Программа коррекционных занятий учителя-дефектолога 7.1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных
предметов»

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
учителя -дефектолога для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)

г. Краснотурьинск
2025

Приложение к программе разработано на основе Адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающегося с задержкой
психического развития и носит коррекционно-развивающий характер.
В программе определены основные направления работы учителядефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и
профилактики нарушений познавательного развития обучающихся «МАОУ
СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов» города
Краснотурьинска.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
 диагностическое;
 коррекционное;
 аналитическое;
 консультативно-просветительское и профилактическое;
 организационно-методическое.
Цели и задачи программы
Цель коррекционно - развивающих занятий: коррекция и развитие
познавательной деятельности, мыслительных операций на основе
изучаемого программного материала.
Задачи:
 формирование
осознанной
саморегуляции
познавательной
деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации
деятельности;
 совершенствование познавательной деятельности, как основы
компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений
психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях;
 стимулирование познавательной активности, интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся
трудностей, формирование школьной мотивации;
 освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие
закреплению неадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
 содействие становлению сферы жизненной компетенции и
преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР задачи по
искоренение пробелов в знаниях по математике, русскому языку и развитию
речи конкретизируются следующим образом:
Принципы построения программы
Представленное приложение к программе основывается на
комплексном подходе к коррекционному обучению, включающему три
ключевых принципа: коррекционный, профилактический и развивающий.

Коррекционные задачи: направлены на исправление имеющихся
дефектов развития, нормализацию нарушенных функций и снижение степени
выраженности негативных проявлений.
Профилактические задачи: связаны с предупреждением возникновения
новых проблем и предотвращением ухудшения состояния ребёнка.
Развивающие задачи: предполагают стимуляцию нормального хода
психического и физического развития, включая использование зон
ближайшего развития.
Эти задачи взаимосвязаны и реализуются последовательно, создавая
основу для устойчивого прогресса в обучении и личностном росте
обучающе6гося.
Принцип единства диагностики и коррекции подразумевает два
основных этапа:
- Диагностический этап: проводится систематическое обследование,
позволяющее выявить специфические трудности и причины задержек в
развитии. Результаты диагностики служат основой для разработки
индивидуального плана коррекционного воздействия.
Контроль динамики изменений: регулярный мониторинг результатов
помогает своевременно корректировать стратегию вмешательства, учитывая
изменения в поведении, эмоциях и деятельности ребенка.
Такой
подход
обеспечивает
адресность
и
эффективность
педагогических воздействий.
- Деятельностный принцип коррекции подчеркивает важность
активного участия ребенка в собственной учебной деятельности.
Активизация ребенка способствует формированию положительной
мотивации и осознанному участию в процессах коррекции и развития.
Именно деятельность становится средством достижения целей обучения и
создает базу для успешного формирования личности.
Коррекционная
работа
должна
учитывать
индивидуальные
особенности обучающегося. Индивидуализация подхода включает подбор
наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих особенностям
ребёнка.
Задания разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить
постепенное усложнение, стимулируя самостоятельное преодоление
препятствий. Постепенный переход от простых к сложным заданиям,
поддерживает мотивацию и развивает способность решать проблемы
самостоятельно.
Для повышения эффективности коррекционной работы важно создать
положительный эмоциональный настрой, используя привлекательные формы
деятельности, игровые элементы и занимательные ситуации. Положительные
эмоции способствуют лучшему усвоению материала и повышают
продуктивность педагогического процесса.
Место коррекционного курса в учебном плане

Приведенная рабочая программа представлена индивидуальными
занятиями, рассчитана на 33 занятия за год во 2 классе, занятия проводятся
1 раз в неделю (понедельник с 8:20 до 8:40).
Длительность коррекционно-развивающих индивидуальных занятий –
20-25 минут. Темы коррекционно-развивающих занятий подбираются в
соответствии с заключением ПМПК, или темами, в которых ребёнок имеет
«пробел» (русский язык и развитие речи, математика, окружающий мир).
Индивидуальная
диагностика
уровней
сформированности
произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития,
а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится
дефектологом в течение двух недель в сентябре и мае.
2.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

В ходе реализации курса достигаются личностные, предметные и
метапредметные результаты образования, происходит совершенствование
сферы жизненной компетенции.
В области развития произвольной регуляции деятельности и
поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для
полноценного выполнения заданий;
 формирование
дифференцированной самооценки (постарался-не
постарался, справился – не справился);
 формирование умения составлять программу действий (возможно
совместно со взрослым);
 формирование умения соотносить полученный результат с образцом,
исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
 формирование
способности
задерживать
непосредственные
импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
 способность
относительно объективно оценивать достигнутый
результат деятельности;
 способность давать словесный отчет о проделанной работе;
 формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность.


