Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных
предметов"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
КУРСА
"ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ"
для обучающегося с нарушением зрения (слабовидящий) 9 класс
г. Краснотурьинск
2025
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Дефектологические занятия»
является частью адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования для слабовидящего обучающегося в МАОУ
«СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов».
АООП для слабовидящего обучающегося, учитывает особенности его
психофизического развития, индивидуальные возможности и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативно-правовую базу разработки АООП ООО для слабовидящих
обучающихся составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 №1897;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Устав МАОУ «СОШ №9 с углублённым изучением отдельных
предметов»;
- локальные акты МАОУ «СОШ №9 с углублённым изучением
отдельных предметов», регламентирующие организацию обучения детей с
ОВЗ, детей-инвалидов;
- рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии;
- образовательные потребности и запросы участников образовательных
отношений.
Обучаясь по АООП, слабовидящий обучающийся получает
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием здоровых сверстников. Обучающийся
имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации в иных формах.
АООП может быть реализована в разных формах, но в соответствии с
заявлением родителей.
Впоследствии законные представители обучающихся имеют право
изменить форму обучения, а также на основании рекомендаций ПМПК могут
отказаться от обучения по АООП
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих
обучающихся
Психолого-педагогическая
характеристика
слабовидящих
характеризуется, прежде всего, недоразвитием сферы чувственного познания,
что приводит к определенным изменениям в психическом и физическом
развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-
пространственной и социальной адаптации.
Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и
зрительной работоспособности; замедленное формирование предметнопрактических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что
обусловливается
нарушением
взаимодействия
зрительной
и
глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности,
замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями
зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий,
требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с
объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными
навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной
координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом.
Также наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие
физического развития (нарушение координации, точности, объема движений,
нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук), в том числе
трудности формирования двигательных навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания
познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и
точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного
образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия
(объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность).
Слабовидящим
характерны
затруднения:
в
овладении
пространственными
представлениями,
в
процессе
микрои
макроориентировки,
в
словесном
обозначении
пространственных
отношений; в формировании представлений о форме, величине,
пространственном местоположении предметов.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с
другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их
общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную
активность, обуславливая особенности их психофизического развития.
Подростки с нарушением зрения продуктивнее усваивают материал с
опорой на алгоритм, аудиальной и зрительной поддержкой (обязательна
адаптация зрительного материала), наличием смысловых схем.
В программе предоставлены коррекционные занятия, которые
направлены на компенсацию недостатков развития обучающегося,
восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных
особенностей
эмоционально-личностной
сферы,
нормализацию
и
совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки,
работоспособности, активной познавательной деятельности.
1.2 Цели и задачи программы
Программа направлена на обеспечение всесторонней поддержки
обучающегося с нарушением зрения в процессе освоения АООП ООО.
Задачи программы:
- Обеспечение доступности образовательных ресурсов;
- Создание условий для эффективного восприятия учебного материала
учащимися с нарушениями зрения посредством специальных технических
средств и технологий;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности;
-Разработка методов коррекции нарушений внимания, памяти,
мышления и пространственного ориентирования, характерных для детей с
проблемами зрения;
- Помощь в освоении программного материала;
- Организация индивидуальной работы, направленной на устранение
пробелов в знаниях и повышение уровня успеваемости;
- Развитие компенсаторных механизмов;
- Стимулирование развития остаточного зрения, слухового и
тактильного восприятия, формирование устойчивых способов познания
окружающего мира;
- Формирование социально-коммуникативных компетенций;
- Обучение способам взаимодействия с окружающим миром, развитие
коммуникативных навыков и способности ориентироваться в социальной
среде.
1.3 Принципы построения программы
Представленная программа курса основывается на комплексном
подходе к коррекционному обучению, включающему три ключевых
принципа: коррекционный, профилактический и развивающий.
Коррекционные задачи: направлены на исправление имеющихся
дефектов развития, нормализацию нарушенных функций и снижение степени
выраженности негативных проявлений.
Профилактические задачи: связаны с предупреждением возникновения
новых проблем и предотвращением ухудшения состояния ребенка.
Развивающие задачи: предполагают стимуляцию нормального хода
психического и физического развития, включая использование зон
ближайшего развития.
