Программа дефектологического сопровождения 4.1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных
предметов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
КУРСА
"ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ"
для обучающегося с нарушением зрения (слабовидящий) 9 класс

г. Краснотурьинск
2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Дефектологические занятия»
является частью адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования для слабовидящего обучающегося в МАОУ
«СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов».
АООП для слабовидящего обучающегося, учитывает особенности его
психофизического развития, индивидуальные возможности и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативно-правовую базу разработки АООП ООО для слабовидящих
обучающихся составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 №1897;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Устав МАОУ «СОШ №9 с углублённым изучением отдельных
предметов»;
- локальные акты МАОУ «СОШ №9 с углублённым изучением
отдельных предметов», регламентирующие организацию обучения детей с
ОВЗ, детей-инвалидов;
- рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии;
- образовательные потребности и запросы участников образовательных
отношений.
Обучаясь по АООП, слабовидящий обучающийся получает
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием здоровых сверстников. Обучающийся
имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации в иных формах.
АООП может быть реализована в разных формах, но в соответствии с
заявлением родителей.
Впоследствии законные представители обучающихся имеют право
изменить форму обучения, а также на основании рекомендаций ПМПК могут
отказаться от обучения по АООП
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих
обучающихся
Психолого-педагогическая
характеристика
слабовидящих
характеризуется, прежде всего, недоразвитием сферы чувственного познания,
что приводит к определенным изменениям в психическом и физическом
развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-

пространственной и социальной адаптации.
Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и
зрительной работоспособности; замедленное формирование предметнопрактических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что
обусловливается
нарушением
взаимодействия
зрительной
и
глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности,
замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями
зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий,
требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с
объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными
навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной
координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом.
Также наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие
физического развития (нарушение координации, точности, объема движений,
нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук), в том числе
трудности формирования двигательных навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания
познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и
точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного
образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия
(объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность).
Слабовидящим
характерны
затруднения:
в
овладении
пространственными
представлениями,
в
процессе
микрои
макроориентировки,
в
словесном
обозначении
пространственных
отношений; в формировании представлений о форме, величине,
пространственном местоположении предметов.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с
другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их
общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную
активность, обуславливая особенности их психофизического развития.
Подростки с нарушением зрения продуктивнее усваивают материал с
опорой на алгоритм, аудиальной и зрительной поддержкой (обязательна
адаптация зрительного материала), наличием смысловых схем.
В программе предоставлены коррекционные занятия, которые
направлены на компенсацию недостатков развития обучающегося,
восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных
особенностей
эмоционально-личностной
сферы,
нормализацию
и
совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки,
работоспособности, активной познавательной деятельности.
1.2 Цели и задачи программы
Программа направлена на обеспечение всесторонней поддержки
обучающегося с нарушением зрения в процессе освоения АООП ООО.
Задачи программы:

- Обеспечение доступности образовательных ресурсов;
- Создание условий для эффективного восприятия учебного материала
учащимися с нарушениями зрения посредством специальных технических
средств и технологий;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности;
-Разработка методов коррекции нарушений внимания, памяти,
мышления и пространственного ориентирования, характерных для детей с
проблемами зрения;
- Помощь в освоении программного материала;
- Организация индивидуальной работы, направленной на устранение
пробелов в знаниях и повышение уровня успеваемости;
- Развитие компенсаторных механизмов;
- Стимулирование развития остаточного зрения, слухового и
тактильного восприятия, формирование устойчивых способов познания
окружающего мира;
- Формирование социально-коммуникативных компетенций;
- Обучение способам взаимодействия с окружающим миром, развитие
коммуникативных навыков и способности ориентироваться в социальной
среде.
1.3 Принципы построения программы
Представленная программа курса основывается на комплексном
подходе к коррекционному обучению, включающему три ключевых
принципа: коррекционный, профилактический и развивающий.
Коррекционные задачи: направлены на исправление имеющихся
дефектов развития, нормализацию нарушенных функций и снижение степени
выраженности негативных проявлений.
Профилактические задачи: связаны с предупреждением возникновения
новых проблем и предотвращением ухудшения состояния ребенка.
Развивающие задачи: предполагают стимуляцию нормального хода
психического и физического развития, включая использование зон
ближайшего развития.
Эти задачи взаимосвязаны и реализуются последовательно, создавая
основу для устойчивого прогресса в обучении и личностном росте
обучающе6гося.
Принцип единства диагностики и коррекции подразумевает два
основных этапа:
- Диагностический этап: проводится систематическое обследование,
позволяющее выявить специфические трудности и причины задержек в
развитии. Результаты диагностики служат основой для разработки
индивидуального плана коррекционного воздействия.
Контроль динамики изменений: регулярный мониторинг результатов
помогает своевременно корректировать стратегию вмешательства, учитывая
изменения в поведении, эмоциях и деятельности ребенка.
Такой
подход
обеспечивает
адресность
и
эффективность