В области коррекции недостатков развития познавательной сферы
и формирования высших психических функций:
совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебнопознавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без
наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия
на основе словесной инструкции (графический диктант);


способность ориентироваться в схеме собственного тела,
окружающем пространстве, используя графический план, ориентироваться
на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
 способность
ориентироваться во времени суток, соотнося
собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения
времени,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов,
соотносить предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и
удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого
материала;
 способность к установлению сходства и различий, простых
закономерностей на наглядно представленном материале,
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать
его,
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в
действенном, но и в образном или частично в умственном плане.


2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА













1. Сенсомоторное развитие.
развитие зрительного анализа и пространственного восприятия
элементов букв;
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно
воспринимаемых объектов;
развитие тактильных ощущений;
развитие умения организации и контроля простейших двигательных
программ;
развитие тонкости и целенаправленности движений;
развитие кинестетических основ движения;
развитие межполушарного взаимодействия;
Дидактические игры и упражнения:
узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений,
недорисованных предметов;
фигурно-фоновое различие предметов, букв;
анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух
изображений;
установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери
узор»);
вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах



























3.



сложной конфигурации;
нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного
сочетания;
нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного
элемента в ряду букв;
графические диктанты;
перерисовывание фигур по точкам;
комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия,
моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное
рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;
игра «Волшебный мешочек»;
игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры
«Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений.
формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
развитие
навыка
дифференциации
пространственно
схоже
расположенных объектов.
Дидактические игры и упражнения:
ориентировка в схеме собственного тела;
ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
определение пространственного расположения элементов букв;
пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);
определение правильно и неправильно написанных букв; графические
диктанты).
3. Развитие мнемических процессов.
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых
объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений, многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения:
слуховые диктанты;
игра «Запомни звуки»;
игра «Забытый предмет (буква)»;
зрительные диктанты;
запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;
заучивание букв.
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие.
развитие слухо-моторной координации;
развитие зрительно-моторной координации;







развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Дидактические игры и упражнения:
двигательное воспроизведение ритмических структур;
графические диктанты (по словесной инструкции);
выбор из предложенных вариантовусловных графических изображений
ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу
(проба X.Бирча и Л. Бельмонт);
 выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически
представленному) образцу;
 графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической
структуры);
 срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных
изображений букв, предметов;
 рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по
памяти (методика С.Борель-Мезонни).
5. Формирование функции программирования и контроля собственной
деятельности:
 регуляция простейших двигательных актов;
 формирование умения ориентировки в задании;
 формирование умения планирования этапов выполнения задания;
 формирование основных способов самоконтроля каждого этапа
выполнения задания;
 формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом
действии и результате.
Дидактические игры и упражнения:
 анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
 определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать
сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
 проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и
исправление ошибок: «Что нужно исправить?»;
 речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»;
 игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;
 «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
6. Формирование навыка письма.
Дидактические игры и упражнения:
– развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
– заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
– актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова;
– зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после
прочтения аналога);
– слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения.
Дидактические игры и упражнения:

– заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация
сходных по начертанию букв;
– чтение слоговых таблиц;
– составление слогов, слов из предложенных букв;
– чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;
– составление предложений из слов;
– графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Коррекционно-развивающая
работа
учителя-дефектолога
является
внеурочной деятельностью,
осуществляется в форме индивидуальных комплексных занятий 1 раз в
неделю.
На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:
Направления работы
Сенсомоторное развитие.

Формирование пространственных
представлений

Развитие мнемических процессов

Формируемые УУД
У ученика будут стремиться развить:
зрительный
анализ
и
пространственное
восприятие
элементов
букв;
тонкость
и
дифференцированность
анализа
зрительно
воспринимаемых
объектов;
тактильные
ощущения;
умение
организации и контроля простейших
двигательных программ;
тонкость
и
целенаправленность
движений; кинестетические основы
движения;
межполушарное
взаимодействие.
У
ученика
будут
стремиться
сформировать:
умения ориентировки в схеме
собственного тела;
умения ориентировки в ближайшем
окружении (класса);
умения ориентировки на плоскости
(тетрадь, книга);
У ученика будут стремиться развить:
пространственный праксиса;
навык
дифференциации
пространственно
схоже
расположенных объектов.
У ученика будут стремиться развить:
произвольное запоминание зрительно
воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слуховых

