Аннотация к рабочей программе по литературе (базовый уровень) – 10-11
класс
Составлена учителями ШМО русского языка и литературы
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского
восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных
на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачи учебного предмета «Литература»:
получение
опыта
медленного
чтения
произведений
русской,
родной
(региональной) и мировой литературы;
овладение
необходимым
понятийным
и
терминологическим
аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение
выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и
родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ
изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и
переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
формирование
умения
анализировать
в
устной
и
письменной
форме
самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
(ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование
умения
использовать
в
читательской,
учебной
и
исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе
цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой
деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной
классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания
(культурология, психология, социология и др.).
Требования к уровню подготовки:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общиетемы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт,
а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета,
их
взаимодействие
и
взаимовлияние,
в
итоге
раскрывая
сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей
и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной
и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения,
понимание
принадлежности
произведения
к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической
эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Литература» на уровне
среднего общего образования составляет 2 года.
В том числе: в 10 классе — 102 ч, в 11 классе — 102 ч. Продолжительность учебного
года 34 учебных недель в 10 классе, 34 учебные недели в 11 классе
Содержание предмета «Литература»
Раздел, тема
кол-во часов
10 класс (102 часов)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.Н. Островский
И.С. Тургенев
Н.Г. Чернышевский
А.А. Фет
А.К. Толстой
8 час.
10 час.
3 час.
5 час.
2 час.
И.А. Гончаров
6 час.
Н.А. Некрасов
9 час.
Н.С. Лесков
Ф.И. Тютчев
М.Е. Салтыков-Щедрин
2 час.
4 час.
4 час.
Ф.М. Достоевский
12 час.
Л.Н. Толстой
25 час.
А.П. Чехов
Мировая зарубежная литература
8 час.
4 час.
Итого-102 час.
Тематическое планирование – 11 класс
И.А. Бунин
4 час.
А.И. Куприн
3 час.
М. Горький
8 час.
А.А. Блок
4 час.
Н.С. Гумилев
2 час.
В.В. Хлебников
1 час
И.Северянин
1 час.
6 час.
В.В. Маяковский
Н.Клюев,Клочков
2 часа
С.А. Есенин
5 час.
Е.И. Замятин
1 час.
И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать
М.М.Зощенко. Рассказы
стульев»,
«Золотой
теленок»
2 час.
А.А. Фадеев
2 час.
М.И. Цветаева
2 час.
О.Э. Мандельштам
2 час.
А.А. Ахматова Поэма «Реквием»
4 час.
Б.Л. Пастернак
4 час.
М.А. Булгаков
12 час.
А.П. Платонов.
2 час.
Толстой «Петр Первый»
2 час
И.А. Бродский
1час.
М.А. Шолохов
9 час.
В.В. Набоков
1 час
Проза о Великой Отечественной войне
4 час.
В.М. Шукшин
1 час
Ю.Казаков
А.Т. Твардовский
1 час
1 час
А.И. Солженицын
3 часа
В.Т. Шаламов
1 час
Поэзия второй половины XX века
2 час
В.П. Астафьев
1 час.
Абрамов
1 час
В.Г. Распутин
2 час
Современный литературный процесс
3 час.
Мировая литература
2 час.
Итого- 102 час.
Формы аттестации и промежуточного контроля: устный опрос, сочинение, письменный
анализ текста, тестовый контроль, защита проекта, контрольная работа.