Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных
предметов»
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
учителя -дефектолога для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
г. Краснотурьинск
2025
Приложение к программе разработано на основе Адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающегося с задержкой
психического развития и носит коррекционно-развивающий характер.
В программе определены основные направления работы учителядефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и
профилактики нарушений познавательного развития обучающихся «МАОУ
СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов» города
Краснотурьинска.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
диагностическое;
коррекционное;
аналитическое;
консультативно-просветительское и профилактическое;
организационно-методическое.
Цели и задачи программы
Цель коррекционно - развивающих занятий: коррекция и развитие
познавательной деятельности, мыслительных операций на основе
изучаемого программного материала.
Задачи:
формирование
осознанной
саморегуляции
познавательной
деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации
деятельности;
совершенствование познавательной деятельности, как основы
компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений
психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся
трудностей, формирование школьной мотивации;
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие
закреплению неадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и
преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР задачи по
искоренение пробелов в знаниях по математике, русскому языку и развитию
речи конкретизируются следующим образом:
Принципы построения программы
Представленное приложение к программе основывается на
комплексном подходе к коррекционному обучению, включающему три
ключевых принципа: коррекционный, профилактический и развивающий.
Коррекционные задачи: направлены на исправление имеющихся
дефектов развития, нормализацию нарушенных функций и снижение степени
выраженности негативных проявлений.
Профилактические задачи: связаны с предупреждением возникновения
новых проблем и предотвращением ухудшения состояния ребёнка.
Развивающие задачи: предполагают стимуляцию нормального хода
психического и физического развития, включая использование зон
ближайшего развития.
Эти задачи взаимосвязаны и реализуются последовательно, создавая
основу для устойчивого прогресса в обучении и личностном росте
обучающе6гося.
Принцип единства диагностики и коррекции подразумевает два
основных этапа:
- Диагностический этап: проводится систематическое обследование,
позволяющее выявить специфические трудности и причины задержек в
развитии. Результаты диагностики служат основой для разработки
индивидуального плана коррекционного воздействия.
Контроль динамики изменений: регулярный мониторинг результатов
помогает своевременно корректировать стратегию вмешательства, учитывая
изменения в поведении, эмоциях и деятельности ребенка.
Такой
подход
обеспечивает
адресность
и
эффективность
педагогических воздействий.
- Деятельностный принцип коррекции подчеркивает важность
активного участия ребенка в собственной учебной деятельности.
Активизация ребенка способствует формированию положительной
мотивации и осознанному участию в процессах коррекции и развития.
Именно деятельность становится средством достижения целей обучения и
создает базу для успешного формирования личности.
Коррекционная
работа
должна
учитывать
индивидуальные
особенности обучающегося. Индивидуализация подхода включает подбор
наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих особенностям
ребёнка.
Задания разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить
постепенное усложнение, стимулируя самостоятельное преодоление
препятствий. Постепенный переход от простых к сложным заданиям,
поддерживает мотивацию и развивает способность решать проблемы
самостоятельно.
Для повышения эффективности коррекционной работы важно создать
положительный эмоциональный настрой, используя привлекательные формы
деятельности, игровые элементы и занимательные ситуации. Положительные
эмоции способствуют лучшему усвоению материала и повышают
продуктивность педагогического процесса.
Место коррекционного курса в учебном плане
Приведенная рабочая программа представлена индивидуальными
занятиями, рассчитана на 33 занятия за год во 2 классе, занятия проводятся
1 раз в неделю (понедельник с 8:20 до 8:40).
Длительность коррекционно-развивающих индивидуальных занятий –
20-25 минут. Темы коррекционно-развивающих занятий подбираются в
соответствии с заключением ПМПК, или темами, в которых ребёнок имеет
«пробел» (русский язык и развитие речи, математика, окружающий мир).
Индивидуальная
диагностика
уровней
сформированности
произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития,
а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится
дефектологом в течение двух недель в сентябре и мае.
2.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
В ходе реализации курса достигаются личностные, предметные и
метапредметные результаты образования, происходит совершенствование
сферы жизненной компетенции.
В области развития произвольной регуляции деятельности и
поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для
полноценного выполнения заданий;
формирование
дифференцированной самооценки (постарался-не
постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно
совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом,
исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование
способности
задерживать
непосредственные
импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
способность
относительно объективно оценивать достигнутый
результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы
и формирования высших психических функций:
совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебнопознавательной деятельности;
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без
наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия
на основе словесной инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в схеме собственного тела,
окружающем пространстве, используя графический план, ориентироваться
на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
способность
ориентироваться во времени суток, соотнося
собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения
времени,
возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов,
соотносить предметы с сенсорными эталонами,
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и
удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого
материала;
способность к установлению сходства и различий, простых
закономерностей на наглядно представленном материале,
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать
его,
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в
действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Сенсомоторное развитие.