Эти задачи взаимосвязаны и реализуются последовательно, создавая
основу для устойчивого прогресса в обучении и личностном росте
обучающе6гося.
Принцип единства диагностики и коррекции подразумевает два
основных этапа:
- Диагностический этап: проводится систематическое обследование,
позволяющее выявить специфические трудности и причины задержек в
развитии. Результаты диагностики служат основой для разработки
индивидуального плана коррекционного воздействия.
Контроль динамики изменений: регулярный мониторинг результатов
помогает своевременно корректировать стратегию вмешательства, учитывая
изменения в поведении, эмоциях и деятельности ребенка.
Такой
подход
обеспечивает
адресность
и
эффективность
педагогических воздействий.
- Деятельностный принцип коррекции подчеркивает важность
активного участия ребенка в собственной учебной деятельности.
Активизация ребенка способствует формированию положительной
мотивации и осознанному участию в процессах коррекции и развития.
Именно деятельность становится средством достижения целей обучения и
создает базу для успешного формирования личности.
Коррекционная
работа
должна
учитывать
индивидуальные
особенности обучающегося. Индивидуализация подхода включает подбор
наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих особенностям
ребёнка.
Задания разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить
постепенное усложнение, стимулируя самостоятельное преодоление
препятствий. Постепенный переход от простых к более сложным заданиям
поддерживает мотивацию и развивает способность решать проблемы
самостоятельно.
Для повышения эффективности коррекционной работы важно создать
положительный эмоциональный настрой, используя привлекательные формы
деятельности, игровые элементы и занимательные ситуации. Положительные
эмоции способствуют лучшему усвоению материала и повышают
продуктивность педагогического процесса.
1.4 Основные направления коррекционной работы на
дефектологических занятиях
1. Диагностика и коррекция графомоторного и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Диагностика и коррекция отдельных сторон развития познавательной
деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве;
- развитие представлений о времени.
3. Диагностика, коррекция и развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотнесенного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Диагностика, коррекция и развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
связи
между предметами, явлениями и событиями).
5. Диагностика, коррекция и развитие речевых навыков:
- развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей во
всех
видах деятельности и в повседневной жизни;
- развитие невербальных и вербальных форм общения;
- развитие умений систематизировать и обобщать речевой материал,
расширять и
уточнять словарь, активизировать связную речь.
6. Диагностика и коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- приобретение опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- формирование целостных восприятий и представлений о различных
предметах и явлениях окружающей действительности;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации, логические обоснования.
Дефектологическое обследование представляет собой набор тестовых
заданий и специальных методик, разработанных для школьников с ОВЗ, и
включает в себя исследование различных сторон познавательной сферы,
предметных знаний и в целом готовности обучающегося к школьному
обучению или переходу на следующий его уровень.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для
каждого ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на
фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к
предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении
заданий. Предлагаемые для дефектологического обследования задания
максимально учитывают особенности и возможности данной категории
обучающихся, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания,
опираются на имеющийся реальный опыт.
Этапы дефектологического обследования: сбор анамнестической
информации: медицинская документация, характеристики психологов и
педагогов; анализ документов предыдущих обследований и наблюдений
учителя-дефектолога; основной этап, в котором проводятся серии специально
подобранных тестов и методик, направленных на исследование различных
аспектов познавательной деятельности; оценка предметных знаний и общих
представлений о мире; изучение отношения ребенка к школе, интереса к
учебе и активности в учебном процессе. В заключительном этапе
производится суммарная оценка полученных данных, из которых видны
сильные и слабые стороны ребёнка.
Методики выбираются в зависимости от возраста, типа нарушения и
конкретных задач исследования. Среди них: метод наблюдения за
поведением и реакциями ребенка в естественных условиях; беседа с целью
выявления
предпочтений,
интересов
и
самооценки
ребенка;
психодиагностические тесты для изучения отдельных компонентов
познавательных процессов (например, память, внимание, мышление);
экспериментально-психологические методы для анализа мыслительных
операций и уровней владения учебным материалом.
При проведении обследования учитываются индивидуальные
особенности каждого ребенка, структура дефекта и специфика восприятия
информации. Важно соблюдать индивидуальный темп работы, давать
достаточно времени на выполнение заданий и внимательно следить за
состоянием ребенка.
