литература (базовый уровень) 10-11 класс аннотация

Аннотация к рабочей программе по литературе (базовый уровень) – 10-11
класс
Составлена учителями ШМО русского языка и литературы
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского
восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных
на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачи учебного предмета «Литература»:
получение

опыта

медленного

чтения

произведений

русской,

родной

(региональной) и мировой литературы;
овладение

необходимым

понятийным

и

терминологическим

аппаратом,

позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение
выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и
родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ
изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и
переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
формирование

умения

анализировать

в

устной

и

письменной

форме

самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
(ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование

умения

использовать

в

читательской,

учебной

и

исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе
цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой
деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной
классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания
(культурология, психология, социология и др.).

Требования к уровню подготовки:
Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общиетемы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт,
а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета,

их

взаимодействие

и

взаимовлияние,

в

итоге

раскрывая

сложность

художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей
и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной
и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается

(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения,

понимание

принадлежности

произведения

к

литературному направлению (течению) и культурно-исторической
эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Литература» на уровне
среднего общего образования составляет 2 года.
В том числе: в 10 классе — 102 ч, в 11 классе — 102 ч. Продолжительность учебного
года 34 учебных недель в 10 классе, 34 учебные недели в 11 классе
Содержание предмета «Литература»
Раздел, тема

кол-во часов

10 класс (102 часов)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.Н. Островский
И.С. Тургенев
Н.Г. Чернышевский
А.А. Фет
А.К. Толстой

8 час.
10 час.
3 час.
5 час.
2 час.

И.А. Гончаров

6 час.

Н.А. Некрасов

9 час.

Н.С. Лесков
Ф.И. Тютчев
М.Е. Салтыков-Щедрин

2 час.
4 час.
4 час.

Ф.М. Достоевский

12 час.

Л.Н. Толстой

25 час.

А.П. Чехов
Мировая зарубежная литература

8 час.
4 час.

Итого-102 час.
Тематическое планирование – 11 класс
И.А. Бунин

4 час.

А.И. Куприн

3 час.

М. Горький

8 час.

А.А. Блок

4 час.

Н.С. Гумилев

2 час.

В.В. Хлебников

1 час

И.Северянин

1 час.
6 час.

В.В. Маяковский
Н.Клюев,Клочков

2 часа

С.А. Есенин

5 час.

Е.И. Замятин

1 час.

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать
М.М.Зощенко. Рассказы

стульев»,

«Золотой

теленок»

2 час.

А.А. Фадеев

2 час.

М.И. Цветаева

2 час.

О.Э. Мандельштам

2 час.

А.А. Ахматова Поэма «Реквием»

4 час.

Б.Л. Пастернак

4 час.

М.А. Булгаков

12 час.

А.П. Платонов.

2 час.

Толстой «Петр Первый»

2 час

И.А. Бродский

1час.

М.А. Шолохов

9 час.

В.В. Набоков

1 час

Проза о Великой Отечественной войне

4 час.

В.М. Шукшин

1 час

Ю.Казаков
А.Т. Твардовский

1 час
1 час

А.И. Солженицын

3 часа

В.Т. Шаламов

1 час

Поэзия второй половины XX века

2 час

В.П. Астафьев

1 час.

Абрамов

1 час

В.Г. Распутин

2 час

Современный литературный процесс

3 час.

Мировая литература

2 час.

Итого- 102 час.
Формы аттестации и промежуточного контроля: устный опрос, сочинение, письменный
анализ текста, тестовый контроль, защита проекта, контрольная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».