РП курса В мире математики 1-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «В мире математики» предназначена для
развития математических способностей обучающихся, формирования
элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности
сделать
собственное
«открытие»,
знакомство
с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «В мире математики» рассчитана на 4 года (1-4
классы). Формировать
у
них
конструктивно-геометрические
умения и навыки, способность читать и понимать графическую
информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения
задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность,
необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные
перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие
способности.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память,
творческое
воображение,
наблюдательность,
последовательность
рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать
собственные мысли,
- развивать краткости речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «В мире математики" предусматривает включение задач и заданий,
трудность которых определяется не столько математическим содержанием,
сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это
способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска,
развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения
заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять
причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность
научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому
найти выход – ответ.
Курс «В мире математики» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
включены
подвижные
математические
игры.
Предусмотрена
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение
одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических
заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми
(возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в
парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников
с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои
возможности,
приобрести
уверенность
в
своих
силах.

Форма проведения занятий - урок.
Составные части урока:
Тренировка психиПОСТРОЕНИЕ
ческих механизмов, ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕ- ПРЕДМЕТНЫХ
РАЗМИНКА
лежащих в основе
МЕНКА
КАРТИНОК,
творческих способ(3-5 минут)
ШТРИХОВКА
(3-5 минут)
ностей (памяти, во(15-20 минут)
ображения, внимания, мышления)
(15 минут)
Основной заЗадания несут соотДинамическая паШтриховка предмедачей данного ветствующую дидак- уза развивает двига- тов, построение при
этапа является тическую нагрузку,
тельную сферу уча- помощи трафаретов
создание у уча- позволяющую углуб- щихся, развивает
- это способ развищихся опреде- лять знания ребят,
умение выполнять
тия речи, так как
ленного полоразнообразить менесколько заданий
попутно составляжительного
тоды и приемы поодновременно.
ются минирассказы
эмоциональзнавательной деяпо теме, работают
ного фона, без тельности, выполнад словом, словокоторого эфнять логически-поиссочетанием, предфективное
ковые и творческие
ложением.
усвоение зназадания.
ний невозможно. Поэтому вопросы,
включенные в
разминку достаточно легкие, способны
вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность
и быстроту реакции.
Форма организации занятий.

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические
игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
групповая

Преобладающие формы
занятий
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 -10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с

продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю,
с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ЯВЛЯЮТСЯ:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 освоение эвристических приемов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается
достичь следующих результатов:
1 уровень Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.
2 уровень Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.
3 уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
































Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «В мире математики»
формируются
следующие
универсальные
учебные
действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, испол
нителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «В мире математики» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность
которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует
появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию
умений
работать
в
условиях
поиска,
развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к
ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
1 год
2 год
3 год
4 год
№
Разделы
обучения обучения обучения обучения
1.
Числа. Арифметические
14
12
14
10
действия. Величины
2.
Мир занимательных задач
6
10
14
18
3.
Геометрическая мозаика
13
12
8
6
Итого
33
34
34
34
1 КЛАСС
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных
понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по
заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом,
включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»
1 КЛАСС
№
Наименование
Содержание раздела
раздела
Числа. АрифметичеНазвания и последовательность чисел от 1 до 20.
1
ские действия. ВелиЧисла от 1 до 100. Решение и составление ребусов, сочины.
держащих числа.
Мир занимательных
Задачи, допускающие несколько способов решения.
2
задач.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3
Геометрическая моза- Пространственные представления. Понятия «влево»,
ика.
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения.
Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по
заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
1
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
1
2
Танграм: древняя китайская головоломка
1
3
Путешествие точки.
1
4
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
1
5
Танграм: древняя китайская головоломка
1

