Аннотация к рабочей программе «История»
Составитель: Черепанова О.Э., учитель истории
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы
среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Историко- культурного стандарта.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является
формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире,
важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России.
Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История»
(базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах
исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном
мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
Задачами реализации примерной образовательной программы учебного предмета
«История» (углубленный уровень) являются:
1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин,
представлений об историографии;
2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в
мировой истории;
3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) формирование умений оценивать различные исторические версии.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники
информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в
науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в
мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей
России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
Учебно- методический комплекс. История России в 3-х частях. Авторы: Горинов М.М., Данилов
А.А. под ред Торкунова А.В. М. «Просвещение» 2018. Всеобщая история под ред Мясникова
В.С. М. «Вентана – Граф» 2018. «Россия в мире» Волобуев О.В. М. «Дрофа» 2019. «Россия в
мире» с древнейших времен до начала 20 в. М. «Дрофа» 2020
Учебный план. 10 класс – 2 часа в неделю – 68 часов. 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Ключевые разделы программы:
10 класс Одновременное изучение событий Новейшей истории и истории России с целью
формирования планетарного мышления.
Тема
Тема
История России
Новейшая история
Часы
Россия в годы «великих потрясений». Мир накануне и в годы Первой 17 ч (11)
1914–1921
мировой войны
Россия в Первой мировой войне
Мир
накануне
Первой
мировой войны
Великая российская революция
Первая мировая война
1917 г.
Первые
революционные
преобразования большевиков
Созыв и разгон Учредительного
собрания
Гражданская
война
и
её
последствия
Идеология и культура периода
Гражданской
войны
и
«военного коммунизма»
18 (10)
Советский Союз в 1920–1930-е гг.
Межвоенный период (1918–1939)
СССР в годы нэпа. 1921–1928
Революционная волна после
Первой мировой войны
Советский Союз в 1929–1941 гг.
Версальско-вашингтонская
система
Страны Запада в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг.
Политическое развитие стран
Южной и Восточной Азии
Великая депрессия. Мировой
экономический
кризис.
Преобразования Ф. Рузвельта
в США
Нарастание
агрессии.
Германский нацизм
«Народный
фронт»
и
Гражданская война в Испании
Политика «умиротворения»
агрессора
Развитие культуры в первой
трети ХХ в.
16 (10)
Великая Отечественная война. Вторая мировая война
1941–1945
Начало
Второй
мировой
войны
Начало
Великой
Отечественной войны и войны
на Тихом океане
Коренной перелом в войне
Жизнь во время войны.
Сопротивление оккупантам
Разгром Германии, Японии и
их союзников
30 (15)
Апогей и кризис советской системы. Соревнование социальных систем
1945–1991 гг. «Поздний сталинизм»
Начало «холодной войны»
(1945–1953)
Гонка
вооружений.
Берлинский и Карибский
кризисы
«Оттепель»: середина 1950-х – первая
Дальний Восток в 40–70-е гг.
половина 1960-х
Войны и революции
« Разрядка»
Советское общество в середине 1960-х
– начале 1980-х
Западная Европа и Северная
Америка в 50–80-е годы ХХ
века
Политика «перестройки». Распад
СССР (1985–1991)
Российская Федерация в 1992–2012 гг.
Становление
новой
России
(1992–1999)
Россия в 2000-е: вызовы
времени
и
задачи
модернизации
Достижения
и
кризисы
социалистического мира
Латинская Америка в 1950–
1990-е гг.
Страны Азии и Африки в
1940–1990-е гг.
Современный мир
8 (4)
Итого 89 (50)
Повторение, практические (работа с документами) и контрольные работы 13(18)
11 класс
Курс «История» (базовый. 2 часа в неделю) – 68 часов
Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на
подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.
История. Россия до 1914 г.
От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Русь в конце X – начале XII в.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Россия в XVI–XVII веках: от Великого княжества к Царству
Россия в XVI веке
Смута в России
Россия в XVII веке
Россия в конце XVII – XVIII веке: от Царства к Империи
Россия в эпоху преобразований Петра I
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»
Россия в 1760–1790-е. Правление Екатерины II
Россия при Павле I
Культурное пространство Российской империи
Российская Империя в XIX – начале XX века
Российская империя в первой половине XIX в.
Российская империя во второй половине XIX в.
Российская империя в начале XX в.
Повторение
часы
16
15
13
24
Итого
68
Формы аттестации и промежуточного контроля:
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания, индивидуальная
работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа, проверочная
работа, хронологический диктант, тестовая работа, работы с понятийным и иллюстративным
материалом. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов (в форме ЕГЭ), контрольных,
самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы,
зачета, семинарского занятия., проекта. Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в
форме контрольных работ,рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ с
дифференцированным оцениванием.Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения
изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с
учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем курса.