рядов:
цифр,
звуков,
слов,
предложений,
многоступенчатых
инструкций;
тактильная
и
кинестетическая памяти.
Развитие межанализаторных
У ученика будут стремиться развить:
систем, их взаимодействие
слухо-моторная координация;
зрительно-моторной координации;
слухо-зрительная
и
зрительнодвигательная координация.
Формирование
функции У
ученика
будут
стремиться
программирования
и
контроля сформировать:
регуляция
собственной деятельности
простейших двигательных актов;
умения ориентировки в задании;
умения
планирования
этапов
выполнения задания;
основные способы самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
умение осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии
и результате.
Формирование навыка письма
У
ученика
будут
стремиться
сформировать: навыка копирования;
навыка работы по заданному образцу;
Ученик
получит
возможность
научится: соотносить графему с
соответствующим звуком речи;
актуализировать и закреплять навык
звукобуквенного анализа слова;
выполнять
зрительно-слуховые
диктанты
(писать
слова
и
предложения
после
прочтения
аналога);
выполнять слуховые диктанты
Формирование навыка чтения
Ученик
получит
возможность
научится:
заучивать
буквы,
соотносить
букву
и
звук,
дифференциацировать сходные по
начертанию буквы;
читать
слова,
предложения,
иллюстрированные изображением;
составлять предложения из слов;
выполнять графические диктанты
(схематическая
запись
слов,
предложений)
Формирование представлений об
Обучающийся получит возможность

окружающем мире

Формирование математических
представлений

научится: называть окружающие
предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг
другу жить;
называть основные особенности
каждого времени года;
называть
живые
и
неживые
природные богатства и их роль в
жизни человека;
Обучающийся получит возможность
научиться: оценивать правильность
поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в
быту (правила общения, правила
ОБЖ, уличного движения).
Обучающийся получит возможность
научится:
сравнивать
числа,
соотносить количество с числом,
выполнять различные действия с
числами;выполнять арифметические
действия в пределах 20;
работать с текстовыми задачами;
понимать взаимное расположение
предметов в пространстве и на
плоскости (выше — ниже, слева —
справа, сверху — снизу, ближе —
дальше, между и др.);
выражать длину отрезка, используя
разные единицы её измерения;
получать информацию из рисунка,
текста, схемы, практической
ситуации и интерпретировать её в
виде текста задачи, числового
выражения, схемы, чертежа;
Обучающийся получит возможность
научиться:
различать
единицы
величин,
практически измерять величины;
сравнивать, проверять, исправлять
выполнение
действий
в
предлагаемых заданиях;
рассматривать
разные
варианты
решения задачи, дополнения
текста до задачи, выбирать из них
правильные, исправлять неверные.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

№
1
2

3
4

5

6

7

8

Тема

Тематическое планирование
Количество часов
Виды учебной деятельности
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций (2 часа)
Первичная диагностика.
Ориентирование
на
листе
бумаги
и
в
пространстве
Рисование
узоров,
элементов букв и цифр.
Развитие
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
Формирование
графомоторных навыков.
Упражнения
в
обозначении звуков
Буквами.
Упражнения
в
определении и проверке
безударной гласной в
корне
слова,
проверяемой ударением.
Твердые
и
мягкие
согласные
звуки.
Правописание
парных
согласных в корне слова.
Упражнения в написании

9

сочетаний ЧК, ЧН.
Упражнения в написании
сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ,
ЩУ.

10

Части
речи.
Существительное.
Правописание
собственных
имен
существительных.

11

Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
Формирование
графо-моторных
навыков.
Части
речи.
Прилагательное.
Упражнения
в
определении
прилагательных
по
вопросам.
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.

12

13

14
15

16

17
18

19
20

21

Формирование
графо-моторных
навыков.
Правописание частицы
НЕ с глаголами.
Местоимение (личное)
как часть речи: его
значение, употребление в
речи.
Правописание предлогов
с
именами
существительными.
Нумерация. Устный счет.
Состав чисел.
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
Развитие графо
-моторных навыков
Сравнение выражений.
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления.
Ребусы.
Задание
по
перекладыванию
спичек. Развитие графо
-моторных навыков.
Решение
примеров

22

23

24
25

26

27

28
29

изученных видов.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и
способности рассуждать.
Развитие графо
-моторных навыков
Задачи на увеличение и
уменьшение
на
несколько единиц.
Действия
деление
и
умножение.
Умножение и деление на
2 и 3; простые задачи на
сложение и вычитание.
Решение
задач
на
умножение и деление с
опорой на рисунок.
Развитие
логического
мышления
Обучение
поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей. Развитие
графо-моторных
навыков.
Геометрические фигуры.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование

30

31

32

33

мыслительных операций.
Развитие
способности
рассуждать.
Развитие
графо-моторных
навыков.
Развитие концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей Развитие
графо-моторных навыков
Тренировка
слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей Развитие
графо-моторных
навыков.
Решение
задач
на
умножение и деление с
опорой на рисунок.
Развитие
логического
мышления
Обучение
поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей Развитие
графо-моторных навыков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».