По результатам обследования составляется отчет, содержащий
рекомендации по дальнейшему сопровождению и развитию ребенка. Эти
рекомендации могут включать:
Использование особых форм подачи материала, удобных для
восприятия ребенка.
Организацию специализированной среды обучения и труда.
Регулярное взаимодействие с родителями и специалистами для
совместного решения вопросов развития ребенка.
Таким образом, дефектологическое обследование является важным
инструментом, обеспечивающим целенаправленную поддержку и адаптацию
учебно-воспитательного процесса для детей с особенностями развития.
1.5 Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционно-развивающие занятия являются
элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводятся во
внеурочное время, представлены индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями.
Данный курс рассчитан на обучающегося с нарушением зрения
(слабовидящего) 9 класс. Объем программы составляет: 34 часа в год (34
недели). Длительность занятий 40 минут.
Форма работы: занятия с ребенком проводятся индивидуально.
График организации работы дефектолога с ребенком
Сроки
Сентябрь
Сентябрь - май
Май
Содержание работы
Первичная диагностика сформированности УУД
обучающегося, заполнение документации
Индивидуальные занятия
Итоговая диагностика. Заполнение документации.
1.6 Формы, способы, методы и средства
реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
• адаптация наглядного материала, в соответствии с нарушением
зрения обучающегося;
• планирование материала от простого к сложному;
• дозирование помощи взрослого;
• постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе обучающегося.
Игры и упражнения, предлагаемые школьнику выстроены так, что
чётко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного
материала. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объём
материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
В данной программе предусмотрена система коррекционноразвивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким
образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким
направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Структура занятия:
− каждое занятие начинается с разминки, для активизации и включения
в работу;
− основная часть занятия включает в себя 3-4 коррекционных
упражнения, задания; тренировка психических механизмов, лежащих в
основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения,
мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только
способствуют развитию необходимых качеств, но и позволяют, нести
соответствующую дидактическую нагрузку.
Задания основаны на программном материале, изучаемом в 9 классе.
− логически-поисковые задания. На данном этапе предлагаются
задания, обучающие школьника: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать
выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться
выразительными средствами русского языка.
−
для
предупреждения
утомления
на
каждом
занятии
предусматривается выполнение зрительной гимнастики, кинезиологических
упражнений или веселая переменка - динамическая пауза, проводимая на
занятиях, способствует развитию и умению выполнять несколько различных
заданий одновременно.
− заканчивается занятие ритуалом прощания - рефлексия.
Занятие также может включать:
− Гимнастику для глаз;
− Гимнастику для пальцев рук;
− Психогимнастику;
− Динамические игры для развития внимания, самоконтроля,
произвольной регуляции, коррекции импульсивности.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании
заключения ТПМПК, либо ППк образовательной организации. При
поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную
диагностику, используя материалы для психолого-педагогической
диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или
подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из
особенностей развития ребёнка по результатам диагностики.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание коррекционного курса носит вариативный характер, и
изменяется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и
уровня сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД).
По результатам проведенной диагностики на начало обучения,
учитель-дефектолог определяет имеющиеся затруднения обучающегося и
индивидуально подбирает дальнейший образовательный маршрут ребенка,
он может значительно отличаться от школьного и быть на несколько классов
ниже.
Формирование представлений об окружающей действительности:
• знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона
где живёт обучающийся; родного города (села);
• иметь представление о государственной символике;
• знать названия дней недели, времен года, месяцев и др.
• знать группы растений и животных, предметов и т.д и уметь их
обобщать по заданным признакам;
• знать правила дорожного движения;
• знать распространённые пословицы и поговорки, уметь их объяснить,
найти одинаковые и противоположные по смыслу.
Развитие зрительного восприятия:
• развитие и коррекция функций зрительного восприятия на основе
учета индивидуальных зрительных возможностей и сенсорно-перцептивных
потребностей обучающегося (офтальмологический диагноз, индивидуальный
опыт, запас зрительных представлений);
• обучение приемам рационального использования нарушенного зрения
в учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой и пред
• сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по
заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.;
Развитие аналитико-синтетической сферы
• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с
обобщением на наглядном уровне;
• развитие способности анализировать;
• выполнять упражнения на анализ с практическим и мысленным
расчленением объекта на составные элементы;
• сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по
заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д
Пространственные отношения:
• понимать смысл слов, описывающих положение предмета на
плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение
предмета на плоскости;
• уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
• развивать пространственную ориентировку;
• упражнять в развитии пространственной координации.