педагогических воздействий.
- Деятельностный принцип коррекции подчеркивает важность
активного участия ребенка в собственной учебной деятельности.
Активизация ребенка способствует формированию положительной
мотивации и осознанному участию в процессах коррекции и развития.
Именно деятельность становится средством достижения целей обучения и
создает базу для успешного формирования личности.
Коррекционная
работа
должна
учитывать
индивидуальные
особенности обучающегося. Индивидуализация подхода включает подбор
наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих особенностям
ребёнка.
Задания разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить
постепенное усложнение, стимулируя самостоятельное преодоление
препятствий. Постепенный переход от простых к более сложным заданиям
поддерживает мотивацию и развивает способность решать проблемы
самостоятельно.
Для повышения эффективности коррекционной работы важно создать
положительный эмоциональный настрой, используя привлекательные формы
деятельности, игровые элементы и занимательные ситуации. Положительные
эмоции способствуют лучшему усвоению материала и повышают
продуктивность педагогического процесса.
1.4 Основные направления коррекционной работы на
дефектологических занятиях
1. Диагностика и коррекция графомоторного и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Диагностика и коррекция отдельных сторон развития познавательной
деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве;
- развитие представлений о времени.
3. Диагностика, коррекция и развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотнесенного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Диагностика, коррекция и развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
связи
между предметами, явлениями и событиями).
5. Диагностика, коррекция и развитие речевых навыков:
- развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей во
всех
видах деятельности и в повседневной жизни;
- развитие невербальных и вербальных форм общения;
- развитие умений систематизировать и обобщать речевой материал,
расширять и
уточнять словарь, активизировать связную речь.
6. Диагностика и коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- приобретение опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- формирование целостных восприятий и представлений о различных
предметах и явлениях окружающей действительности;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации, логические обоснования.
Дефектологическое обследование представляет собой набор тестовых
заданий и специальных методик, разработанных для школьников с ОВЗ, и
включает в себя исследование различных сторон познавательной сферы,
предметных знаний и в целом готовности обучающегося к школьному
обучению или переходу на следующий его уровень.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для
каждого ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на
фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к
предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении
заданий. Предлагаемые для дефектологического обследования задания
максимально учитывают особенности и возможности данной категории
обучающихся, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания,
опираются на имеющийся реальный опыт.
Этапы дефектологического обследования: сбор анамнестической
информации: медицинская документация, характеристики психологов и
педагогов; анализ документов предыдущих обследований и наблюдений
учителя-дефектолога; основной этап, в котором проводятся серии специально
подобранных тестов и методик, направленных на исследование различных
аспектов познавательной деятельности; оценка предметных знаний и общих
представлений о мире; изучение отношения ребенка к школе, интереса к
учебе и активности в учебном процессе. В заключительном этапе
производится суммарная оценка полученных данных, из которых видны
сильные и слабые стороны ребёнка.

Методики выбираются в зависимости от возраста, типа нарушения и
конкретных задач исследования. Среди них: метод наблюдения за
поведением и реакциями ребенка в естественных условиях; беседа с целью
выявления
предпочтений,
интересов
и
самооценки
ребенка;
психодиагностические тесты для изучения отдельных компонентов
познавательных процессов (например, память, внимание, мышление);
экспериментально-психологические методы для анализа мыслительных
операций и уровней владения учебным материалом.
При проведении обследования учитываются индивидуальные
особенности каждого ребенка, структура дефекта и специфика восприятия
информации. Важно соблюдать индивидуальный темп работы, давать
достаточно времени на выполнение заданий и внимательно следить за
состоянием ребенка.
По результатам обследования составляется отчет, содержащий
рекомендации по дальнейшему сопровождению и развитию ребенка. Эти
рекомендации могут включать:
Использование особых форм подачи материала, удобных для
восприятия ребенка.
Организацию специализированной среды обучения и труда.
Регулярное взаимодействие с родителями и специалистами для
совместного решения вопросов развития ребенка.
Таким образом, дефектологическое обследование является важным
инструментом, обеспечивающим целенаправленную поддержку и адаптацию
учебно-воспитательного процесса для детей с особенностями развития.
1.5 Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционно-развивающие занятия являются
элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводятся во
внеурочное время, представлены индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями.
Данный курс рассчитан на обучающегося с нарушением зрения
(слабовидящего) 9 класс. Объем программы составляет: 34 часа в год (34
недели). Длительность занятий 40 минут.
Форма работы: занятия с ребенком проводятся индивидуально.
График организации работы дефектолога с ребенком
Сроки
Сентябрь
Сентябрь - май
Май

