Аннотация к рабочей программе «История» Составитель: Черепанова О.Э., учитель истории Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Историко- культурного стандарта. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются: 1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; 2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; 4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Задачами реализации примерной образовательной программы учебного предмета «История» (углубленный уровень) являются: 1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии; 2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории; 3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; 4) формирование умений оценивать различные исторические версии. В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть элементами проектной деятельности. Учебно- методический комплекс. История России в 3-х частях. Авторы: Горинов М.М., Данилов А.А. под ред Торкунова А.В. М. «Просвещение» 2018. Всеобщая история под ред Мясникова В.С. М. «Вентана – Граф» 2018. «Россия в мире» Волобуев О.В. М. «Дрофа» 2019. «Россия в мире» с древнейших времен до начала 20 в. М. «Дрофа» 2020 Учебный план. 10 класс – 2 часа в неделю – 68 часов. 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Ключевые разделы программы: 10 класс Одновременное изучение событий Новейшей истории и истории России с целью формирования планетарного мышления. Тема Тема История России Новейшая история Часы Россия в годы «великих потрясений». Мир накануне и в годы Первой 17 ч (11) 1914–1921 мировой войны Россия в Первой мировой войне Мир накануне Первой мировой войны Великая российская революция Первая мировая война 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков Созыв и разгон Учредительного собрания Гражданская война и её последствия Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» 18 (10) Советский Союз в 1920–1930-е гг. Межвоенный период (1918–1939) СССР в годы нэпа. 1921–1928 Революционная волна после Первой мировой войны Советский Союз в 1929–1941 гг. Версальско-вашингтонская система Страны Запада в 1920-е гг. Страны Запада в 1920-е гг. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США Нарастание агрессии. Германский нацизм «Народный фронт» и Гражданская война в Испании Политика «умиротворения» агрессора Развитие культуры в первой трети ХХ в. 16 (10) Великая Отечественная война. Вторая мировая война 1941–1945 Начало Второй мировой войны Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане Коренной перелом в войне Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам Разгром Германии, Японии и их союзников 30 (15) Апогей и кризис советской системы. Соревнование социальных систем 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» Начало «холодной войны» (1945–1953) Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы «Оттепель»: середина 1950-х – первая Дальний Восток в 40–70-е гг. половина 1960-х Войны и революции « Разрядка» Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991) Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999) Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации Достижения и кризисы социалистического мира Латинская Америка в 1950– 1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир 8 (4) Итого 89 (50) Повторение, практические (работа с документами) и контрольные работы 13(18) 11 класс Курс «История» (базовый. 2 часа в неделю) – 68 часов Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. История. Россия до 1914 г. От Древней Руси к Российскому государству Введение Народы и государства на территории нашей страны в древности Народы и государства на территории нашей страны в древности Народы и государства на территории нашей страны в древности Русь в конце X – начале XII в. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII – XIV в. Формирование единого Русского государства в XV веке Россия в XVI–XVII веках: от Великого княжества к Царству Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Россия в конце XVII – XVIII веке: от Царства к Империи Россия в эпоху преобразований Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Россия в 1760–1790-е. Правление Екатерины II Россия при Павле I Культурное пространство Российской империи Российская Империя в XIX – начале XX века Российская империя в первой половине XIX в. Российская империя во второй половине XIX в. Российская империя в начале XX в. Повторение часы 16 15 13 24 Итого 68 Формы аттестации и промежуточного контроля: Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа, проверочная работа, хронологический диктант, тестовая работа, работы с понятийным и иллюстративным материалом. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов (в форме ЕГЭ), контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы, зачета, семинарского занятия., проекта. Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных работ,рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием.Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем курса.