Развитие внимания:
• развивать навыки сосредоточения и устойчивости внимания;
• развивать произвольное внимание;
• развивать устойчивость и концентрацию внимания.
Развитие памяти:
• развивать объем и устойчивость памяти;
• развивать различные виды памяти: слуховую, зрительную, моторную,
опосредованную.
Развитие графомоторных навыков:
• определять положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
рисовать, раскрашивать, копировать узоры, соединять точки, правильно
удерживать пишущий предмет.
• развивать мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и
быстроты их движений);
• владеть умениями штриховать, обводить по контуру, срисовывать,
зарисовывать, дорисовывать недостающие детали.
УУД (универсальные учебные действия), по предметам математика и
русский язык, являются примерными, так как главная цель программы, это
восполнение пробелов в знаниях обучающегося и затем закрепление тем
проходимых в классе.
Работа с математическими представлениями:
Уравнения и неравенства с одной переменной.
• Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства
второй степени с одной переменной.
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
• Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений
второй степени.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Прогрессии.
• Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и
суммы первых членов прогрессии.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
• Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения,
сочетания.
Относительная частота и вероятность случайного события.
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания.
Относительная частота и вероятность случайного события.
Работа с письменной речью:
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Синтаксис и пунктуация. Сложные предложения.
Понятие о сложном предложении. Сложные союзные и бессоюзные
предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения
•
Сложносочиненное
предложение
и
его
особенности.
Сложносочиненные
предложения
с
союзами
(соединительными,
противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания
между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы
сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Сложноподчиненные предложения
• Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и
придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи
придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к
главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных
предложений, их текстообразующая роль.
Бессоюзные сложные предложения
• Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые
взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их
текстообразующая роль.
Сложные предложения с разными видами связи
• Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной
связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков
препинания.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую
ценность для преодоления недостатков развития ребенка с нарушением
зрения. Его значимость определяется важностью развития познавательных
процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной
деятельности, будут способствовать коррекции недостатков познавательной
сферы, уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться не
только успешное освоение обучающимися основной образовательной
программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно
значимых
компетенций
необходимых
для
решения
практикоориентированных
задач
и
обеспечивающих
становление
социальных отношений обучающихся с нарушением зрения в различных
средах.
В процессе изучения курса «Дефектологические занятия» планируется
достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
• принятие и освоение своей социальной роли, понимание причин и
мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
• формирование и развитие мотивов учебно-познавательной
деятельности;
• развитие навыков общения и сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
• принятие соответствующих возрасту ценностей, социальных ролей,
усвоение поведенческих правил;
• владение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и
бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных
видах учебной и внеурочной деятельности)
Метапредметные результататы:
В области регулятивных универсальных учебных действий:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
• выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
• исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.
В области познавательных универсальных учебных действий
школьник:
• сформирует навык планирования, контроля и оценивания учебных
действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осознанно построит речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составит рассказы;
• научится понимать схематичное оформление алгоритма учебного
действия и следовать ему.
В области коммуникативных универсальных учебных действий
школьник:
• научится слушать собеседника и вести диалог;
• научится признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою.
Предметные результаты:
В области развития представлений об окружающем мире:
• будет знать название нашей планеты родной страны столицы региона
где живет родного города, иметь представление о государственной
символике;
• уточнит представления о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
• будет знать группы растений и животных, предметов и т.д. и уметь их
обобщать по заданным признакам;
• уточнит и расширит знания и представления об окружающем мире и
обогатит свой словарь;
• скорректирует индивидуальные пробелы в знаниях об окружающем
мире.
В области пространственно-временных представлений:
• будет ориентироваться в схеме тела, пространстве и на листе бумаги,
используя графический план, понимать словесные обозначения
пространства;
• начнет ориентироваться в схемах, соотнося собственную
деятельность со временем, понимать словесные пространственно-временные
обозначения;
• сформирует представления об основных единицах времени и
понятиях (сутки, неделя, времена года, месяца года и др.), улучшение
качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа),
возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной
инструкции (графический диктант);
В области мелкой моторики и графомоторных навыков:
• поработает над развитием мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• поработает над развитием графомоторных навыков и навыков
каллиграфии;
• овладеет умениями штриховать, обводить по контуру, срисовать,
зарисовывать, дорисовывать и др.