Волшебная линейка
1
Праздник числа 10
1
Конструирование многоугольников из деталей танграма
1
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Игры с кубиками
1
Конструкторы
2
Весёлая геометрия
1
Математические игры
1
«Спичечный» конструктор
2
Задачи-смекалки
1
Прятки с фигурами
1
Математические игры
1
Числовые головоломки
1
Математическая карусель
2
Уголки
1
Игра в магазин. Монеты
1
Конструирование фигур из деталей танграма
1
Игры с кубиками
1
Математическое путешествие
1
Математические игры
1
Секреты задач
1
Математическая карусель
1
Числовые головоломки
1
Математические игры
1
КВН
1
Итого: 33 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата
Тема
Содержание занятия
Решение нестандартных задач. Игра «Муха»
Математика
(«муха» перемещается по командам «вверх, «вниз»,
— это инте«влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
ресно.
Танграм: древ- Составление картинки с заданным разбиением на
няя китайская
части; с частично заданным разбиением на части;
головоломка.
без заданного разбиения. Проверка выполненной
работы.
Путешествие
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответточки.
ствии с заданной последовательностью «шагов» (по
алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
"Спичечный"
Построение конструкции по заданному образцу.
конструктор.
Взаимный контроль.
Составление картинки с заданным разбиением на
Танграм:
части; с частично заданным разбиением на части;
древняя
без заданного разбиения. Составление картинки,
китайская
головоломка.

6
7
8
9
10
11-12
13
14
15-16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

№
1

2

3

4
5

6
7

Волшебная
линейка
Праздник числа
10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

9

Играсоревнование
«Веселый счёт»
Игры с кубиками.

10

1112

Конструкторы

13

Весёлая
геометрия
Математические игры.
«Спичечный»
конструктор

14
1516

17

Задачисмекалки.

18

Прятки
С фигурами

19

Математические
игры

20

Числовые
головоломки

представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Шкала линейки. Сведения из истории математики:
история возникновения линейки.
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное
число». Восстановление примеров: поиск цифры,
которая скрыта.
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на
части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1
до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4
х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в
заданной фигуре».
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»;
«Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).

Математическая
карусель.
Уголки

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательные
задачи».
23
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу,
по собственному замыслу.
24
Игра в магазин. Сложение и вычитание в пределах 20. МоделироваМонеты.
ние приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20.
25
Конструирова- Составление фигур с заданным разбиением на чание фигур
сти; с частично заданным разбиением на части; без
из деталей
заданного разбиения. Составление фигур, представтанграма.
ленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Игры с кубиСложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт
26
ками
числа точек на верхних гранях выпавших кубиков
(у каждого два кубика). На гранях первого кубика
числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4,
5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль.
МатематичеСложение и вычитание в пределах 20. Вычисления
27
ское
в группах.
путешествие.
1- й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в
таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2- й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
28
Математиче«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
ские
«Гонки с зонтиками». Решение простые задач,
представленных в одной цепочке. Построеигры
ние узора по клеточкам по заданному алгоритму; с
применением знаний в измененных условиях.
29
Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
30
МатематичеРабота в «центрах» деятельности: Конструкторы.
ская карусель
Математические головоломки. Занимательные задачи.
31
Числовые
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
головоломки.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
32
МатематичеПостроение «математических» пирамид: «Сложеские игры.
ние в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
33
КВН
Проведение математического КВНа. Подведение
итогов. Награждение участников.
Итого: 33 ч
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
2122

- понимать, как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых
встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.

- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией,
на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и
математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы,
дающие представление об изученных геометрических фигурах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»
2 КЛАСС
№
НаименоваСодержание раздела
ние раздела
1
Числа. АрифСложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умнометические
жения однозначных чисел и соответствующие случаи деледействия.
ния. Числовые головоломки: соединение чисел знаками дейВеличины.
ствия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2
Мир занимаВыбор необходимой информации, содержащейся в тексте
тельных задач. задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
3
ГеометричеГеометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметская мозаика.
рия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей
в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
1
«Удивительная снежинка»
1
2
Крестики-нолики
1
3
Математические игры
1
4
Прятки с фигурами
1
5
Секреты задач
1
6-7
«Спичечный» конструктор
2
8
Геометрический калейдоскоп
1
9
Числовые головоломки
1
10
«Шаг в будущее»
1
11
Геометрия вокруг нас
1
12
Путешествие точки
1
13
«Шаг в будущее»
1
14
Тайны окружности
1

15
16-17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31-32
33
34

№
1

2

3

4

5
6-7

8

Математическое путешествие
«Новогодний серпантин»
Математические игры
«Часы нас будят по утрам…»
Геометрический калейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка
Дважды два — четыре
Дважды два — четыре
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка
Составь квадрат
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Математическая эстафета

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1

Итого: 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС
Дата Тема
Содержание занятия
«Удивитель- Загадки о геометрических инструментах. Практиная снеческая работа с линейкой. Геометрические узоры.
жинка»
Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с
таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
КрестикиИгра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная
нолики
палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).
Математиче- Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построеские игры
ние математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конПрятки
с фигурами
фигурации. Решение задач на деление заданной
фигуры на равные части.
Секреты
Решение нестандартных и занимательных задач.
задач
Задачи в стихах.
«Спичечный»
Построение конструкции по заданному образцу.
конструктор
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условиями. Проверка выполненной
работы.
ГеометричеКонструирование многоугольников из заданных
ский калейдо- элементов. Танграм. Составление картинки без
скоп
разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9
10
11
12

13

14

15

1617

18

19

20

21

22

Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия
вокруг нас
Путешествие
точки

Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в
клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его
шагов.
«Шаг
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочв будущее»
ник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»
и др.
Тайны
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
окружности
Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному
замыслу).
МатематиВычисления в группах. Первый ученик из числа
ческое путевычитает 14; второй — прибавляет 18, третий —
шествие
вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.
Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:
34– 14 = 20
20 + 18 = 38
38 – 16 = 22
22 + 15 = 37
«Новогодний Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
серпантин»
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Математиче- Построение математических пирамид: «Сложение
ские игры
в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками
и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».
«Часы нас бу- Определение времени по часам с точностью до
дят почаса. Часовой циферблат с подвижными стрелутрам…»
ками.
ГеометричеЗадания на разрезание и составление фигур.
ский калейдоскоп
Головоломки
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта;
проверить, перевернув карточку.
Секреты
Задачи с лишними или недостающими либо незадач
корректными данными. Нестандартные задачи.

23

24

«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка

25

Дважды два
— четыре

2627

Дважды два
— четыре

28

В царстве
смекалки
Интеллектуальная разминка

29

30
3132

Составь
квадрат
Мир занимательных задач

33

Математические фокусы

34

Математическая эстафета

Решение и составление ребусов, содержащих
числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна,
и100рия и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Таблица умножения однозначных чисел. Игра
«Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды:
«Умножение», «Деление». Математический набор
«Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки
двусторонние: на одной стороне — задание, на
другой — ответ.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись
результатов умножения чисел (числа точек) на
верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный
контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме
«Табличное умножение и деление чисел» .
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление
прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие
нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов:
слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного
коня).
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

Итого: 34 ч
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
- понимать нумерацию древних рим- - использовать интересные приёмы устлян;
ного счёта;
-некоторые сведения из истории счё- - применять приёмы, упрощающие слота и десятичной системы счисления; жение и вычитание;
-выделять простейшие математические софизмы;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность,
комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»
3 КЛАСС
Содержание раздела

- пользоваться сведениями из
«Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов

№

Наименование раздела
Числа.
Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000.
2
Мир занима- Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
тельных
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартзадач.
ные задачи. Использование знаково- символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в
том числе неверных.
Геометриче- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на
3
ская
равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах
мозаика.
сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
1
Интеллектуальная разминка
1
2
«Числовой» конструктор
1
3
Геометрия вокруг нас
1
4
Волшебные переливания
1
5-6
В царстве смекалки
2
7
«Шаг в будущее»
1
8-9
«Спичечный» конструктор
2
10
Числовые головоломки
1
11-12
Интеллектуальная разминка
2
13
Математические фокусы
1
14
Математические игры
1
15
Секреты чисел
1
1

Математическая копилка
1
Математическое путешествие
1
Выбери маршрут
1
Числовые головоломки
1
В царстве смекалки
2
Мир занимательных задач
1
Геометрический калейдоскоп
1
Интеллектуальная разминка
1
Разверни листок
1
От секунды до столетия
2
Числовые головоломки
1
Конкурс смекалки
1
Это было в старину
1
Математические фокусы
1
Энциклопедия математических развлечений
2
Математический лабиринт
1
Итого: 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС
Дата
Тема
Содержание занятий

16
17
18
19
20-21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32-33
34

№
1
2

Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор

3

Геометрия вокруг нас

4
5-6

Волшебные
переливания
В царстве смекалки

7

«Шаг в будущее»

8-9

«Спичечный»
конструктор

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов
карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9
(10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200,
300, 400, … , 900.
Конструирование многоугольников из
одинаковых треугольников.
Задачи на переливание.
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из
электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

10

Числовые головоломки

1112

Интеллектуальная
разминка

13

Математические
фокусы

14

Математические
игры

15

Секреты чисел

16

Математическая
копилка

17

Математическое
путешествие

18

Выбери маршрут

19

Числовые головоломки

2021
22

В царстве смекалки
Мир занимательных
задач

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Построение математических пирамид:
«Сложение в пределах 1000», «Вычитание
в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»,
«Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое
читается одинаково слева направо и
справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми
цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские
журналы), для составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из
числа вычитает 140; второй — прибавляет
180, третий — вычитает 160, а четвёртый
— прибавляет 150. Решения и ответы к
пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 =
680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670
Единица длины километр. Составление
карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту,
например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с

23

Геометрический
калейдоскоп

24

Интеллектуальная
разминка

25

Разверни листок

2627

От секунды
до столетия

28

Числовые головоломки

29

Конкурс смекалки

30

Это было в старину

31

Математические
фокусы

3233

Энциклопедия
математических
развлечений

34

Математический
лабиринт

избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение
букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из
деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в
городе (стране, мире). Сбор информации.
Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные
о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачисмекалки.
Старинные русские меры длины и массы:
пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и
др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские
меры длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск
«спрятанных» цифр в записи решения.
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников
информации (детские познавательные
журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Итого: 34 ч

Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
- различать имена и высказывания ве- -преобразовывать неравенства в равенликих математиков;
ства, составленные из чисел, сложенных
из палочек в виде римских цифр;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами состав- - решать нестандартные, олимпиадные и
ления и разгадывания математических старинные задачи;
ребусов;
- использовать особые случаи быстрого
- понимать «секреты» некоторых ма- умножения на практике;
тематических фокусов.
- находить периметр, площадь и объём
окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»
4 КЛАСС
№ Наименование
Содержание
раздела
1
Числа.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в преАрифметические
делах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой
действия.
палиндром: число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанВеличины.
ных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня
и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы.
Литр.
Мир
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор вер2
занимательных
ных решений. Задачи на доказательство, например,
задач.
найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
3
мозаика.
куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр
(по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС - 34 часа
№
Тема
Кол--во часов
1
Интеллектуальная разминка
1
2
Числа-великаны
1

3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34

№
1
2
3

4
5

Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1

Итого: 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС
Дата
Тема
Содержание занятий
Интеллектуальная Решение олимпиадных задач международразминка
ного конкурса «Кенгуру».
Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
Мир занимательЗадачи со многими возможными решениных задач
ями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

7

Секреты задач

8

В царстве смекалки

9
1011

Математический
марафон
«Спичечный» конструктор

12

Выбери маршрут

13

Интеллектуальная
разминка

14

Математические
фокусы

1517

Занимательное моделирование

18

Математическая
копилка

19

Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика —
наш друг!»

20

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности:
«Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др.
(Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)
Решение задач международного конкурса
«Кенгуру».
Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Единица длины километр. Составление
карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту.
Определяем расстояния между городами
и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска
суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда?
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14
+ 15 + 16 и др.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические
тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские
журналы), для составления задач.
Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.
Задачи, решаемые перебором различных
вариантов. «Открытые» задачи и задания
(придумайте вопросы и ответьте на них).

21

Решай, отгадывай,
считай

2223

В царстве смекалки

24

Числовые головоломки

2526

27

2829

30

31

32

33
34

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в
ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60,
70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры
можно считать за одно число. Там, где
необходимо, можно использовать скобки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Мир занимательЗадачи со многими возможными решениных задач
ями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.
Математические
Отгадывание задуманных чисел: «Отгафокусы
дай задуманное число», «Отгадай число и
месяц рождения» и др.
Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности: конразминка
структоры, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Блиц-турнир по реРешение логических, нестандартных зашению задач
дач. Решение задач, имеющих несколько
решений.
Математическая
Математика в спорте. Создание сборника
копилка
числового материала для составления задач
Геометрические
Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см
фигуры вокруг нас
(на клетчатой части листа). Какая пара
быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
Математический
Интеллектуальный марафон. Подготовка
лабиринт
к международному конкурсу «Кенгуру».
Математический
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и
праздник
задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра
«Задумай число».
Итого: 34 ч
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:

- проводить вычислительные опера- - выполнять упражнения с чертежей на
ции площадей и объёма фигур
нелинованной бумаге.
- конструировать предметы из гео- решать задачи на противоречия.
метрических фигур.
- анализировать проблемные ситуаций
- разгадывать и составлять простые
во многоходовых задачах.
математические ребусы, магические
- работать над проектами
квадраты;
- применять приёмы, упрощающие
сложение и вычитание.
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел
Общие результаты
Числа. Арифмети- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные
ческие действия.
способы для выполнения конкретного задания;
Величины:
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в
ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии
с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте,
задач:
выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические
средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм)
решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные
действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи
(верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мо- - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,
заика
«вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и
стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром
конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УУД
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность для формирования:
- выраженной устойчивой
Личностные УУД - проявлять учебно-познавательный интерес к новому
учебно-познавательной моучебному материалу и спосотивации учения;
бам решения новой частной
- устойчивого учебно-позадачи;
знавательного интереса к
- умение адекватно оценивать новым общим способам ререзультаты своей работы на
шения задач;
основе критерия успешности
- адекватного понимания
учебной деятельности;
причин успешности/не- понимание причин успеха в
успешности учебной деяучебной деятельности;
тельности;

Регулятивные
УУД

Познавательные
УУД

- умение определять границы
своего незнания, преодолевать
трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных
моральных нормах.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения
задачи, определять последовательность учебных действий в
соответствии с поставленной
задачей;
- осуществлять пошаговый и
итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и
определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать
оценку сверстников и учителя
-анализировать объекты, выделять их характерные признаки
и свойства, узнавать объекты
по заданным признакам;
- анализировать информацию,
выбирать рациональный пособ
решения задачи;
- находить сходства, различия,
закономерности, основания
для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты
по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
-отрабатывать вычислительные навыки;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-осознанного понимания
чувств других людей и сопереживания им.

-прогнозировать результаты своих действий на
основе анализа учебной ситуации;
-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно
адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу
решения учебной задачи.

-аналогии:
- выбирать рациональный
способ на основе анализа
различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее
установление причинноследственных связей;
- различать обоснованные
и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения
проблем
творческого и поискового
характера.

-устанавливать причинноследственные отношения
между изучаемыми понятиями
и явлениями.
Коммуникативные -принимать участие в совмест- - критически относиться к
ной работе коллектива;
своему и чужому мнению;
УУД
- вести диалог, работая в па- уметь самостоятельно и
рах, группах;
совместно планировать
- допускать существование
деятельность и сотрудниразличных точек зрения, увачество;
жать чужое мнение;
-принимать самостоя- координировать свои дейтельно решения;
ствия с действиями партнеров; -содействовать разреше-корректно высказывать свое
нию конфликтов, учитымнение, обосновывать свою
вая позиции участников
позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги
понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном, всероссийском турах
олимпиад по математике.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
Наименование объектов и средств материально-технического
п/п
обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная ма1.
тематика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты
и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

2.

3.

5. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами, повышенной трудности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. —
СПб.: Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М.: АСТ, 2006.
15. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной
школе. М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Печатные пособия
Демонстрационные таблицы по темам.
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
2. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,
2010.
3. Игры и другие пособия
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

4
5.

на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.
9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре
по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и
деление» и др.
4. Технические средства обучения
ПК
Мультимедийный проектор
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —
образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и
конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в
начальной школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».