. Аннотация к программе по астрономия
Составитель: Тараньжина О.Н., учитель физики
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089,
вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с
использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К.
Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.
11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа направлена на достижение следующих целей:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача астрономии заключается в формировании у обучающихся естественнонаучной
грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по
вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а
также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями .
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:
• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий; • формирование убежденности в возможности познания законов природы и
их использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
• находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
• готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения астрономии на базовом уровне обучающиеся должны
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная
классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина; • смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики; уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации
с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной
активности на Землю
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в
том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
должны уметь:
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
- решать задачи на применение изученных астрономических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ
современной астрономической науки дает возможность обучающимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений; познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной.
Основное содержание программы предмета
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Практические основы астрономии (5 ч)
Строение Солнечной системы (7 ч)
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнце и звезды (6 ч)
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания,
индивидуальная работа с презентациями по теме, индивидуальная работа по карточкам,
самостоятельная работа, проверочная работа, тестовая работа.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных
работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных работ,
рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий
контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени
сложности изучаемого материала. Итоговые контрольные работы проводятся после
изучения наиболее значимых тем программы.