В области коррекции отдельных сторон психической деятельности:
•
усовершенствует
мотивационно-целевую
основу
учебнопознавательной деятельности;
• овладеет возможность осуществлять перцептивную классификацию
объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
• потренируется в концентрации и произвольном удержании внимания;
• будет тренировать навык концентрироваться на запоминаемом
материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц
запоминаемого;
• овладеет способностью воспроизводить требуемое пространственное
соотношение частей объекта, их сравнение на зрительной основе;
• поработает над навыком установления сходства и различий, простых
закономерностей на наглядно представленном материале;
• разовьет возможность приходить к простому умозаключению и
обосновывать его;
• будет способен к вербализации своих действий;
• поработает над развитием тактильной и кинестетической памяти;
• поработает над развитием межанализаторных систем, и их
взаимодействием.
В области развития УУД:
Связная речь и русский язык:
• усовершенствует связную речь, через составление рассказа, по серии
сюжетных картинок,
по сюжетной картинке, и по описанию предмета;
• поработает над вниманием, в отношении ошибок, совершаемых при
письме, для их устранения;
• научится произносить труднопроизносимые термины;
• закрепит информацию, полученную в классе при изучении важных
тем;
• поработает над пробелами в знаниях по учебным дисциплинам
начального и основного общего образования “Русский язык”.
Математические представления:
• поработает над пробелами в знаниях по учебным дисциплинам
начального и основного общего образования “Математика”;
• изучит понятие дроби и научится производить с ними
вычислительные действия;
• поработает над понятиями числовых, буквенных выражений;
• узнает основные свойства уравнений;
• узнает понятие многочлена, научится с ним производить
вычислительные действия;
• научится находить арифметический квадратный корень
В области связной речи и чтения:
• усовершенствует навыки чтения;
• поработает над подробным, логичным пересказом текста;
• научиться отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Количеств
п/п
о часов
1
1
Тема занятия
Первичная диагностика
2
1
Развитие представлений об
окружающем мире, развитие
внимания, памяти.
1
Развитие УУД
«Русский язык»
1
Развитие
познавательной
деятельности
1
Развитие УУД
«Русский язык»
1
Развитие восприятия,
мышления,
тренировку
зрительной памяти и
3
4
5
6
Содержание
Мониторинг уровня развития ЗУН
«Составление загадок» Цель: знать название нашей планеты, родной
страны и ее столицы; региона, где живёт обучающийся; родного
города (села);
Коррекционно-развивающее занятие
Развитие мелкой мускулатуры
пальцев и навыков работы по образцу
(повтори узор)
Бессоюзное сложное предложение и
его особенности. Смысловые
взаимоотношения между частями
бессоюзного сложного предложения
«Временные отрезки».
Цель: формирование временных
представлений (дни недели, части
суток, часы, минуты, секунды).
Развитие моторики и мелкой
мускулатуры пальцев (лабиринты).
Сложные предложения
Понятие о сложном предложении.
Сложные союзные и бессоюзные
предложения.
«Словарные диктанты»
Цель: закрепление изученных
орфограмм, разбор допускаемых
ошибок, через словарные диктанты.
Основные виды
учебной
деятельности
Диагностическое
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
7
1
8
1
9
1
внимания.
Развитие УУД
«Математика»
Развитие функций
мыслительной
деятельности,
расширение
представлений об
окружающих предметах
(сравнение, обобщение,
классификация и т.д.)
Тренировка зрительной
памяти, внимания,
мыслительной
деятельности, слуового
и зрительного
восприятия
Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения.
«Сравнение и классификация».
Цель: выполнение упражнений и заданий на сравнение предметов по
разным признакам.
Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания
(пазлы).
Коррекционноразвивающее
занятие
«Графические диктанты».
Цель: при помощи выполнения графических диктантов, развивать
внимательность и закреплять ориентировку на листе бумаги.
Коррекционноразвивающее
занятие
1
Развитие УУД
«Русский язык»
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Коррекционноразвивающее
занятие
1
Формирование
целостной
картины
мира.
Развитие зрительнотактильного восприятия
«Геометрические фигуры, тела»
Цель: вспомнить геометрические фигуры, и тела, тактильно и
зрительно показать их отличия, научить их различать по важным
признакам (у ромба 4 угла и др.).