развитие зрительного анализа и пространственного восприятия
элементов букв;
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно
воспринимаемых объектов;
развитие тактильных ощущений;
развитие умения организации и контроля простейших двигательных
программ;
развитие тонкости и целенаправленности движений;
развитие кинестетических основ движения;
развитие межполушарного взаимодействия;
Дидактические игры и упражнения:
узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений,
недорисованных предметов;
фигурно-фоновое различие предметов, букв;
анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух
изображений;
установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери
узор»);
вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах
3.
сложной конфигурации;
нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного
сочетания;
нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного
элемента в ряду букв;
графические диктанты;
перерисовывание фигур по точкам;
комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия,
моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное
рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;
игра «Волшебный мешочек»;
игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры
«Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений.
формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
развитие
навыка
дифференциации
пространственно
схоже
расположенных объектов.
Дидактические игры и упражнения:
ориентировка в схеме собственного тела;
ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
определение пространственного расположения элементов букв;
пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);
определение правильно и неправильно написанных букв; графические
диктанты).
3. Развитие мнемических процессов.
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых
объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений, многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения:
слуховые диктанты;
игра «Запомни звуки»;
игра «Забытый предмет (буква)»;
зрительные диктанты;
запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;
заучивание букв.
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие.
развитие слухо-моторной координации;
развитие зрительно-моторной координации;
развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Дидактические игры и упражнения:
двигательное воспроизведение ритмических структур;
графические диктанты (по словесной инструкции);
выбор из предложенных вариантовусловных графических изображений
ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу
(проба X.Бирча и Л. Бельмонт);
выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически
представленному) образцу;
графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической
структуры);
срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных
изображений букв, предметов;
рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по
памяти (методика С.Борель-Мезонни).
5. Формирование функции программирования и контроля собственной
деятельности:
регуляция простейших двигательных актов;
формирование умения ориентировки в задании;
формирование умения планирования этапов выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа
выполнения задания;
формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом
действии и результате.
Дидактические игры и упражнения:
анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать
сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и
исправление ошибок: «Что нужно исправить?»;
речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»;
игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;
«Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
6. Формирование навыка письма.
Дидактические игры и упражнения:
– развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
– заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
– актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова;
– зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после
прочтения аналога);
– слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения.
Дидактические игры и упражнения:
– заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация
сходных по начертанию букв;
– чтение слоговых таблиц;
– составление слогов, слов из предложенных букв;
– чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;
– составление предложений из слов;
– графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Коррекционно-развивающая
работа
учителя-дефектолога
является
внеурочной деятельностью,
осуществляется в форме индивидуальных комплексных занятий 1 раз в
неделю.
На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:
Направления работы
Сенсомоторное развитие.
Формирование пространственных
представлений
Развитие мнемических процессов
Формируемые УУД
У ученика будут стремиться развить:
зрительный
анализ
и
пространственное
восприятие
элементов
букв;
тонкость
и
дифференцированность
анализа
зрительно
воспринимаемых
объектов;
тактильные
ощущения;
умение
организации и контроля простейших
двигательных программ;
тонкость
и
целенаправленность
движений; кинестетические основы
движения;
межполушарное
взаимодействие.
У
ученика
будут
стремиться
сформировать:
умения ориентировки в схеме
собственного тела;
умения ориентировки в ближайшем
окружении (класса);
умения ориентировки на плоскости
(тетрадь, книга);
У ученика будут стремиться развить:
пространственный праксиса;
навык
дифференциации
пространственно
схоже
расположенных объектов.
У ученика будут стремиться развить:
произвольное запоминание зрительно
воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слуховых
рядов:
цифр,
звуков,
слов,
предложений,
многоступенчатых
инструкций;
тактильная
и
кинестетическая памяти.
Развитие межанализаторных
У ученика будут стремиться развить:
систем, их взаимодействие
слухо-моторная координация;
зрительно-моторной координации;
слухо-зрительная
и
зрительнодвигательная координация.