Содержание работы
Первичная диагностика сформированности УУД
обучающегося, заполнение документации
Индивидуальные занятия
Итоговая диагностика. Заполнение документации.

1.6 Формы, способы, методы и средства
реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
• адаптация наглядного материала, в соответствии с нарушением
зрения обучающегося;
• планирование материала от простого к сложному;
• дозирование помощи взрослого;
• постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе обучающегося.
Игры и упражнения, предлагаемые школьнику выстроены так, что
чётко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного
материала. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объём
материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
В данной программе предусмотрена система коррекционноразвивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким
образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким
направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Структура занятия:
− каждое занятие начинается с разминки, для активизации и включения
в работу;
− основная часть занятия включает в себя 3-4 коррекционных
упражнения, задания; тренировка психических механизмов, лежащих в
основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения,
мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только
способствуют развитию необходимых качеств, но и позволяют, нести
соответствующую дидактическую нагрузку.
Задания основаны на программном материале, изучаемом в 9 классе.
− логически-поисковые задания. На данном этапе предлагаются
задания, обучающие школьника: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать
выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться
выразительными средствами русского языка.
−
для
предупреждения
утомления
на
каждом
занятии
предусматривается выполнение зрительной гимнастики, кинезиологических
упражнений или веселая переменка - динамическая пауза, проводимая на
занятиях, способствует развитию и умению выполнять несколько различных
заданий одновременно.
− заканчивается занятие ритуалом прощания - рефлексия.
Занятие также может включать:
− Гимнастику для глаз;

− Гимнастику для пальцев рук;
− Психогимнастику;
− Динамические игры для развития внимания, самоконтроля,
произвольной регуляции, коррекции импульсивности.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании
заключения ТПМПК, либо ППк образовательной организации. При
поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную
диагностику, используя материалы для психолого-педагогической
диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или
подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из
особенностей развития ребёнка по результатам диагностики.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание коррекционного курса носит вариативный характер, и
изменяется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и
уровня сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД).
По результатам проведенной диагностики на начало обучения,
учитель-дефектолог определяет имеющиеся затруднения обучающегося и
индивидуально подбирает дальнейший образовательный маршрут ребенка,
он может значительно отличаться от школьного и быть на несколько классов
ниже.
Формирование представлений об окружающей действительности:
• знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона
где живёт обучающийся; родного города (села);
• иметь представление о государственной символике;
• знать названия дней недели, времен года, месяцев и др.
• знать группы растений и животных, предметов и т.д и уметь их
обобщать по заданным признакам;
• знать правила дорожного движения;
• знать распространённые пословицы и поговорки, уметь их объяснить,
найти одинаковые и противоположные по смыслу.
Развитие зрительного восприятия:
• развитие и коррекция функций зрительного восприятия на основе
учета индивидуальных зрительных возможностей и сенсорно-перцептивных
потребностей обучающегося (офтальмологический диагноз, индивидуальный
опыт, запас зрительных представлений);
• обучение приемам рационального использования нарушенного зрения
в учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой и пред
• сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по
заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.;
Развитие аналитико-синтетической сферы
• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с
обобщением на наглядном уровне;
• развитие способности анализировать;

