астрономия 11 класс аннотация

. Аннотация к программе по астрономия
Составитель: Тараньжина О.Н., учитель физики
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089,
вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с
использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К.
Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.
11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа направлена на достижение следующих целей:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача астрономии заключается в формировании у обучающихся естественнонаучной
грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по
вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а
также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями .
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:
• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных

технологий; • формирование убежденности в возможности познания законов природы и
их использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
• находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
• готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения астрономии на базовом уровне обучающиеся должны
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная
классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина; • смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики; уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации
с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной
активности на Землю
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических

характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в
том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
должны уметь:

- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
- решать задачи на применение изученных астрономических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ
современной астрономической науки дает возможность обучающимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений; познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной.

Основное содержание программы предмета
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Практические основы астрономии (5 ч)
Строение Солнечной системы (7 ч)

Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнце и звезды (6 ч)
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:

Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания,
индивидуальная работа с презентациями по теме, индивидуальная работа по карточкам,
самостоятельная работа, проверочная работа, тестовая работа.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных
работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных работ,
рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий
контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени
сложности изучаемого материала. Итоговые контрольные работы проводятся после
изучения наиболее значимых тем программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».