Коррекционноразвивающее
занятие
1
Развитие УУД
«Математика»
Дробные рациональные уравнения
Коррекционноразвивающее
занятие
1
Развитие зрительного
восприятия,
мыслительной
деятельности,
«Найди заданный символ» Выполнение текстовые заданий на
нахождение заданного символа, списывание, найди отличия.
Коррекционноразвивающее
занятие
10
11
12
13
внимания.
14
1
15
1
16
1
Развитие УУД
«Русский язык»
Развитие внимания,
памяти, мышления,
навыков чтения,
умений составлять
рассказы с опорой на
иллюстрации.
Развитие мыслительной
деятельности,
установление
причинноследственных связей
17
Коррекционноразвивающее
занятие
«Составление рассказов по иллюстрациям»
Цель: тренироваться в составлении разных видов рассказов
(описательных, повествовательных, рассказов-рассуждений).
Коррекционноразвивающее
занятие
«Последовательность событий»
Цель: упражняться в заданиях на последовательность событий:
сначала-потом, перед-после.
Коррекционноразвивающее
занятие
Разделительные знаки препинания между частями
сложносочиненного предложения. Синтаксические
синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая
роль
Игра «Мемо»
Цель: развитие памяти, при запоминании фишек, развитие
зрительного восприятия (нахождение пары), соблюдение заданных
педагогом правил в ходе игры.
1
Развитие УУД
«Русский язык»
1
Развитие внимания,
памяти. Обучение
соблюдать правила в
ходе игры
1
Развитие УУД
«Математика»
Неравенства второй степени с одной переменной
1
Развитие зрительного,
тактильного, слухового
восприятия
«Качества и свойства предметов»
Цель: выполнения задания на выделение качеств и свойств
предметов, сравнение предметов по признакам, назначению.
1
Развитие УУД
«Русский язык»
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Союзы и
союзные слова, как средство связи придаточного с главным.
1
Развитие
межполушарных связей
«Повтори»
Цель: развивать межполушарные связи через повторение ритмичных
18
19
20
21
22
Сложносочиненное предложение и его особенности.
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными,
противительными, разделительными).
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
смен позиций кисти рук, рисование двумя руками одновременно и
нахождение одинаковых частой картинки.
занятие
1
Развитие памяти,
восприятия,
мышления, на
расширение
представлений о
городе, округе, стране
«Государственные символы»
Цель: дидактические упражнения и игры на знание государственной
символики. Упражнения на координацию движений.
Коррекционноразвивающее
занятие
1
Развитие УУД
«Математика»
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений
второй степени.
Коррекционноразвивающее
занятие
1
Развитие навыка
чтения.
1
Развитие мелкой
моторики, зрительного
и слухового восприятия
1
Развитие УУД «Русский
язык»
1
Развитие наглядно
действенного и
наглядно-образного
мышления развитие
способности
анализировать
«Логические картинки»
КоррекционноЦель: выполнение упражнения на преодоления трудности понимания развивающее
логических картинок
занятие
1
Развитие УУД
«Математика»
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
1
Развитие зрительнотактильного
восприятия.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие зрительно-тактильного восприятия.
При помощи мешочка и специальных деревянных бочонков с
23
24
25
26
27
28
29
30
«Чтение»
Цель: тренировать чтение прочтением сложных текстов со словами,
имеющим стечение согласных, и словами сложной слоговой
структуры
«Оригами»
Цель: конструирование предметов из бумаги, формы заданной
педагогом на слух и по зрительному образцу
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
знаки препинания в них.
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Выполнение сравнения
предметов с указанием
их сходства и различия
по заданным
признакам.
Развитие внимания,
памяти, мышления.
Развитие ориентировки
на листе бумаги.
Развитие
сосредоточения и
устойчивости
внимания
различным содержимым необходимо:
1. тактильно (с закрытыми глазами) отыскать одинаковые бочонки;
2. тактильно- зрительно отыскать
одинаковые бочонки
1
Развитие УУД «Русский
язык»
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений,
их текстообразующая роль.
1
Развитие УУД«Математика»
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
Заключительная
диагностика
Мониторинг уровня развития ЗУН.
31
1
32
«Найди отличия»
Цель: выполнение упражнения на умения находить отличия среди
предметов на иллюстрациях
33
34
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие