Пояснительная записка Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы элективные курсы, которые являются неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности обучающихся. Элективный курс по географии способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни. Программа элективного курса «Мы географы» для 5-х классов общеобразовательного учреждения разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО); Федеральной образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) программой курса "География. 5-9 классы"/ Автор-составитель Алексеев А.И.., - 8-е изд. – М.: Просвещение", 2019. – Полярная звезда; Учебным планом МАОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов на 2023-2024 учебный год; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования; Федеральным перечнем учебников на 2023-2024 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов и с учетом психологопедагогических особенностей развития детей 11-12 лет. Общая характеристика курса Программа элективного курса «Мы географы» рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю и предназначена для учащихся 5-х классов. Возраст учащихся: 11-12 лет. Сроки реализации данной программы: 1 год. Целью изучения элективного курса «Мы географы» - является расширение географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. 1 Основные задачи курса: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплекс, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социальноэкономические процессы. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволят обучающимся не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путѐм наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Педагогическая целесообразность реализации элективного курса «Мы географы» заключается в том, что это позволит пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами. В основе элективного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения элективного курса «Мы географы», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Важными формами деятельности учащихся являются: развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: различными картами, энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ. 2 Содержание программы элективного курса «Мы географы» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Основной формой работы являются занятия, проводимые в кабинете географии и за его пределами. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются: учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения; информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях; проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы еѐ решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства. 3 Требования к результатам освоения программы элективного курса «Мы географы» (на основе положений ФГОС ООО) Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные и метапредметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах. Предполагаемые результаты освоения программы «Мы географы»: Личностные результаты освоения программы: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств: умение формулировать своѐ отношение к актуальным проблемным ситуациям; умение толерантно определять своѐ отношение к разным народам; умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. Метапредметные результаты освоения программы: Регулятивные универсальные учебные действия: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. учиться планировать учебную деятельность на занятии. высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки. работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты). определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные универсальные учебные действия: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг. делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи слушать и понимать речь других. выразительно читать и пересказывать текст. вступать в беседу на занятии и в жизни. 4 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Воспитательные результаты школьников распределяется по трем уровням Первый уровень результатов (получение школьниками социальнозначимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, почвовед, антрополог). Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности. Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками. Формы контроля Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает: тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль); индивидуальные консультации (подготовка проекта, контроль с целью коррекции); самостоятельное выполнение обучающимися проектных и творческих работ по плану или образцу (текущий контроль); участие в научно-практических конференциях, краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль); участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль); презентации и защита проектов учащихся на итоговой конференции (итоговый контроль). самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для создания и защиты творческих, исследовательских проектных и творческих работ. Содержание программы элективного курса «Мы географы» 1 час в неделю – 34 часа Вводное занятие (1 час) Организация занятий внеурочной деятельности. Определение требований к учебной организации обучающихся в ходе реализации программы «Занимательная география». Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа) Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. Карта – величайшее творение человечества. Имена на карте мира. Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа) История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности. Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа) Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности. Минералогия. Тема 4. Голубая планета (5 часа) 5 Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. В мире падающей воды. Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа) Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Тема 6. Зеленая планета (4 часа) Удивительные растения и животные. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Рекордсмены животного мира. Рекорды растительного мира. Красная Книга России и Хабаровского края. Крупные заповедники и охраняемые природные территории. Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов) Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы. Тема 8. Чудеса России (3 часа) Знакомство с географическими чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей. Тема 9. Чудеса Урала (4 часа) Природный парк «Бажовские места», Природный парк «Оленьи ручьи», «Уральский Марс», «Семицветные озѐра», «Кашинское городище», «Байновский водопад», «Кунгурская ледяная пещера». Итоговое занятие (1 час) Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной деятельности. Презентация лучших проектов. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Часы Дата Тема Вводное занятие (1 час) 1 Введение в курс внеурочной деятельности Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа) 1 Карта – величайшее творение человека. 2 Имена на карте мира Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа) 1 История изобретения компаса. 2 Способы ориентирования на местности. Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа) 1 Вулканы и Землетрясения. 2 Рельеф своей местности. 3 Минералогия. Тема 4. Голубая планета (5 часа) 1 Водяные смерчи, бури и ураганы в море. 6 Формы и виды деятельности Беседа Практикум Беседа/практикум Беседа Практикум Беседа Виртуал-экскурсия Экскурсия Беседа 31 32 33 2 Растительный и животный мир океанов и морей. 3 Тайны Мирового океана. 4 Крупнейшие реки и озера Земли. Озера-диковинки. 5 В мире падающей воды. Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа) 1 Современные методы изучения атмосферы. 2 Погода и ее капризы. 3 Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления 4 Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Тема 6. Зеленая планета (3 часа) 1 Удивительный и уникальный органический мир. 2 Рекордсмены органического мира. 3 Крупные заповедники и охраняемые природные территории. Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов) 1 Загадочный мир материков 2 Рекорды материков в рубрике «самый, самое, самая». 3 Составления визитных карточек материков. 4 Океаны Земли в рубрике «самый». 5 Загадочный мир океанов. 6 Составление визитных карточек океанов. Тема 8. Чудеса России (3 часа) 1 Чудеса России – великие природные объекты страны. 2 Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми). 3 Визитные карточки, коллажи чудес России. Тема 9. Чудеса Урала (4 часа) 1 Природный парк «Бажовские места», Природный парк «Оленьи ручьи». 2 «Уральский Марс». 3 «Кашинское городище», «Байновский водопад». 4 «Семицветные озѐра», «Кунгурская ледяная пещера». 34 Итоговое занятие (1 час) Презентация лучших проектов. 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Практикум Урок-загадка Практикум Виртуал. экскурсия Беседа Беседа Презентация Беседа Презентация Презентация Презентация Беседа Виртуал. экскурсия Практикум Виртуал. экскурсия Урок-презентация Практикум Путешествие Презентация Практикум Экскурс Презентация Презентация Презентация Защита проектов Учебно-методическое обеспечение Для учащихся: 1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2011. 2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2006. 3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 2006. 4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География»: - М:ООО «Издательство АСТ»2002 5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные»:- М:ООО «Издательство АСТ» 2002 6. А.Муранов «Голубые очи планеты»: Издательство «Детская литература» 1977 г. 7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2011. 8. Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002. 9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001. 10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.М.: БММ АО, 2000. 11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000 7 Для учителя: 1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000 2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ 3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н. 4. География: "Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт:http://www.danilova.ru 5. География: Все для учителя географии. Сайт:http://geo.1september.ru 6. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru Образовательные диски 1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия). 2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура). 3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов. 4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm. 5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения). сайты: --Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru --Природа России priroda.ru --Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru --«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России www. isles.ru --Все о геологии. www.geo.web.ru --Каталог минералов www. catalogmineralov,ru Цифровые образовательные ресурсы: библиотека электронных наглядных пособий; школьная геоинформационная система; цифровые карты и космические снимки. 8