Формирование
функции У
ученика
будут
стремиться
программирования
и
контроля сформировать:
регуляция
собственной деятельности
простейших двигательных актов;
умения ориентировки в задании;
умения
планирования
этапов
выполнения задания;
основные способы самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
умение осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии
и результате.
Формирование навыка письма
У
ученика
будут
стремиться
сформировать: навыка копирования;
навыка работы по заданному образцу;
Ученик
получит
возможность
научится: соотносить графему с
соответствующим звуком речи;
актуализировать и закреплять навык
звукобуквенного анализа слова;
выполнять
зрительно-слуховые
диктанты
(писать
слова
и
предложения
после
прочтения
аналога);
выполнять слуховые диктанты
Формирование навыка чтения
Ученик
получит
возможность
научится:
заучивать
буквы,
соотносить
букву
и
звук,
дифференциацировать сходные по
начертанию буквы;
читать
слова,
предложения,
иллюстрированные изображением;
составлять предложения из слов;
выполнять графические диктанты
(схематическая
запись
слов,
предложений)
Формирование представлений об
Обучающийся получит возможность
окружающем мире
Формирование математических
представлений
научится: называть окружающие
предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг
другу жить;
называть основные особенности
каждого времени года;
называть
живые
и
неживые
природные богатства и их роль в
жизни человека;
Обучающийся получит возможность
научиться: оценивать правильность
поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в
быту (правила общения, правила
ОБЖ, уличного движения).
Обучающийся получит возможность
научится:
сравнивать
числа,
соотносить количество с числом,
выполнять различные действия с
числами;выполнять арифметические
действия в пределах 20;
работать с текстовыми задачами;
понимать взаимное расположение
предметов в пространстве и на
плоскости (выше — ниже, слева —
справа, сверху — снизу, ближе —
дальше, между и др.);
выражать длину отрезка, используя
разные единицы её измерения;
получать информацию из рисунка,
текста, схемы, практической
ситуации и интерпретировать её в
виде текста задачи, числового
выражения, схемы, чертежа;
Обучающийся получит возможность
научиться:
различать
единицы
величин,
практически измерять величины;
сравнивать, проверять, исправлять
выполнение
действий
в
предлагаемых заданиях;
рассматривать
разные
варианты
решения задачи, дополнения
текста до задачи, выбирать из них
правильные, исправлять неверные.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Тематическое планирование
Количество часов
Виды учебной деятельности
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций (2 часа)
Первичная диагностика.
Ориентирование
на
листе
бумаги
и
в
пространстве
Рисование
узоров,
элементов букв и цифр.
Развитие
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
Формирование
графомоторных навыков.
Упражнения
в
обозначении звуков
Буквами.
Упражнения
в
определении и проверке
безударной гласной в
корне
слова,
проверяемой ударением.
Твердые
и
мягкие
согласные
звуки.
Правописание
парных
согласных в корне слова.
Упражнения в написании
9
сочетаний ЧК, ЧН.
Упражнения в написании
сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ,
ЩУ.
10
Части
речи.
Существительное.
Правописание
собственных
имен
существительных.
11
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
Формирование
графо-моторных
навыков.
Части
речи.
Прилагательное.
Упражнения
в
определении
прилагательных
по
вопросам.
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Формирование
графо-моторных
навыков.
Правописание частицы
НЕ с глаголами.
Местоимение (личное)
как часть речи: его
значение, употребление в
речи.
Правописание предлогов
с
именами
существительными.
Нумерация. Устный счет.
Состав чисел.
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
Развитие графо
-моторных навыков
Сравнение выражений.
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления.
Ребусы.
Задание
по
перекладыванию
спичек. Развитие графо
-моторных навыков.
Решение
примеров
22
23
24
25
26
27
28
29
изученных видов.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
Развитие графо
-моторных навыков
Задачи на увеличение и
уменьшение
на
несколько единиц.
Действия
деление
и
умножение.
Умножение и деление на
2 и 3; простые задачи на
сложение и вычитание.
Решение
задач
на
умножение и деление с
опорой на рисунок.
Развитие
логического
мышления
Обучение
поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей. Развитие
графо-моторных
навыков.
Геометрические фигуры.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
30
31
32
33
мыслительных операций.
Развитие
способности
рассуждать.
Развитие
графо-моторных
навыков.
Развитие концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей Развитие
графо-моторных навыков
Тренировка
слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей Развитие
графо-моторных
навыков.
Решение
задач
на
умножение и деление с
опорой на рисунок.
Развитие
логического
мышления
Обучение
поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей Развитие
графо-моторных навыков