РП Астрономия

1. Целевой раздел
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и
дополнениями от 29 июня 2017 года).

Цели и задачи программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения астрономии, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:


осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;



приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;



овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для
определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;



использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;



формирование научного мировоззрения;



формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира
на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Астрономия. Базовый
уровень.11класс»авторов Б.А. Воронцова–Вельяминова, Е.К. Страута.М.: Дрофа, 2014г.

1.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение астрономии в средней школе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов развития:
Личностными результатами обучения являются:


ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;



готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;



готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;



принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;



уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);



гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;



готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;



развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;



мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;



экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;



осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;



готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;



потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:


самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;



оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;



оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;



выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;



организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник получит возможность научиться:



самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;



построению жизненных планов во временной перспективе;



при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;



выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;



основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;



осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;



адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности
в различных сферах самостоятельной деятельности;



прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;



находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;



выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;



менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:


ставить проблему, аргументировать её актуальность;



самостоятельно проводить исследование
наблюдения и эксперимента;

на

основе

применения

методов



выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;



организовывать исследование с целью проверки гипотез, делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;



при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, выступающий, эксперт и т.д.);



координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;



развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

Выпускник получит возможность научиться:


учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;



учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;



брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);



оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;



в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;



вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;



следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности.

Предметными результатами обучения являются:
Выпускник на базовом уровне научится:


воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;



объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений
Луны и Солнца;



применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;



описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;



объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении
тел Солнечной системы;



характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы;



описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;



характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;



описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят
при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;



описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;



определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);



определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период – светимость»;



классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения – Большого взрыва.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;



объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;



объяснять сущность астероидно - кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения;



описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;



сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;



объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);



характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);



использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;



приводить примеры практического использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах;



решать задачи на применение изученных астрономических законов;



осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников, ее обработку и
представление в разных формах

2. Содержательный раздел
№

Тема, раздел

Содержание

1. Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации.
Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.
Особенности методов познания в астрономии.
Практическое применение астрономических
исследований. История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник
Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения
современной космонавтики.

2. Основы практической
астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.
Небесные координаты. Звездная карта, созвездия,
использование компьютерных приложений для
отображения звездного неба. Видимая звездная
величина. Суточное движение светил. Связь
видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя.
Движение Земли вокруг Солнца. Видимое
движение и фазы Луны. Солнечные и лунные
затмения. Время и календарь.

3. Строение Солнечной
системы

Структура и масштабы Солнечной системы.
Конфигурация и условия видимости планет.
Методы определения расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров. Небесная

механика. Законы Кеплера. Определение масс
небесных тел. Движение искусственных
небесных тел.

3.
№

4. Природа тел Солнечной
системы

Происхождение Солнечной системы. Система
Земля - Луна. Планеты земной группы. Планетыгиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела
Солнечной системы. Астероидная опасность.

5. Солнце и Звезды

Звезды: основные физико-химические
характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их
закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды.
Внесолнечные планеты. Проблема существования
жизни во Вселенной. Внутреннее строение и
источники энергии звезд. Происхождение
химических элементов. Переменные и
вспыхивающие звезды. Коричневые карлики.
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы.
Проявления солнечной активности: пятна,
вспышки, протуберанцы. Периодичность
солнечной активности. Роль магнитных полей на
Солнце. Солнечно-земные связи.

6. Галактики. Строение и
эволюция Вселенной

Состав и структура Галактики. Звездные
скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение
Галактики. Темная материя. Открытие других
галактик. Многообразие галактик и их основные
характеристики. Сверхмассивные черные дыры и
активность галактик. Представление о
космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.
Эволюция Вселенной. Большой Взрыв.
Реликтовое излучение. Темная энергия.

Тематический раздел
Название темы урока

Количество
часов

Предмет астрономии (2 часа)
1.

Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает астрономия.

1

2.

Наблюдения – основа астрономии.

1

Основы практической астрономии (6 часов)
1.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

2.

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

3.

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

4.

Движение и фазы Луны.

1

5.

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

1

6.

Контрольная работа №1 по теме «Основы практической
астрономии».

1

Строение Солнечной системы (8 часов)
1.

Развитие представлений о строении мира

1

2.

Конфигурации планет.

1

3.

Синодический период

1

4.

Законы движения планет Солнечной системы

1

5.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

6.

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

7.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов в
Солнечной системе.

1

8.

Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной
системы»

1

Природа тел Солнечной системы (8 часов)
1.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение.

1

2.

Земля и Луна - двойная планета.

1

3.

Две группы планет.

1

4.

Природа планет земной группы.

1

5.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

6.

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые
планеты и кометы).

1

7.

Метеоры, болиды, метеориты.

1

8.

Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной
системы».

1

Солнце и Звезды (5 часов)
1.

Солнце, состав и внутреннее строение.

1

2.

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

3.

Физическая природа звезд.

1

4.

Переменные и нестационарные звезды.

1

5.

Эволюция звезд.

1

Галактики. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
1.

Наша Галактика.

1

2.

Другие звездные системы — галактики.

1

3.

Урок систематизации знаний по теме «Солнечная система».

1

4.

Контрольная работа № 4. Итоговая (годовая) контрольная
работа.

1

Обобщающее повторение.
1.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».