• выполнять упражнения на анализ с практическим и мысленным
расчленением объекта на составные элементы;
• сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по
заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д
Пространственные отношения:
• понимать смысл слов, описывающих положение предмета на
плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение
предмета на плоскости;
• уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
• развивать пространственную ориентировку;
• упражнять в развитии пространственной координации.
Развитие внимания:
• развивать навыки сосредоточения и устойчивости внимания;
• развивать произвольное внимание;
• развивать устойчивость и концентрацию внимания.
Развитие памяти:
• развивать объем и устойчивость памяти;
• развивать различные виды памяти: слуховую, зрительную, моторную,
опосредованную.
Развитие графомоторных навыков:
• определять положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
рисовать, раскрашивать, копировать узоры, соединять точки, правильно
удерживать пишущий предмет.
• развивать мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и
быстроты их движений);
• владеть умениями штриховать, обводить по контуру, срисовывать,
зарисовывать, дорисовывать недостающие детали.
УУД (универсальные учебные действия), по предметам математика и
русский язык, являются примерными, так как главная цель программы, это
восполнение пробелов в знаниях обучающегося и затем закрепление тем
проходимых в классе.
Работа с математическими представлениями:
Уравнения и неравенства с одной переменной.
• Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства
второй степени с одной переменной.
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
• Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений
второй степени.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Прогрессии.
• Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и
суммы первых членов прогрессии.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
• Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения,
сочетания.

Относительная частота и вероятность случайного события.
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания.
Относительная частота и вероятность случайного события.
Работа с письменной речью:
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Синтаксис и пунктуация. Сложные предложения.
Понятие о сложном предложении. Сложные союзные и бессоюзные
предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения
•
Сложносочиненное
предложение
и
его
особенности.
Сложносочиненные
предложения
с
союзами
(соединительными,
противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания
между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы
сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Сложноподчиненные предложения
• Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и
придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи
придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к
главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных
предложений, их текстообразующая роль.
Бессоюзные сложные предложения
• Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые
взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их
текстообразующая роль.
Сложные предложения с разными видами связи
• Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной
связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков
препинания.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую
ценность для преодоления недостатков развития ребенка с нарушением
зрения. Его значимость определяется важностью развития познавательных
процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной
деятельности, будут способствовать коррекции недостатков познавательной
сферы, уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться не
только успешное освоение обучающимися основной образовательной

программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно
значимых
компетенций
необходимых
для
решения
практикоориентированных
задач
и
обеспечивающих
становление
социальных отношений обучающихся с нарушением зрения в различных
средах.
В процессе изучения курса «Дефектологические занятия» планируется
достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
• принятие и освоение своей социальной роли, понимание причин и
мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
• формирование и развитие мотивов учебно-познавательной
деятельности;
• развитие навыков общения и сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
• принятие соответствующих возрасту ценностей, социальных ролей,
усвоение поведенческих правил;
• владение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и
бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных
видах учебной и внеурочной деятельности)
Метапредметные результататы:
В области регулятивных универсальных учебных действий:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
• выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
• исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.
В области познавательных универсальных учебных действий
школьник:
• сформирует навык планирования, контроля и оценивания учебных
действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осознанно построит речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составит рассказы;
• научится понимать схематичное оформление алгоритма учебного
действия и следовать ему.
В области коммуникативных универсальных учебных действий
школьник:
• научится слушать собеседника и вести диалог;

• научится признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою.
Предметные результаты:
В области развития представлений об окружающем мире:
• будет знать название нашей планеты родной страны столицы региона
где живет родного города, иметь представление о государственной
символике;
• уточнит представления о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
• будет знать группы растений и животных, предметов и т.д. и уметь их
обобщать по заданным признакам;
• уточнит и расширит знания и представления об окружающем мире и
обогатит свой словарь;
• скорректирует индивидуальные пробелы в знаниях об окружающем
мире.
В области пространственно-временных представлений:
• будет ориентироваться в схеме тела, пространстве и на листе бумаги,
используя графический план, понимать словесные обозначения
пространства;
• начнет ориентироваться в схемах, соотнося собственную
деятельность со временем, понимать словесные пространственно-временные
обозначения;
• сформирует представления об основных единицах времени и
понятиях (сутки, неделя, времена года, месяца года и др.), улучшение
качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа),
возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной
инструкции (графический диктант);
В области мелкой моторики и графомоторных навыков:
• поработает над развитием мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• поработает над развитием графомоторных навыков и навыков
каллиграфии;
• овладеет умениями штриховать, обводить по контуру, срисовать,
зарисовывать, дорисовывать и др.
В области коррекции отдельных сторон психической деятельности:
•
усовершенствует
мотивационно-целевую
основу
учебнопознавательной деятельности;
• овладеет возможность осуществлять перцептивную классификацию
объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
• потренируется в концентрации и произвольном удержании внимания;
• будет тренировать навык концентрироваться на запоминаемом
материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц
запоминаемого;
• овладеет способностью воспроизводить требуемое пространственное
соотношение частей объекта, их сравнение на зрительной основе;
• поработает над навыком установления сходства и различий, простых

