, использования и
обработки информации без визуального контроля;
стабилизацию психоэмоционального состояния слабовидящих подростков;
преодоление тревожности, личных комплексов и психологических барьеров, страхов
самостоятельного передвижения в закрытом и свободном пространстве, реального и
виртуального общения со взрослыми и сверстниками с сохранным зрением, обращения за
помощью к незнакомым людям, переезда в другой регион для продолжения образования,
самостоятельного решения социально-бытовых вопросов, осуществления социальнокоммуникативной и социально-бытовой деятельности и другие;
овладение нормами и правилами бесконфликтного общения, способами
конструктивного разрешения или избегания конфликтных ситуаций, обусловленных
нарушениями зрения;
формирование умений и навыков поиска нестандартных решений учебных,
коммуникативных, бытовых и профессиональных задач;
развитие мотивации к профессиональному самоопределению и самореализации,
готовности к осознанному выбору доступной и востребованной профессии в соответствии
со способностями, интересами и склонностями;
формирование представлений о правилах и нормах межличностного
взаимодействия в коллективе, понимания необходимости ответственного отношения к
выполнению трудовых функций;
психологическую подготовку к прохождению государственной итоговой
аттестации.
Направления коррекционно-развивающей работы подбираются с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на
основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на
рекомендациях ТПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической
диагностики обучающихся.
Консультативное направление работы обеспечивает непрерывность специального
психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся и их семей по
вопросам образования и социализации обучающихся, повышения уровня родительской
компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании
своих детей.
Информационно - просветительское направление предполагает разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями
слабовидящих обучающихся, обеспечением наиболее полноценного образования и
развития, созданием необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в
обществе, правам и обязанностям.
Необходимость

Общая характеристика коррекционного курса
создания коррекционного курса для обучающихся

со

слабослышащими
обусловлена,
прежде
всего,
требованиями
Российского
законодательства, в части создания специальных условий обучения для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, образовательными стандартами (ФГОС) и
рекомендациями специальной литературы.
Коррекционно-развивающая программа способствует развитию внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно
двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся
является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение
придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее
операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление
закономерностей, формирование логических операций. Постепенно закладываются
основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления
учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического
мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое
внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной
адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности.
Данная программа способствует освоению вербальных и невербальных каналов
передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие
занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и
личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что
развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных
психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный
характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает
ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся
продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового
тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные,
рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные
нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики.
Коррекционно-развивающая программа имеет непосредственную связь со всеми
основными предметами общего образования.
Основные формы и приемы обучения:
Интерактивная деятельность - деятельность обучает ребенка управлять своим
поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар,
стимулирует развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной
деятельности. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих
возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха
выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении
получаемых знаний.
Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с
подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается
самостоятельно работать или придумать подобное задание).
Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.
Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять
перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является
обязательным при работе с детьми с ОВЗ, так как дает возможность оптимально
распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению
работоспособности.
Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью
организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Место коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа составляет значительную часть содержания программы
коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее
велика ее роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы
жизненной компетенции.
Рабочая программа полезна для освоения всех предметных областей, поскольку
недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции,
адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные
искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционноразвивающей области комплексного сопровождения слабовидящих обучающихся и
реализуется во внеурочное время. Нормативный срок освоения АООП ООО (вариант 4.1)
составляет 5 лет (5-9 класс), в каждом классе по 1 часу в неделю.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме (по
запросу родителей) на базе ОУ. Программа рассчитана на 34 учебных часа, с
периодичностью 1 разу в неделю, время занятия в соответствии с СанПином составляет 40
минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций
ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала
обучающимися можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы
соответствующим направлением работы.
Содержание коррекционного курса
Рабочая программа психокоррекционной работы следующими направлениями:
Адаптация. В рамках работы по адаптации в пятом классе осуществляется
принятие социальной роли школьника, перешедшего из начального звена в среднее,
ознакомление с новыми правилами.
Коррекция познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по
развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности (развитие
способности к взаимодействию с одноклассниками).
Диагностика и развитие эмоционально - личностной сферы и коррекция ее
недостатков.
Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного
самоотношения.
Коррекционная работа по совершенствованию познавательной деятельности на
учебном материале.
При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих
психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог
может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе
сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные
занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической
диагностики.
Содержание программы в 5 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения,

речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства,
различать эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать. Развитие личностной
сферы: рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды поведения. Познание
своего поведения.
Содержание программы в 6 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения,
речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: работа с тревожностью, агрессией.
Работа с конфликтами. Теоретические данные и практические навыки разрешения
конфликтов.
Содержание программы в 7 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций. Формирование
учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение.
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование
адекватной самооценки.
Содержание программы в 8 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических
комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за
принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий
Овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности.
Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе,
своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в
жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные
особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
Содержание программы в 9 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие высших
психических функций. Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство с
методами эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального,
структурного мышления. Задания на креативность.
Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями,
востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа
будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость
жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление
индивидуальной траектории профессионального развития.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО
дополняются результатами освоения ПКР.
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
1)
результатами достижения каждым обучающимся сформированности
конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных
компетенций, способности к социальной адаптации в обществе, в том числе:

сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностносмысловые установки, отражающие гражданские позиции с учетом моральнонравственных норм и правил; правосознание, включая готовность к соблюдению прав и
обязанностей гражданина Российской Федерации, владение информацией о правах и
обязанностях лиц с нарушениями зрения;
социальные компетенции, включая, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, значимость расширения социальных контактов,
развития межличностных отношений при соблюдении социальных норм, правил
поведения, ролей и форм взаимодействия в социуме;
сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной
познавательной деятельности;
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
личностное стремление участвовать в социально значимом труде;
способность к осознанному выбору и построению дальнейшей траектории
образования с учетом профессий, доступных слабовидящим, личной оценки собственных
возможностей и ограничений, учету потребностей рынка труда;
стремление к расширению социальных контактов;
повышение самостоятельности, формирование адекватного типа отношения к
нарушению, расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности;
стремление к расширению социальных контактов с людьми независимо от наличия
и (или) отсутствия у них нарушения зрения, в том числе контактов со взрослыми и
сверстниками с сохранным зрением;
приобщение слабовидящих обучающихся к социокультурным традициям;
совершенствование умственных действий, направленных на анализ и управление
своей деятельностью;
сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество
и конструктивное общение, сформированность информационных компетенций,
готовность к осознанному и самостоятельному профессиональному самоопределению;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; социального окружения, своего места в нем, принятию
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
оценка с позиций социальных норм собственных поступков и поступков других
людей
Регулятивные УУД:
2)
результатами овладения универсальными учебными действиями, в том
числе: самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач
собственной учебной и познавательной деятельности;
самостоятельным планированием путей достижения целей, выбора наиболее
эффективных способов решения учебных, познавательных и задач, а также задач
социальной практики;
самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми
результатами, осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и
деятельности других обучающихся в процессе достижения результата, определением
способов действий в рамках предложенных условий и требований;
принятием решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
корректированием собственных действий с учетом изменяющейся ситуации;
оцениванием правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
планированием и регуляцией собственной деятельности;
умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логическое рассуждение,
делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии), формулировать
выводы;
овладением информационной компетентностью, обеспечивающей возможность
для получения, обработки, хранения и использования информации в условиях
слабовидения;
применение компенсаторных способов действий для решения учебных, социальнобытовых, профессиональных задач;
Коммуникативные УУД:
организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с
педагогическим работником и сверстниками;
осуществлением учебной и внеурочной деятельности индивидуально и в группе;
самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования
позиций и учета интересов;
формулированием, аргументацией и отстаиванием собственного мнения;
использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
экологическим
мышлением,
его
применением
в
познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Познавательные УУД:
3)
достижениями планируемых предметных результатов образования и
результатов коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы, в
том числе:
формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами;
применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети
Интернет), обработки и передачи информации без визуального контроля в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, в том числе при подготовке
презентаций (доступными способами, с использованием помощи ассистента) для устных
ответов (например, выступлений);
применением зрительного, зрительно-осязательного и слухового способов
восприятия материала;
приемов отбора и систематизации материала на определенную тему;
осуществлением пространственной и социально-бытовой ориентировки,
овладением мобильностью; освоением самостоятельным поиском информации;
преобразованием, сохранением и передачей информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
принятием участия в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватное использование жестов, мимики в процессе речевого общения;
осуществлением речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной коммуникации;
оцениванием своей речи с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
нахождение грамматических и речевых ошибок, недочетов, исправление их;
планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на усвоение каждой темы
5 класс
N
занятия
1

Тема занятия

Содержание

Диагностика

Диагностика ВПФ

Колвочасов
1

Раздел 1. Развитие ВПФ

2

Развитие внимания и
мышления

Рефлексия собственных личных качеств.
Говорящая надпись.
Называйте и считайте. Три слова. Составьте
слова.

1

3

Развитие памяти

Запомни слова. Пиктограммы.

1

4

Развитие
пространственных
представлений.

Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте
слова.

1

5

Развитие мышления.

Пары слов, Аналогии

1

6

Развитие речи

Игра «Объясни слова разными способами»

1

7

Формирование абстрагирования и
Развитие внутреннего плана вербального (словесного) анализа. Я узнаю
себя. Муха.Говорим по-марсиански.
действия
Объясните греческие слова.

1

8

Развитие мышления.
Установление
закономерностей и развитие Я - ромашка. Необычные ножницы.
гибкости мышления
Найдите фигуры.

1

9

Развитие внимания в
условиях коллективной
деятельности.

10

11

Развитие гибкости мышления. Что я могу
сказать о себе хорошее? Делаем вместе.
Способы применения предмета. Выберите
синонимы и антонимы.
Развитие вербального мышления. Слово в
Развитие умения
зеркале.
дифференцировать чувства. Подберите синонимы и антонимы.
Отгадайте чувство.
Что я чувствую? Найдите фигуры.
Учимся сравнивать.
Одинаковые? Противоположные? Разные?
Какие бывают эмоции. Переворот фигур.
Измените форму, не меняя содержания.

12

Учимся различать эмоции.

13

Развитие умения различать Найдите фигуры. Понимание пословиц.
виды поведения.
Какое бывает поведение?

1

1

1
1

1

13

14

15
16
17
18

Развитие умения различать виды
поведения.
Познание своего поведения.
Найдите фигуры. Выразите разными
словами.
Делаем вместе. Какое это понятие? Как
Учимся договариваться.
попросить и отказать.
Называйте и считайте. Учимся рассуждать.
Учимся сотрудничать.
А что сказал бы ты?
Развитие логического
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем
мышления
понятия. Вылепите фигуру
Развитие логического
Игра «Логический поезд»
мышления

1

1
1
1
1

19

Развитие внимания

Какие слова легче. Стенографы. Замените
символы цифрами. Объясните поговорки.

1

20

Развитие воображения.

Придумайте предметы. Разделите понятия.
Говорящая надпись.

1

21

22
23

24

25
26
27

28

29

Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите
фигуру
Развитие пространственных
Переворот фигур. Найдите фигуры.
представлений.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
Развёртка с буквами. Учимся рассуждать.
Развитие логического
Говорящая надпись
мышления.
Развитие логических форм «Рисуем в уме». Определите вид суждения.
вербального мышления
Что я могу сказать о себе хорошее?
Развитие мышления
Замените цифры буквами. Измените форму,
не меняя содержания. Угадайте выражение
(гибкость и анализ через
лица
синтез)
Раздел 2. Эмоции, поведение, личностные особенности.
Я - ромашка. Замените буквы цифрами.
Учимся рассуждать.
1
Учимся рассуждать.
Мои достоинства и
Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я
недостатки.
могу сказать о себе хорошее?
Осознание различия между агрессией и
агрессивностью.
Работа со сказкой «Лабиринт души».
Я повзрослел
Работа в тетради «Я повзрослел».
Коллективное обсуждение «Символ моего
Я». «Спрячь игрушку».
Обсуждение проблем подростковой
дружбы.«Самоедлинное»,«Красивыепоступ
Я и мои друзья
ки»,«Общая рука». Работа со сказкой
«Светлячок».
Работа с метафорическими картами «Я и
все, все, все...», «Мир моих эмоций»,
Я и мои эмоции
обсуждение «Какую роль эмоции играют в
жизни человека»

1

1
1

1

1

1

1

1

14

32

Что такое уверенность к
себе
Тренируем уверенность в
себе
Умение сказать «Нет»

33

Я - это личность

34

Итоговое занятие

30
31

Обсуждение проблемы уверенности в себе
«Мои качества», «Могу, хочу, надо»

1

Практическое занятие «Карта уверенности»

1

Ролевая игра «Я и компания»
Обсуждение «Личность - это?»,
Практическая работа «Как я вижу себя? Как
меня видя другие? Как я хочу, чтобы меня
видели?»
Итоговая диагностика

1
1
1

6 класс
N

Тема занятия

Содержание

занятия
1

Диагностика

2

Я повзрослел

3

Развитие памяти

Лабиринт души (Т.Шмидт). Обсуждение.
«Символ моего Я»
Запомни слова. Пиктограммы.

4

Развитие
пространственных
представлений.

Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте
слова.

1

5
6

Развитие мышления.
Развитие речи

Пары слов, Аналогии
Игра «Объясни слова разными способами»

1
1

7

Развитие внутреннего
плана действия

Формирование абстрагирования и
вербального (словесного) анализа. Я узнаю
себя. Муха. Говорим по-марсиански.
Объясните греческие слова.

1

8

Установление
закономерностей и
развитие гибкости
мышления

Развитие мышления.
Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите
фигуры.

1

9

Развитие внимания в
условиях коллективной
деятельности.

10

Диагностика ВПФ

Колво
часов

Развитие гибкости мышления. Что я могу
сказать о себе хорошее? Делаем вместе.
Способы применения предмета. Выберите
синонимы и антонимы.
«Агрессия и развитие» «Ассоциации» Работа
со сказкой. Сказка про Рона. «Покажи
агрессию» «Кто из них агрессивный»,
«Агрессивный продавец», «Отбросить
У меня появилась агрессия старое, чтобы измениться» Работа со
сказкой. Время (О.Горбушина) Работа в
тетради.
«Моя реакция на агрессию «Как поступить
конструктивно?»

1
1
1

1

1

11

12

13

«Чем недовольны родители?», «Чем
недовольны подростки?», «Подростки не
Конструктивное
понимают. Родители не понимают»,
реагирование на агрессию
«Учимся договариваться» Работа со сказкой.
Сказка про Крича (М.Кирсанова)
«Эпиграф занятия» «На приеме у
психолога», «Мои маски»
Управление гневом
Работа в тетради.«Рисунок маски». Работа с
притчей. «Дом масок»
«Эпиграф занятия»,«Портрет», «В чем
проблема?», «Ассоциации», «Символ моей
Учимся договариваться
веры в себя». Работа со сказкой. Про
мальчика Неудоба.

1

1

1

14

Зачем человеку нужна
уверенность в себе

«Копилка источников уверенности», «Мои
источники уверенности» «Мои ресурсы»
Работа со сказкой. Молодое дерево (
К.Ступницкая)

15

Промежуточная
диагностика

Диагностика ВПФ

1

16

Неуверенным в себе

«Я горжусь», «Звезда
самоуважения»,«Волшебное зеркало» Работа
со сказкой. На дне моря (Н.Шилова)

1

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем
понятия. Вылепите фигуру

1

Игра «Логический поезд»

1

17
18
19
20

21

22
23
24

25

Развитие логического
мышления
Развитие логического
мышления

Какие слова легче. Стенографы. Замените
символы цифрами. Объясните поговорки.
Придумайте предметы. Разделите понятия.
Развитие воображения.
Говорящая надпись.
Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите
Развитие
фигуру
Переворот фигур. Найдите фигуры.
пространственных
Измените форму, не меняя содержания.
представлений.
Угадайте выражение лица
Развитие
логического Развёртка с буквами. Учимся рассуждать.
мышления.
Говорящая надпись
Развитие логических форм «Рисуем в уме». Определите вид суждения.
вербального мышления
Что я могу сказать о себе хорошее?
Замените цифры буквами. Измените форму,
Развитие
мышления(гибкость
и не меняя содержания. Угадайте выражение
лица
анализ через синтез)
Развитие внимания

Что такое конфликт?

«Как выглядит человек в конфликте?»
«Конфликт - это хорошо или плохо?»
Конфликты в школе, дома, на улице
«Эпиграф», «Конфликтные ситуации»,
Работа со сказкой. Сказка про цветной снег.

1

1
1

1

1
1
1

1

16

26

27
28
29
30
31

«Разыграем конфликт», «Как остаться
спокойным». Работа со сказкой. Подумай
Способы поведения в
обо мне. «Конфликт как возможность»,
конфликте
«Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего
стиля»
«Как выиграть обоим участникам
Готовность к разрешению
конфликта?» «Попробуем договориться» «В
конфликта
стране вещей»
Практическая работа «Деловая игра
Практическая работа
«Конфликт»
Информация в нашей
жизни?
Как лучше понять
информацию?
Барьеры на пути
информации

32

Как я понимаю других?

33

Итоговая диагностика

34

Итоговое занятие

Обсуждение «Что такое информация? Как
информация влияет на жизнь человека?»
Практическая работа «Ораторское
искусство»
«Препятствия», «Информационный стенд»,
«Информация и человек»
«Крокодил», «Вербальное и невербальное
общение», «Мое послание»
Итоговая диагностика
Подведение итогов, закрепление изученного
материала.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
N
занятия

1

2-3

Тема занятия

Содержание

Знакомство, выработка и принятие правил
индивидуальной и групповой работы,
Вводное занятие
создание атмосферы эмоционального
комфорта. Принятие ритуалов приветствия и
прощания.
Первичная диагностика Определение уровня интеллектуального и
личностного развития обучающихся

Колво
часов

1

2

Занятия с элементами тренингов.
Снятие тревожности и других
невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и чувства
ответственности за принятое решение.
Формирование навыков построения
внутреннего плана действий, овладение
приемами самоконтроля и саморегуляции.
Развитие рефлексивной деятельности.
Формирование адекватной самооценки.

3

Развитие различных видов
Пиктограммы, Запомни слова, Чередование
7-10 памяти: слуховой,
способов запоминания по кругу
зрительной, вербальной

4

4-6

Формирование учебной
мотивации

Развитие произвольности,
устойчивости,
11-14 распределения,
переключения и
концентрации внимания.
15

16-18

19-22

23-26

Промежуточная
диагностика
Развитие сложных форм
мышления: логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей
Развитие сложных форм
мышления: логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей
Развитие словеснологического мышления,
построения
умозаключений по
аналогии.
Формирование адекватной
самооценки
Формирование навыков
построения внутреннего
плана действий

Упражнения на развитие внимания и анализ
ситуаций с проявлением внимательности как
свойства личности: «Лабиринт»,
«Графический диктант», «Корректурная
проба», «Что изменилось в рисунках»,
«Путаница»

4

Диагностика ВПФ

1

Комплекс игр Воображариум

3

Практическая работа «головоломка», Игра
«Где логика?»
«В мире закономерности»

4

Пары слов, Аналогии , практическая работа
«Я писатель»
4

«Маски», Мои положительные и
отрицательные качества.
Овладение приемами самоконтроля и
29-31
саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности.
Определение уровня интеллектуального и
32-33 Итоговая диагностика
личностного развития обучающихся
34 Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений).
27-28

2
3
2
1

8 класс
N
занятия

1

Тема занятия

Вводное занятие

2-3

Начальная диагностика

4-6

Формирование учебной
мотивации

Содержание

Выработка и принятие правил
индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта. Принятие ритуалов приветствия и
прощания.
Определение уровня интеллектуального и
личностного развития обучающихся
Снятие тревожности и других
невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и чувства
ответственности за принятое решение.

Колво
часов

1

2

3

7-10
11-13

Формирование навыков
построения внутреннего
плана действий
Формирование адекватной
самооценки

14-17

Развитие памяти

18

Промежуточная
диагностика

19-22

Развитие внимания

23-26

Развитие мышления

27-28

Мир моих возможностей

29-31

Развитие
профессионального
самоопределения

32-33

Итоговая диагностика

34

Итоговое занятие

Овладение приемами самоконтроля и
саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности.
«Маски», Мои положительные и
отрицательные качества.
Развитие различных видов памяти:
слуховой, зрительной, вербальной
Определение уровня интеллектуального и
личностного развития
Развитие произвольности, устойчивости,
распределения, переключения и
концентрации внимания
Развитие словесно-логического мышления,
построения умозаключений по аналогии,
абстрагирование, установление
закономерностей.
Представления человека о себе, своих
личных качествах, «Я — образ». Что такое
искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость
личности? Самораскрытие, самопознание.
Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий. Развитие личности
и профессиональное самоопределение.
Составление словаря профессий.
Личностные особенности и выбор
профессии. Особенности характера и
темперамента
Определение уровня интеллектуального и
личностного развития обучающихся
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист
достижений).

4
3
4
1
4

4

2

3

2
1

9 класс
N
занятия

Тема занятия

Содержание

Колво
часов

Вводное занятие

Выработка и принятие правил
индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта, мотивации к занятиям. Принятие
ритуалов приветствия и прощания.

2-3

Диагностика

Определение уровня интеллектуального и
личностного развития, уровня утомления и
работоспособности.

2

4-5

Формирование навыков
построения внутреннего
плана действий. Развитие
рефлексивной
деятельности.

Игры с цифрами. Предложения наоборот.
Упражнение «План действий»

2

1

1

Создание условий для обращения
подростков к собственному опыту общения
на модели игровой ситуации

1

Знакомство с методами тренировки
внимания

2

Знакомство с методами эффективного
запоминания

1

Тренировки логического, визуального,
структурного мышления.

1

Задания на креативность

1

Анализировать абстрактные идеи, искать
ошибки и логические противоречия в
абстрактных суждениях.

1

Выполнение упражнений направленных на
тренировку эффективного запоминания

1

14

Развитие логического
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей, способности
рассуждать

Отработка навыков тренировки сложных
форм мышления. Абстрагироваться от
конкретного, наглядного материала и
рассуждать вербально. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или
опровергать их.

1

15

Промежуточная
диагностика

Проверка ВПФ

1

16

Развитие логического
мышления.

Упражнения на установление
закономерностей. Решение логических
задач. Установление причинноследственных связей

1

17

Развитие концентрации
внимания,
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации.

Тренируем внимание.
Развитие словесно-логического мышления,
построения умозаключений по аналогии

1

6

7-8

9

10

11

12
13

Развитие воображения
Тренировка внимания.
Развитие аналитических
способностей
Развитие концентрации
внимания. Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации.
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка слуховой и
зрительной памяти.

18

Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления.

Развитие словесно-логического мышления,
построения умозаключений по аналогии

1

19

Тренировка внимания.
Развитие аналитических
способностей.

Упражнения на развитие внимания и анализ
ситуаций с проявлением внимательности

1

20

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

Учимся рассуждать. Говорящая надпись.

1

21

Развитие творческого
мышления

Задания на креативность

1

22

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций

23-25

Психологическая
готовность к экзаменам

Тренинговые занятия по подготовке к
экзаменам.

3

Мир моих возможностей

Представления человека о себе, своих
личных качествах, «Я — образ». Что такое
искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость
личности? Самораскрытие, самопознание.

3

29-31

Развитие
профессионального
самоопределения

Знакомство с профессиями,
востребованными в стране, регионе.
Учебные заведения региона. Определение
типа будущей профессии, учитывая
склонности, интересы, способности.
Зависимость жизненных планов, карьерных
устремлений человека от состояния
здоровья. Составление индивидуальной
траектории профессионального развития.

3

32-33

Итоговая диагностика

Диагностика ВПФ и эмоциональномотивационной сферы

2

34

Итоговое занятие

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист
достижений).

1

26-28

Стремление к совершенствованию своих
способностей. Развитие активного
внимания и умственной
работоспособности.

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, колонки, раздаточный материал.

классная доска, магнитная доска,

Литература:
1. ДереклееваН.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или
20

Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для
учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г.
Шевченко. — М.: АРКТИ
3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС
4. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-9 классов Внеурочная
деятельность. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Криволапова Н. А.. 2016год
5. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Лифанова Т. М., Саломина Е.
Н.. 2018 год
6. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы.
Москва: Ось-89. - 128 с.
7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.
8. Микляева А. В. Я - подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ: Издательство
«Речь».-336с.
9. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся. 5, 6, 7, 8, 9, 10 классы.
Агеева И. Д.. 2007 год
10. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно методические материалы. 4, 5, 7 классы. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойкова Д.
И.. 1999 год
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС.
12. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы) / О. В.
Хухлаева. - 5-е изд. - М.: Генезис. - 208 с.
13. ЯсюковаЛ.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе.
Методическое руководство. Санкт - Петербург.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».