Аннотация к рабочей программе по литературе (базовый уровень) – 10-11 класс Составлена учителями ШМО русского языка и литературы Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов. Задачи учебного предмета «Литература»: получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы; овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме; овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты); формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты; формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.); овладение умением определять стратегию своего чтения; овладение умением делать читательский выбор; формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных; овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.); знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом; знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.). Требования к уровню подготовки: Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общиетемы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования составляет 2 года. В том числе: в 10 классе — 102 ч, в 11 классе — 102 ч. Продолжительность учебного года 34 учебных недель в 10 классе, 34 учебные недели в 11 классе Содержание предмета «Литература» Раздел, тема кол-во часов 10 класс (102 часов) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА А.Н. Островский И.С. Тургенев Н.Г. Чернышевский А.А. Фет А.К. Толстой 8 час. 10 час. 3 час. 5 час. 2 час. И.А. Гончаров 6 час. Н.А. Некрасов 9 час. Н.С. Лесков Ф.И. Тютчев М.Е. Салтыков-Щедрин 2 час. 4 час. 4 час. Ф.М. Достоевский 12 час. Л.Н. Толстой 25 час. А.П. Чехов Мировая зарубежная литература 8 час. 4 час. Итого-102 час. Тематическое планирование – 11 класс И.А. Бунин 4 час. А.И. Куприн 3 час. М. Горький 8 час. А.А. Блок 4 час. Н.С. Гумилев 2 час. В.В. Хлебников 1 час И.Северянин 1 час. 6 час. В.В. Маяковский Н.Клюев,Клочков 2 часа С.А. Есенин 5 час. Е.И. Замятин 1 час. И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать М.М.Зощенко. Рассказы стульев», «Золотой теленок» 2 час. А.А. Фадеев 2 час. М.И. Цветаева 2 час. О.Э. Мандельштам 2 час. А.А. Ахматова Поэма «Реквием» 4 час. Б.Л. Пастернак 4 час. М.А. Булгаков 12 час. А.П. Платонов. 2 час. Толстой «Петр Первый» 2 час И.А. Бродский 1час. М.А. Шолохов 9 час. В.В. Набоков 1 час Проза о Великой Отечественной войне 4 час. В.М. Шукшин 1 час Ю.Казаков А.Т. Твардовский 1 час 1 час А.И. Солженицын 3 часа В.Т. Шаламов 1 час Поэзия второй половины XX века 2 час В.П. Астафьев 1 час. Абрамов 1 час В.Г. Распутин 2 час Современный литературный процесс 3 час. Мировая литература 2 час. Итого- 102 час. Формы аттестации и промежуточного контроля: устный опрос, сочинение, письменный анализ текста, тестовый контроль, защита проекта, контрольная работа.