закономерностей на наглядно представленном материале;
• разовьет возможность приходить к простому умозаключению и
обосновывать его;
• будет способен к вербализации своих действий;
• поработает над развитием тактильной и кинестетической памяти;
• поработает над развитием межанализаторных систем, и их
взаимодействием.
В области развития УУД:
Связная речь и русский язык:
• усовершенствует связную речь, через составление рассказа, по серии
сюжетных картинок,
по сюжетной картинке, и по описанию предмета;
• поработает над вниманием, в отношении ошибок, совершаемых при
письме, для их устранения;
• научится произносить труднопроизносимые термины;
• закрепит информацию, полученную в классе при изучении важных
тем;
• поработает над пробелами в знаниях по учебным дисциплинам
начального и основного общего образования “Русский язык”.
Математические представления:
• поработает над пробелами в знаниях по учебным дисциплинам
начального и основного общего образования “Математика”;
• изучит понятие дроби и научится производить с ними
вычислительные действия;
• поработает над понятиями числовых, буквенных выражений;
• узнает основные свойства уравнений;
• узнает понятие многочлена, научится с ним производить
вычислительные действия;
• научится находить арифметический квадратный корень
В области связной речи и чтения:
• усовершенствует навыки чтения;
• поработает над подробным, логичным пересказом текста;
• научиться отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Количеств
п/п
о часов
1

1

Тема занятия

Первичная диагностика

2

1

Развитие представлений об
окружающем мире, развитие
внимания, памяти.

1

Развитие УУД
«Русский язык»

1

Развитие
познавательной
деятельности

1

Развитие УУД
«Русский язык»

1

Развитие восприятия,
мышления,
тренировку
зрительной памяти и

3

4

5

6

Содержание

Мониторинг уровня развития ЗУН
«Составление загадок» Цель: знать название нашей планеты, родной
страны и ее столицы; региона, где живёт обучающийся; родного
города (села);
Коррекционно-развивающее занятие
Развитие мелкой мускулатуры
пальцев и навыков работы по образцу
(повтори узор)
Бессоюзное сложное предложение и
его особенности. Смысловые
взаимоотношения между частями
бессоюзного сложного предложения
«Временные отрезки».
Цель: формирование временных
представлений (дни недели, части
суток, часы, минуты, секунды).
Развитие моторики и мелкой
мускулатуры пальцев (лабиринты).
Сложные предложения
Понятие о сложном предложении.
Сложные союзные и бессоюзные
предложения.
«Словарные диктанты»
Цель: закрепление изученных
орфограмм, разбор допускаемых
ошибок, через словарные диктанты.

Основные виды
учебной
деятельности
Диагностическое
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие

Коррекционноразвивающее
занятие

Коррекционноразвивающее
занятие

Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие

7

1

8

1

9
1

внимания.
Развитие УУД
«Математика»
Развитие функций
мыслительной
деятельности,
расширение
представлений об
окружающих предметах
(сравнение, обобщение,
классификация и т.д.)
Тренировка зрительной
памяти, внимания,
мыслительной
деятельности, слуового
и зрительного
восприятия

Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения.
«Сравнение и классификация».
Цель: выполнение упражнений и заданий на сравнение предметов по
разным признакам.
Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания
(пазлы).

Коррекционноразвивающее
занятие

«Графические диктанты».
Цель: при помощи выполнения графических диктантов, развивать
внимательность и закреплять ориентировку на листе бумаги.

Коррекционноразвивающее
занятие

1

Развитие УУД
«Русский язык»

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Коррекционноразвивающее
занятие

1

Формирование
целостной
картины
мира.
Развитие зрительнотактильного восприятия

«Геометрические фигуры, тела»
Цель: вспомнить геометрические фигуры, и тела, тактильно и
зрительно показать их отличия, научить их различать по важным
признакам (у ромба 4 угла и др.).

Коррекционноразвивающее
занятие

1

Развитие УУД
«Математика»

Дробные рациональные уравнения

Коррекционноразвивающее
занятие

1

Развитие зрительного
восприятия,
мыслительной
деятельности,

«Найди заданный символ» Выполнение текстовые заданий на
нахождение заданного символа, списывание, найди отличия.

Коррекционноразвивающее
занятие

10

11

12

13

внимания.
14
1
15
1

16
1

Развитие УУД
«Русский язык»
Развитие внимания,
памяти, мышления,
навыков чтения,
умений составлять
рассказы с опорой на
иллюстрации.
Развитие мыслительной
деятельности,
установление
причинноследственных связей

17

Коррекционноразвивающее
занятие

«Составление рассказов по иллюстрациям»
Цель: тренироваться в составлении разных видов рассказов
(описательных, повествовательных, рассказов-рассуждений).

Коррекционноразвивающее
занятие

«Последовательность событий»
Цель: упражняться в заданиях на последовательность событий:
сначала-потом, перед-после.

Коррекционноразвивающее
занятие

Разделительные знаки препинания между частями
сложносочиненного предложения. Синтаксические
синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая
роль
Игра «Мемо»
Цель: развитие памяти, при запоминании фишек, развитие
зрительного восприятия (нахождение пары), соблюдение заданных
педагогом правил в ходе игры.

1

Развитие УУД
«Русский язык»

1

Развитие внимания,
памяти. Обучение
соблюдать правила в
ходе игры

1

Развитие УУД
«Математика»

Неравенства второй степени с одной переменной

1

Развитие зрительного,
тактильного, слухового
восприятия

«Качества и свойства предметов»
Цель: выполнения задания на выделение качеств и свойств
предметов, сравнение предметов по признакам, назначению.

1

Развитие УУД
«Русский язык»

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Союзы и
союзные слова, как средство связи придаточного с главным.

1

Развитие
межполушарных связей

«Повтори»
Цель: развивать межполушарные связи через повторение ритмичных

18

19

20

21

22

Сложносочиненное предложение и его особенности.
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными,
противительными, разделительными).

Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее

смен позиций кисти рук, рисование двумя руками одновременно и
нахождение одинаковых частой картинки.

занятие

1

Развитие памяти,
восприятия,
мышления, на
расширение
представлений о
городе, округе, стране

«Государственные символы»
Цель: дидактические упражнения и игры на знание государственной
символики. Упражнения на координацию движений.

Коррекционноразвивающее
занятие

1

Развитие УУД
«Математика»

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений
второй степени.

Коррекционноразвивающее
занятие

1

Развитие навыка
чтения.

1

Развитие мелкой
моторики, зрительного
и слухового восприятия

1

Развитие УУД «Русский
язык»

1

Развитие наглядно
действенного и
наглядно-образного
мышления развитие
способности
анализировать

«Логические картинки»
КоррекционноЦель: выполнение упражнения на преодоления трудности понимания развивающее
логических картинок
занятие

1

Развитие УУД
«Математика»

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

Развитие зрительнотактильного
восприятия.

«Чудесный мешочек»
Цель: развитие зрительно-тактильного восприятия.
При помощи мешочка и специальных деревянных бочонков с

23

24

25

26

27

28

29

30

«Чтение»
Цель: тренировать чтение прочтением сложных текстов со словами,
имеющим стечение согласных, и словами сложной слоговой
структуры
«Оригами»
Цель: конструирование предметов из бумаги, формы заданной
педагогом на слух и по зрительному образцу
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
знаки препинания в них.

Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие

Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие

Выполнение сравнения
предметов с указанием
их сходства и различия
по заданным
признакам.
Развитие внимания,
памяти, мышления.
Развитие ориентировки
на листе бумаги.
Развитие
сосредоточения и
устойчивости
внимания

различным содержимым необходимо:
1. тактильно (с закрытыми глазами) отыскать одинаковые бочонки;
2. тактильно- зрительно отыскать
одинаковые бочонки

1

Развитие УУД «Русский
язык»

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений,
их текстообразующая роль.

1

Развитие УУД«Математика»

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

1

Заключительная
диагностика

Мониторинг уровня развития ЗУН.

31

1

32

«Найди отличия»
Цель: выполнение упражнения на умения находить отличия среди
предметов на иллюстрациях

33

34

Коррекционноразвивающее
занятие

Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие
Коррекционноразвивающее
занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».