Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением
отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционный курс: «Логопедические занятия» в рамках реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
(Вариант 7.1, 7.2)
1-4 класс
Разработал: учитель-логопед
Вахрамеева Ангелина Михайловна
Краснотурьинск 2025
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР……………………… ..3
3. Особенности осуществления образовательного процесса………………………………. ..4
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда…………………………….. ..5
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)……………………………………….. ..5
4.2. Промежуточные планируемые результаты………………………………………………..6
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ………………….....7
5.1 Общие положения …………………………………………………………………………...7
5.2 Содержание занятий ………………………………………………………………………...7
5.3 Организация логопедической работы …………………………………………………….36
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ…………………………..36
5.5 Определение эффективности логопедической работы…………………………………. 37
6. Программно-методическое обеспечение …………………………………………………..37
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с ЗПР по варианту 7.1 и
варианту 7.2 в условиях общеобразовательной школы. Является обязательной частью
основной образовательной программы для обеспечения равных возможностей получения
качественного начального общего образования детьми с ЗПР, обучающимися по
адаптированной основной общеобразовательной программе.
Программа коррекционной работы направлена на организацию комплексной
помощи школьникам варианта 7.2 и варианта 7.1. Предлагаемая примерная программа
предполагает вариативность, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых
результатах работы. Программа коррекционной работы логопеда с детьми с ЗПР
разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012,
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11 2014 №
1598, с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивает удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и
развитие речевой деятельности, и социальную адаптацию через формирование
коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей
действительности.
При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в
области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г.
Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной
И. С. и др.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую
важность для обучающихся с задержкой психического развития, поскольку у данной
категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых
нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении
развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются различные нарушения высших психических функций.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности
сформированы недостаточно. Достаточно часто отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Для этих детей характерны повышенная утомляемость и
истощаемость психических процессов, в разной степени выраженный дефицит
познавательных и социальных способностей.
У детей обнаруживаются различные нарушения чтения, устной и письменной речи.
У обучающихся 1-2 классов предпосылки для успешного усвоения программы по
русскому языку (фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа, объём
слухоречевой памяти) не сформированы или находятся на очень низком уровне. Из-за
недостаточности общего запаса и уровня знаний, ограниченности представлений об
окружающем мире словарный запас крайне беден и ограничен пределами обихода.
Навыки словообразования находятся на крайне низком уровне. Связная речь не
сформирована или сформирована недостаточно. Эти недостатки речевого развития
наблюдаются у многих вновь поступающих учащихся 3-4 классов.
Дополнительными факторами, осложняющими логопедическую коррекционную
работу с такими детьми, является зачастую отрицательное отношение к школе и процессу
обучения вообще и поздние сроки выявления речевого дефекта.
Успешность освоения программы начального общего образования ребёнком с ЗПР и
логопедической коррекции зависит от характера и степени выраженности первичного
нарушения, степени педагогической запущенности, эффективности систематической и
комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
Целью программы коррекционной работы учителя-логопеда с учащимися по
варианту 7.1 и 7.2 в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР
является создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении АООП НОО,
имеющим нарушения в устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении
и обучении.
Задачи программы:
обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в
соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей с
ЗПР АООП НОО и их интеграции в МОУ СШ №9;
оказание коррекционной помощи;
реализация мероприятий по адаптации детей;
организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и
их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» по варианту 7.1,
составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы,
направленной на преодоление недостатков развития; на дальнейшее формирование
операций для овладения письмом и чтением. Она предполагает, что обучающиеся с ЗПР
получат образование, полностью соответствующее обучающимся не имеющих
ограничений по возможностям здоровья.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» по варианту 7.2
включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций
для овладения письмом и чтением, а также профилактику и коррекцию их нарушений.
Она предполагает, что обучающиеся с ЗПР получат образование сопоставимое
обучающимся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:
Коррекции нарушений устной и письменной речи.
Развития речевой деятельности.
Формирования и развития коммуникативных навыков.
Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и
предупреждения их возникновения.
Формирования и развития различных видов устной речи (разговорно
диалогической, описательно-повествовательной).
Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической
системности, формирование семантических полей.
Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально
личностной сферы.
Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой
регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
Повышения уровня общего развития.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих
принципов:
принцип синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с
нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи
в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих
возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
принцип обеспечения активной языковой практики.
Задачи по формированию УУД на логопедических занятиях.
1. Коммуникативные.
Развитие умения работать по словесной инструкции, слушать, вступать в диалог,
задавать вопросы.
Научить строить продуктивное высказывание в общении со сверстниками и с
взрослыми.
Развивать умение адекватно воспринимать и передавать информацию, правильно и
логично выражать свои мысли.
2. Регулятивные.
Развитие умения планировать свою деятельность при выполнении учебной задачи.
Развитие навыков самопроверки, самоконтроля и волевой саморегуляции.
3. Познавательные.
Развитие общеучебных логических действий.
Формирование умений работать с информацией в тексте и навыков смыслового
чтения.
4. Личностные.
Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная
форма деятельности школьников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные,
групповые, подгрупповые), в соответствии с адаптированной программой носят игровой
характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнения.
Таким образом, основной задачей курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» является овладение ребёнком самостоятельной, связной,
грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической
системой русского языка и обеспечивает преемственность со следующей ступенью
системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
Развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма),
обеспечивающих эффективное овладение различными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
К целевым ориентирам школьного образования следующие социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,
составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко слогового
анализа.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и
умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе,
окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,
старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения,
умеет управлять ими.
4.2. Промежуточные планируемые результаты
Ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в
образовательной области ФГОС:
Нормализация фонетической стороны речи;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и
задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершения разговора.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,
связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и
видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением,
активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными
средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения
разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные
произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи,
правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов;
- способен членить слова на слоги и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов; -понимает смыслоразличительную
роль фонемы.
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1. Общие положения.
Основными направлениями курса «Коррекционно-развивающие логопедические
занятия» являются следующие направления:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
информационно-просветительское.
Диагностическая работа: комплексное обследование учеников с ЗПР, изучение
социальной ситуации их развития и условий семейного воспитания, контроль динамики
развития обучающихся, анализ успешности коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных
методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР;
проведение индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.1) состоит из следующих форм:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
2. Формирование речевого дыхания.
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
4. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп.
5. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания.
6. Формирование действия изменения слов.
7. Обогащение словарного запаса.
8. Развитие грамматических навыков.
9. Совершенствование связной речи.
10. Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.2) состоит из следующих форм
работы:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
2. Развитие речевого слуха.
3. Формирование звукового анализа и синтеза.
4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.
6. Развитие инициативной речи и мышления.
7. Развитие грамматических навыков.
8. Совершенствование связной речи.
9. Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по
вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с
обучающимися; консультативную помощь семье.
Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской
деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов,
связанных с сопровождением обучения школьников с ЗПР.
5.2. Содержание занятий.
Коррекционная работа в 1-4-х классах ведется в трех основных направлениях:
на фонетическом уровне (коррекция дефектов произношения; формирование
полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического
восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в
звуковом анализе и синтезе, развитие слогоритмической структуры слова);
на лексико-грамматическом уровне (уточнение значений слов, имеющихся в
словарном запасе обучающихся; дальнейшее обогащение словарного запаса путем
накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; формирования
представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа
и синтеза);
на
синтаксическом
уровне
(уточнение,
развитие,
совершенствование
грамматического оформления речи путем овладения моделями различных
синтаксических конструкций, развитие навыков самостоятельного высказывания,
путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств,
совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным
образцам).
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы
логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для
повторения.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами
и отрабатываются в зависимости от диагноза ребенка. Темы коррекционной работы на
фонетическом уровне:
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой
мягкий знак.
Разделительный мягкий ь.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-кустическим и
графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим
и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
каждый из звуков отрабатывается изолированно, уточняется его артикуляция,
фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический
анализ и синтез слов с заданным звуком. Оппозиционные звуки дифференцируют по
артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове,
формируется навык правильного письма. Работа на уровне слога, слова, словосочетания,
предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время
дифференциации оппозиционных звуков. Темы коррекционной работы на лексикограмматическом уровне:
Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы,
антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль
ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописании.
Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного
текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания
в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать
связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и
словосочетание.
Коррекционная индивидуальная работа строится по следующим
направлениям:
совершенствование
статической
и
динамической
организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование
звукопроизносительных
навыков,
фонематических
процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи;
формирование функционального базиса письменной речи.
Поурочно-тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2
Название
Содержание
раздела, темы
логопедического
занятия
Раздел 1. Обследование речевого развития
Сбор данных о
речевом
развитии.
Обследование
звукопроизносит
ельной стороны
речи, слоговой
структуры слова,
словарного
запаса,
импрессивной
речи,
экспрессивной
речи,
грамматического
строя речи
Обследование
чтения
Обследование
письма
Раздел 2. Добукварный период
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль
Выполнять задания вводный
на повторение
слогов, слов,
предложений Уметь
называть
предметные,
сюжетные картинки
Выполнять
инструкцию
учителя Чтение
букв, слогов, слов,
предложений,
текстов; Письмо
букв, слогов, слов,
предложений,
текстов;
2.1
Правила при
письме
2.2
Вертикальные
линии
2.3
Вертикальные
линии
2.4
Вертикальные
линии
2.5
Горизонтальные
линии
2.6
Учимся
штриховать
Познакомить детей с
правильным хватом карандаша
пальцами рук, правильная
посадка, положение листа.
Развивать внимание, слуховое
восприятие, двигательную
активность гибкость пальцев,
кистей рук, умение понимать
словесные установки.
Формировать
пространственную
ориентацию на листе бумаги,
умение правильно держать
карандаш, проводить
вертикальные линии сверху
вниз, не отрывая карандаш от
листа бумаги.
Учить детей «строить» забор
из палочек слева направо, беря
по одной палочке правой
рукой, выкладывать их на
полоску на расстоянии друг от
друга, рисовать забор также
слева направо, проводя
вертикально линии сверху
вниз, от верхней полоски к
низшей, не заходя за них
Учить проводить
вертикальные линии сверху
вниз, меняя нажим на
карандаш (слабо, сильнее,
сильно), рисовать в
ограниченном пространстве.
Развивать моторные движения
и действия правой и левой
руки.
Знать правила при
письме; Уметь
ориентироваться на
листе; Уметь
проводить прямые
линии
Текущий
Знать правила при
письме; Уметь
ориентироваться на
листе; Уметь
проводить
вертикальные
линии
Текущий
Знать правила при
письме; Уметь
ориентироваться в
пространстве;
Уметь проводить
линии по точкам;
Текущий
Знать правила при
письме; Уметь
ориентироваться в
пространстве и на
листе; Уметь
проводить
вертикальные
линии с разным
нажимом на
карандаш;
Развивать зрительно-моторную Знать правила при
координацию, чувство
письме; Уметь
пространства, умение
ориентироваться в
соблюдать на листе бумаги
пространстве и на
направление линий
листе; Уметь
(вертикальные,
проводить
горизонтальные, наклонные)
различные линии
рисуя по образцу
Познакомить детей с
Знать правила
правилами штриховки:
штриховки; Уметь
проводить линии только в
выполнять правила
заданном направление, не
штриховки; Знать,
выходя за контуры фигуры
что такое
(квадрата, прямоугольника).
параллельность
Соблюдать параллельность
линий
Текущий
Текущий
Текущий
2.7
2.8
линий. Продолжать
активизировать моторику рук
при помощи пальчиковой
гимнастики
Волнистые линии Учить рисовать волнистую
линию, слева на право.
Закрепить умение
регулировать нажим на
карандаш, продолжать
формировать зрительномоторную координацию.
Ориентация на
Развивать у детей мелкую
листке
моторику рук, умение
пользоваться ножницами,
резать строго по линии,
умение ориентироваться на
листе бумаги
2.9
Сложные линии
2.10
Рисуем по точкам Учить «разматывать» и
«сматывать» клубочки по
точкам в направление стрелок,
формировать восприятия форм
предмета, зрительнодвигательную координацию.
Закрепить понятие правый,
левый, верхний угол, нижний
угол, верх, низ.
Рисуем узор
Учить детей на листочках в
клетку рисовать узор из
полукругов по образцу, а затем
его раскрашивать, не заходя за
контур. Формировать умение
анализировать и
воспроизводить образец.
Рисуем узор
Учить самостоятельно
рисовать колечки, кружки
разных размеров украшая ими
вырезанный силуэт платья.
2.11
2.12
Учить детей вырезать по
сложной линии контура
собственной ладони. Развивать
глазомер, двигательную
активность пальцев рук
Знать правила при
письме; Уметь
ориентироваться в
пространстве и на
листе; Уметь
проводить
волнистые линии;
Уметь пользоваться
ножницами; Знать
меры
предосторожности
при работе с
ножницами; Уметь
резать строго по
линии;
Уметь пользоваться
ножницами; Знать
меры
предосторожности
при работе с
ножницами; Уметь
вырезать по
сложной линии
контура;
Уметь
ориентироваться в
пространстве и на
листе; Знать
понятия правый,
левый, верхний
угол, нижний угол,
верх, низ.
Текущий
Уметь
ориентироваться в
пространстве и на
листе; Уметь
проводить
полукруглые
линии;
Уметь
ориентироваться в
пространстве и на
листе; Уметь
рисовать колечки,
кружки разных
размеров; Уметь
пользоваться
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
ножницами; Знать
меры
предосторожности
при работе с
ножницами; Уметь
вырезать по
сложной линии
контура;
3.
3.1
Звук и буква А
3.2
Звук и буква У
3.3
Звук и буква О
Учить четкому произношению
звука; соотнесению звука с
буквой и символом; печатанию
буквы А, написанию
элементов заглавной и
строчной рукописной и
печатной буквы А; выделению
звука А среди сочетаний
гласных, слогов и слов;
развивать простые формы
звукового анализа и синтеза;
зрительное восприятие,
мышление, память, оптические
представления; формировать
навыки употребления
существительных в косвенных
падежах.
Познакомить с буквой У,
учить соотносить звук с
буквой и символом,
отрабатывать четкое
произношение звука У; учить
детей выделять звук У в ряду
звуков, слогов и слов;
определять основные признаки
ягод и грибов, обогащать
словарь детей словами со
звуком У; развивать у детей
навык письма; тренировать
детей в понимании смысла
пословиц и поговорок;
развивать у детей зрительное
восприятие, память, внимание,
связную речь.
Закрепить знания о гласных
звуках и буквах; познакомить
детей с характеристикой и
нормой произношения звука
О; учить соотносить звук с
буквой и символом; развивать
навыки звукового анализа и
синтеза; припомнить вместе с
детьми произведения К.И.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу
Текущий
Текущий
Текущий
3.4
Звук и буква Э
3.5
Звук и буква Ы
3.6
Звук и буква И
Чуковского; формировать
знания о структуре
предложений (учить подбирать
предложения к предложенным
схемам); учить составлять
предложения по картинкам;
закреплять навыки
орфографически правильного
письма и знания языковых
норм языка; развивать
зрительную память, внимание,
восприятие, логическое
мышление.
Познакомить со звуком и
буквой Э; учить соотнесению
звука с буквой и символом;
познакомить с нормой
артикуляции звука Э;
развивать навыки
фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза;
обогащать словарь детей
словами со звуком Э;
формировать знания норм
орфографии; тренировать в
составлении предложений с
использованием глаголов
совершенного вида.
Познакомить со звуком Ы;
закрепить знания о гласных
звуках; научить давать
характеристику звука,
познакомить с артикуляцией
звука Ы; учить соотноси ь звук
с буквой и символом;
закреплять навыки подбор - I и
правописания качественных
прилагательных, образования
и дифференциации
существительных
множественного числа;
развивать слуховое и
зрительное внимание,
фонематическое восприятие.
Познакомить со звуком и
буквой И; учить соотнесению
звука с буквой и символом;
познакомить с артикуляцией и
характеристикой звука И;
обогащать словарь детей
словами со звуком И;
развивать навыки звукового
Текущий
Текущий
Текущий
3.7
3.8
3.9
3.10
анализа и синтеза;
отрабатывать навык
употребления
существительных в косвенных
падежах; развивать логическое
мышление, слуховое внимание
и зрительное восприятие.
Звук и буква Я
Познакомить с буквой Я;
закрепить знания о мягкости
согласных, о смягчении
согласных перед гласными II
ряда; развивать навыки звуко буквенного анализа и синтеза;
учить соотнесению слов со
звуковыми схемами;
закреплять знания норм
орфогра фии: т рени ровать в
согласовании слов в
предложении;
Звук и буква Ю
Познакомить с буквой Ю;
закрепить знания о
правописании слогов ЧА ЩА, ЧУ - ЩУ, ЖИ -ШИ;
закрепить навык употребления
глаголов настоящего времени;
развивать навыки
словообразования, звукового
анализа и синтеза,
согласования слов в
словосочетаниях; развивать
логическое мышление
Звук и буква Ё
Познакомить с гласной Ё;
развивать фонематическое
восприятие, слуховое
внимание, логическое
мышление; развивать навыки
звукового и слогового анализа
и синтеза
Звук и буква Е
Познакомить с гласной Е;
развивать фонематическое
восприятие, слуховое
внимание, логическое
мышление; развивать навыки
звукового и слогового анализа
и синтеза.
Итоговое занятие Выявить степень усвоения
по теме «Гласные детьми знаний и умений,
буквы и звуки»
полученных на предыдущих
занятиях. Выработать
дифференцированные
движения органов
артикуляционного аппарата
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу.
Текущий
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
Раздел 4. Буквенный период 2 этап
Звуки [м, м’] и
Познакомить с согласными
буква М.
буквами; закрепить знания о
твёрдости и мягкости
Звуки [н, н’] и
согласных, о смягчении
буква Н.
согласных перед гласными II
Звуки [к, к’] и
ряда; развивать навыки
буква К.
звукобуквенного анализа и
Звуки [т, т’] и
синтеза; учить соотнесению
буква Т.
слов со звуковыми схемами;
Звуки [б, б’] и
закреплять знания норм
буква Б.
орфографии: тренировать в
Звуки [г, г’] и
согласовании слов в
буква Г.
предложении. Формировать
Звуки [л, л’] и
умение различать на слух и в
буква Л.
собственном произношении
Звуки [с, с’] и
твердые и мягкие согласные
буква С.
звуки. Развивать
Звуки [ф, ф’] и
фонематический слух.
буква Ф.
Обогащать и активизировать
Звуки [х, х’] и
словарный запас детей.
буква Х.
Итоговое занятие Развивать память,
воображение. Развивать
по твёрдые и
мягкие согласные временные и пространственные
представления. Воспитывать
чувство отзывчивости и
взаимопомощи.
Звуки [р, р’] и
буква Р.
Звуки [п, п’] и
буква П.
Звуки [з, з’] и
буква З.
Звуки [в, в’] и
буква В.
Звук и буква Ж.
Звуки [д, д’] и
буква Д.
Звуки [р, р’] и
буква Р.
Звук и буква Й.
Буква Ъ.
Слова с
разделительным
Познакомить с согласными
буквами; закрепить знания о
твёрдости и мягкости
согласных, о смягчении
согласных перед гласными II
ряда; развивать навыки
звукобуквенного анализа и
синтеза; учить соотнесению
слов со звуковыми схемами;
закреплять знания норм
орфографии: тренировать в
согласовании слов в
предложении. Формировать
умение различать на слух и в
собственном произношении
твердые и мягкие согласные
звуки. Развивать
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и пробы
по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и пробы
по образцу
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
Ь.
фонематический слух.
Обогащать и активизировать
словарный запас детей.
Развивать память,
воображение. Развивать
временные и
пространственные
представления. Воспитывать
чувство отзывчивости и
взаимопомощи.
Звук и буква Щ.
Звук и буква Ц.
Звук и буква Ш.
Итоговое занятие
Познакомить детей с буквами
занятия; научить детей
сравнивать буквы ш – щ – ц по
начертанию,
дифференцировать буквы
занятия изолированно, в
слогах, словах; научить детей
образовывать
существительные при помощи
суффикса -ИЩ- ; развивать у
детей зрительное внимание,
восприятие, умение
образовывать
существительные от глаголов,
кинестетические ощущения;
способствовать преодолению
кинетических нарушений у
детей.
Знать и различать
оптически похожие
буквы на письме
Уметь
образовывать
существительные
Текущий
Текущий
Текущий
Дифференциаци я
Б–П
изолированно, в
слогах, слове.
Дифференциаци я
В-Ф
изолированно, в
слогах, в слове.
Дифференциаци я
Г-К
изолированно, в
слогах, в слове.
Дифференциаци я
Д–Т
изолированно, в
слогах, в слове.
Дифференциаци я
Ж-Ш
изолированно, в
слогах, в слове.
Дифференциаци я
З–С
Учить различать звуки,
имеющие акустикоартикуляционное сходство на
слух, в собственном
произношении и на письме.
Понимать
сравнение звуков
по
артикуляционным
и акустическим
признакам.
Выполнять задания
на развитие
фонематического
восприятия.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах, словах и
предложении
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
7.7
8
8.1
8.2
8.3
8.4
9
9.1
9.2
изолированно, в
слогах, в слове.
Итоговое занятие
по теме «Звонкие
и глухие
согласные»
Обозначение
границ
предложения.
Выделение
предложений из
текста.
Проверить уровень знаний
учащихся
Текущий
Формировать умение
правильно оформлять границы
предложения в устной и
письменной речи, выделять
законченные предложения из
сплошного текста.
Формировать умение
распространять простое
двусоставное предложение.
Дополнение
предложений с
помощью
вопросов и слов
для справок.
Упражнения в
чтении и письме
слов по
пройденному
материалу.
Иметь
представление о
предложении.
Уметь отличать
предложение от
набора слов. Уметь
определять
границы
предложения.
Уметь письменно
оформлять текст.
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Фронтальное
обследование
Фронтальное
обследование
Выполнять задания
на повторение
слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные,
сюжетные
картинки
Выполнять
инструкцию
учителя
итоговое
итоговое
2 класс (68 ч.)
№
1.
1.1
Название раздела,
Содержание
темы
логопедического
занятия
Раздел 1. Обследование речевого развития
Изучение
медицинских карт,
сведения о семье
ребенка, данных о
речевом развитии.
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контро
ль
Дата
4ч
Выполнять задания
на повторение
слогов, слов,
предложений
Уметь называть
Вводны
й
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Обследование
звукопроизносительно
й стороны речи,
слоговой структуры
слова, словарного
запаса, импрессивной
речи, экспрессивной
речи, грамматического
строя речи
Обследование чтения.
Обследование письма.
Раздел 2. Звуковой анализ
Образование звуков
Познакомить
речи.
учащихся со
строением речевого
аппарата.
Наблюдение за
формированием
звуков речи.
Узнавание гласного
Познакомить
звука на слух.
учеников с
образованием
гласных 1-го ряда.
Развивать
фонематический
слух.
Согласные звуки.
Формировать
Слова, отличающиеся понятие о фонеме
как
одним согласным
смыслоразличитель
звуком.
ной единице языка.
Показать различие в
образовании
гласных и
согласных звуков.
Упражнять в
определении
количества и
последовательности
звуков в слове.
Звуковой анализ слов с Развивать
опорой на цифровой
фонематические
ряд.
процессы.
предметные,
сюжетные
картинки
Выполнять
инструкцию
учителя
5ч
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять
упражнения и
пробы по образцу
Иметь
представление о
звуковом составе
слова на базе
развития
фонематических
процессов и
навыков анализа и
синтеза слого
звукового состава
слова Иметь
представление о
звуковом составе
слова на базе
развития
фонематических
процессов и
навыков анализа и
синтеза слого
звукового состава
слова
Иметь
представление о
звуковом составе
слова на базе
развития
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3
фонематических
процессов и
навыков анализа и
синтеза слого
звукового состава
слова
Раздел 3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласным
7 ч.
Дифференциация
Тренировать в
Понимать
текущий
твёрдых и мягких
различении твёрдых сравнение звуков
согласных перед
и мягких согласных по
гласными И – Ы в
звуков на слух и в
артикуляционным
слогах, в словах.
произношении.
и акустическим
Упражнять в
признакам.
Дифференциация
текущий
передаче на письме Выполнять задания
твёрдых и мягких
мягкости согласных на развитие
согласных перед
с помощью гласных фонематического
гласными А – Я в
2-го ряда
восприятия.
слогах, словах
Научиться
Дифференциация
текущий
произношению
твёрдых и мягких
звуков
согласных перед
изолированно,
гласными У – Ю в
слогах, словах и
слогах, словах
предложении
Дифференциация
текущий
твёрдых и мягких
согласных перед
гласными О – Ё в
слогах, в словах.
Обозначение мягкости
текущий
согласных при
помощи буквы «Е» в
слогах, словах
Обозначение мягкости Наглядно показать
текущий
согласных при
количественную
помощи буквы «Ь» в
разницу между
словах.
звуковым и
буквенным
составом слова.
Итоговое занятие по
Закрепить умение
текущий
теме «Твёрдые и
дифференцировать
мягкие согласные».
твёрдые и мягкие
согласные.
Раздел 4. Слоговая структура слова
6 ч.
Анализ односложных
Развивать умение
Иметь
текущий
слов.
анализировать
представление о
слоговую структуру звуковом составе
Анализ двусложных
текущий
слова. Учить
слова на базе
слов.
преобразовывать
развития
Анализ трёхсложных
текущий
двусложные слова в фонематических
слов.
трёхсложные.
процессов и
Закрепить понятие о навыков анализа и
слоге как части
синтеза слого
слова.
звукового состава
4.4
4.5
4.6
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
Деление на слоги слов
со стечением
согласных.
Упражнять в
слова
нахождении слогов
со стечением
согласных в слове.
Определение ударного Учить определять
слога в словах.
ударный слог.
Закрепление
Закрепить умение
пройденного
распознавать
материала
ударную и
безударную
гласную в слове и
обосновывать своё
мнение. Закрепить
умение определять
ударный слог.
Раздел 5. Дифференциация звонких и глухих парных согласных
Дифференциация Б –
Учить различать
Понимать
П в слогах, словах.
звуки, имеющие
сравнение звуков
акустикопо
Дифференциация В артикуляционное
артикуляционным
Ф в слогах, в словах.
и акустическим
Дифференциация Г - К сходство на слух, в
собственном
признакам
в слогах, в словах.
произношении и на Выполнять задания
Дифференциация Д –
письме.
на развитие
Т в слогах, в словах.
фонематического
Дифференциация Ж восприятия.
Ш в слогах, в словах.
Научиться
Дифференциация З – С
произношению
в слогах, в словах.
звуков
Итоговое занятие по
Проверить уровень
изолированно,
теме «Звонкие и
знаний учащихся.
слогах, словах и
глухие согласные».
предложении
Раздел 6. Дифференциация согласных
Дифференциация С –
Учить различать
Понимать
Ц в слогах, словах.
данные звуки,
сравнение звуков
сопоставляя их по
по
Дифференциация Ч –
акустическим
и
артикуляционным
Ц в слогах, словах.
артикуляционным
и акустическим
Дифференциация Ч –
признакам,
на
слух
признакам.
Щ в слогах, словах.
Выполнять задания
Дифференциация Ш – и в произношении.
на развитие
Щ в слогах, словах.
фонематического
Дифференциация И –
восприятия.
Й изолированно и в
Научиться
словах.
произношению
Закрепление
звуков
пройденного
изолированно,
материала
слогах, словах и
предложении
Раздел 7. Дифференциация сонорных согласные
Дифференциация
Уточнить
Понимать
согласных Р – Л в
артикуляцию
сравнение звуков
текущий
текущий
текущий
7 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
6 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
2 ч.
7.2
8
8.1
8.2
8.3
8.4
9
9.1
9.2
9.3
9.4
10
10.1
слогах, словах.
Дифференциация
согласных Р – Л в
предложении.
данных звуков.
Учить различать на
слух и в
произношении.
по
артикуляционным
и акустическим
признакам.
Выполнять задания
на развитие
фонематического
восприятия.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах, словах и
предложении
Раздел 8. Дифференциация свистящих и шипящих согласных
Дифференциация С –
Учить различать
Понимать
Ш в слогах, словах.
звуки, имеющие
сравнение звуков
акустикопо
Дифференциация З –
артикуляционное
артикуляционным
Ж в слогах, словах.
сходство
на
слух
и
в
и акустическим
Дифференциация С –
соответственном
признакам.
Щ в слогах, словах.
произношении.
Выполнять задания
на развитие
Закрепление
Закрепить умение
фонематического
пройденного
дифференцировать
восприятия.
материала
свистящие и
Научиться
шипящие
произношению
согласные.
звуков
изолированно,
слогах, словах и
предложении
Раздел 9. Слова, обозначающие предметы
Различение
Учить различать
Иметь
одушевлённых и
предметы по
представление о
неодушевлённых
вопросам «Кто
том, что такое
предметов.
это?», «Что это?»
«существительное»
Уметь находить
Определение предмета Учить определять
существительное
по названию его
предмет по его
по вопросу, на
составных частей.
составным частям.
который оно
Различение слов,
Закрепить умение
отвечает. Уметь
обозначающих
различать слова по
задавать
обобщённые понятия.
их отношению к
правильный вопрос
родовым
к предметам. Уметь
категориям.
обобщать
Закрепление
Иметь
предметы по
пройденного
представление о
схожему признаку
материала
словах,
обозначающих
предмет
Раздел 10. Слова, обозначающие действие предмета
Различение животных Учить различать
Иметь
по их действиям.
предметы по их
представление о
текущий
4 ч.
текущий
4 ч.
текущий
4 ч.
текущий
10.2
Различение профессии
людей по их
действиям.
10.3
Упражнение в подборе
слов, обозначающих
предметы, к словам,
обозначающим
действия.
Закрепление
пройденного
материала
10.4
11
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6
12
12.1
12.2
12.3
действиям и
группировать
действия по
признаку их
однородности (кто
как передвигается,
кто как голос
подаёт).
Учить различать
профессии людей по
действиям, которые
они выполняют.
Учить подбирать
слова – действия к
словам – предметам.
Уметь различать
слова,
обозначающие
действие
Раздел 11. Работа с предлогами
Применение предлогов Предупредить
в речи.
использование
ошибочных
Предложения с
словосочетаний в
предлогами на, в.
речи. Познакомить
Предложения с
детей с предлогами
предлогом с, из.
на практическом
Предложения с
уровне. Уточнить
предлогом от, к.
конкретно –
Предложения с
пространственное
предлогом над, под.
Закрепление понятия о значение предлогов.
Учить выделять
предлогах.
предлоги в
предложении,
используя схему
предложения.
Раздел 12. Предложение
Обозначение границ
Формировать
предложения.
умение правильно
оформлять границы
предложения в
устной и
письменной речи.
Составление
Учить составлять
предложений из слов,
грамматически
данных в нужной
верное
форме вразбивку.
предложение.
Сложное предложение. Познакомить детей
со
словах действиях.
Уметь задавать
вопросы к слова
действиям. Уметь
графически
изображать словадействия
текущий
текущий
текущий
6 ч.
Иметь
представление о
предлогах. Уметь
правильно
употреблять
предлоги в речи.
Уметь определять
предлоги в тексте.
Уметь подбирать
предлоги по
смыслу. Знать
конкретнопространственные
свойства
предлогов.
текущий
6 ч.
Иметь
представление о
предложении.
Уметь отличать
предложение от
набора слов. Уметь
определять
границы
предложения.
Уметь письменно
оформлять текст.
текущий
12.4
12.5
12.6
13
13.1
13.2
13.3
14
14.1
14.2
14.3
14.4
Интонационная
законченность
предложения.
Интонационная
законченность
предложения.
Закрепление
пройденного
материала
Раздел 13. Текст
Ознакомление с
признаками текста.
сложносочинённым
предложением( с
союзом «а»).
Формировать
представление об
интонации.
Упражнять детей в
правильном
интонационном
оформлении
различных видов
предложений.
Закрепить знания о
предложении
Формировать
умение отличать
текст от группы
предложений.
Формировать
умение
устанавливать
последовательность
предложений в
тексте.
Пересказ текста по
Формировать
вопросам.
умение составлять
ответ на вопрос,
учитывая связь
предложений в
тексте
Составление рассказа
Учить выделять
по серии картинок.
части в рассказе,
последовательно
излагать текст.
Раздел 14. Обследование
Фронтальное
обследование
Фронтальное
обследование
Фронтальное
обследование
Фронтальное
обследование
3 ч.
Иметь
представление о
тексте. Уметь
правильно и
последовательно
излагать текст.
Уметь
устанавливать
связь между
частями текста.
Выполнять задания
на повторение
слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные,
сюжетные
картинки
Выполнять
инструкцию
учителя
текущий
4 ч.
итоговый
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3 класс (68 часов)
Содержание
Название раздела,
темы
логопедического
занятия
Раздел 1. Обследование речевого развития
Изучение медицинских
карт, сведения о семье
ребенка, данных о
речевом развитии.
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи, слоговой
структуры слова,
словарного запаса,
импрессивной речи,
экспрессивной речи,
грамматического строя
речи
Обследование чтения.
Обследование письма.
Раздел 2. Звуки речи
Звуки и буквы.
Развивать
Алфавит.
фонематический слух.
Гласные звуки и буквы. Формировать понятие
о фонеме как
Согласные звуки и
смыслоразличительной
буквы.
единице языка.
Показать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.
Упражнять в
определении
количества и
последовательности
звуков в слове.
Развивать
фонематический слух
Раздел 3. Слоговая структура слова
Анализ двухсложных
Развивать умение
слов.
анализировать
слоговую структуру
Анализ трёхсложных
слова. Учить
слов.
Слогообразующая роль преобразовывать
двусложные слова в
гласных.
трёхсложные.
Закрепить понятие о
слоге как части слова.
Упражнять в
нахождении слогов со
стечением согласных в
слове.
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль Дата
4 ч.
Выполнять задания вводный
на повторение
слогов, слов,
предложений
Знать различие в
понятиях «звук» и
«буква». Знать
способ
образования
гласных звуков.
Знать различие в
образовании
гласных и
согласных звуков.
Иметь
представление о
звуковом составе
слова на базе
развития
фонематических
процессов и
навыков анализа и
синтеза слого–
звукового состава
слова
3 ч.
текущий
3 ч.
текущий
4
4.1
Раздел 4. Ударение
Ударение. Ударные и
безударные гласные.
4.2
Закрепление
пройденного материала
5
5.1
Раздел 5. Предложение
Предложение. Слово.
Формировать умение
правильно оформлять
границы предложения
в устной и письменной
речи, выделять
законченные
предложения из
сплошного текста.
Формировать умение
распространять
простое двусоставное
предложение.
Дифференциация
Научить соблюдать
понятий «слово»,
заданный порядок слов
«словосочетание»,
при записи
«предложение»,
предложения; отличать
«текст».
связный текст от
набора слов,
Работа с
словосочетаний,
деформированным
предложений и т.д.;
предложением
составлять
Наблюдение за
предложения из
изменением смысла
заданного набора слов
предложения в
без пропуска членов
зависимости от
предложения и
перестановки слов.
повторов; составлять
Построение
тексты из 2—3
предложений с
предложений,
заданным словом с
использованием разных связывая их между
5.2
5.3
5.4
5.5
Развивать умение
анализировать
слоговую структуру
слова. Учить
преобразовывать
двусложные слова в
трёхсложные.
Закрепить понятие о
слоге как части слова.
Упражнять в
нахождении слогов со
стечением согласных в
слове. Учить
определять ударный
слог.
Закрепить знания
учеников об ударении
в слове, слоговой
структуре слова,
звуках речи и
предложении
Иметь
представление о
звуковом составе
слова на базе
развития
фонематических
процессов и
навыков анализа и
синтеза слого–
звукового состава
слова
Знать различие в
понятиях
«предложение» и
«слово».
Знать, что такое
«слово»,
«словосочетание»,
«предложение»,
«текст». Уметь
работа с
деформированным
предложением,
строить
предложения;
устанавливать
причинноследственных
связей.
2 ч.
текущий
8 ч.
текущий
5.6
5.7
5.8
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
частей речи.
Установление в
предложении
причинноследственных связей.
Построение
сложноподчинённых
предложений.
Закрепление
пройденного материала
Раздел 6. Предлоги
собой по смыслу и
используя для этого
лексические повторы,
личные местоимения,
наречия.
Предлоги в предложении.
Дифференциация
предлогов в-на.
Дифференциация
предлогов на-над.
Дифференциация
предлогов к-от.
Дифференциация
предлогов в-из.
Итоговое занятие по
теме: «Предлоги».
Закрепить знания о
предлоге как о целом
слове. Учить различать
предлоги в устной и
письменной речи.
Учить пользоваться
предлогами в устной и
письменной речи.
Развивать временнопространственные
представления.
Раздел 7. Словообразование
Родственные слова
Познакомить
учащихся c
Подбор родственных
родственными
слов.
словами. Развитие
грамматического
строя. Обогащение и
активизация словаря.
Однокоренные слова.
Закрепить умение
выделять корень слова,
подбирать
однокоренные слова.
Закреплять навык
словообразования.
Дифференциация
Научить различать
однокоренных и
однокоренные и
родственных слов.
родственные слова.
Развитие
звукобуквенного
анализа.
Выделение единого
Закрепить знания об
корня и правописание
однокоренных словах
родственных и
и родственных
однокоренных слов
Закрепление знаний о
Познакомить с
приставках.
приставками.
Иметь
представление о
предлогах. Уметь
правильно
употреблять
предлоги в речи.
Уметь определять
предлоги в тексте.
Уметь подбирать
предлоги по
смыслу. Знать
конкретно
пространственные
свойства
предлогов.
Знать об
однокоренных и
родственных
словах; Уметь
различать
однокоренные и
родственные
слова; Уметь
подбирать
однокоренные
слова.
6 ч.
текущий
12 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Уметь
образовывать
текущий
Развивать умение в
нахождении приставки
в словах. Развивать
временные и
7.8
пространственные
представления.
Развивать зрительное и
слуховое вни мание.
7.9 Закрепление знаний о
Познакомить с
суффиксах.
суффиксами.
7.10 Обогащение словаря по Объяснить значений
различных суффиксов.
теме «Профессии».
Обогащать словарь по
7.11 Образование
темам: профессии,
существительных с
существительные с
уменьшительноуменьшительноласкательным
ласкательным
значением.
значением.
7.12 Закрепление знаний о
корне, приставке,
суффиксе и окончании.
Формирование навыка
разбора слов по
составу.
8
Раздел 8. Слова, обозначающие предметы
8.1 Слова-предметы
Закрепить знания о
словах-предметах.
Обозначать изучаемые
слова при помощи
схемы. Обогащение
номинативного
словаря
8.2 Слова, обозначающие
Закрепить знания о
один и много
понятии числа.
предметов.
Развивать навык
словоизменения.
Устранять
аграмматизма в устной
речи. Тренировка в
словоизменении
существительных.
Развитие восприятия
(зрительного,
слухового).
8.3 Закрепление знаний об Учить различать
одушевлённых и
предметы по вопросам
неодушевлённых
«кто это?», «что это?»
именах
Развивать навык
существительных
словоизменения.
Развивать внимания
(слуховое,
зрительное).
8.4 Практическое
Учить определять род
7.7
Тренировка в
нахождении приставки
в словах.
Образование новых
слов при помощи
приставок. Работа с
антонимами.
новые слова с
помощью
приставок;
выделять
приставку в слове;
текущий
Знать, что такое
суффикс; Уметь
образовывать
новые слова при
помощи
суффиксов;
выделять суффикс
в слове;
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
7 ч.
Иметь
текущий
представление о
том, что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное
по вопросу, на
который оно
текущий
отвечает. Уметь
задавать
правильный
вопрос к
предметам. Уметь
обобщать
предметы по
схожему признаку
текущий
текущий
употребление
существительных
разного рода
имени
существительного,
заменяя слова
предметы
подходящими по
смыслу местоимением
(она). Учить
определять род имени
существительного,
заменяя словапредметы
подходящими по
смыслу местоимением
(оно).
Закрепить знания о
падежах
существительных.
Учить различать
существительные в
форме именительного
и винительного,
родительного и
винительного падежей.
Учить образовывать
множественное число
имени
существительного в
родительном падеже
Закрепить полученные
знания
8.5
Употребление
существительных в
косвенных падежах
8.6
Существительные в
родительном падеже
единственного и
множественного числа.
8.7
Итоговое занятие по
теме «Слова,
обозначающие
предметы»
Раздел 9. Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие
Закрепить знания о
Иметь
действие предмета.
действиях предметов.
представление о
Обогащать словарь
словах-действиях.
Сопоставление форм
действий. Развивать
Уметь задавать
одного и того же
навык
вопросы к словаглагола.
действиям. Уметь
Употребление глаголов словоизменения.
Развивать умения в
графически
с различными
изображать словаприставками (-в; -вы, - подборе действия к
предмету. Научить
действия
у).
согласовывать глагол с
Изменение слов,
существительным в
обозначающих
числе, роде и во
действия, по числам.
времени. Развитие
Изменение слов,
навыка
обозначающих
словоизменения.
действия, по родам
Упражнения в подборе Научить соотносить
слов-действий с
слов, обозначающих
графической схемой.
действия, к словам,
обозначающим
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
текущий
текущий
текущий
9 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
9.7
9.8
9.9
10
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
11
11.1
предметы
Согласование глагола с
существительным в
числе.
Согласование глагола с
существительным в
роде.
Согласование глагола с
существительным во
времени
Раздел 10. Слова, обозначающие признак предмета 6 ч
Слова, обозначающие
Развивать словарь
Иметь
признак предмета
признаков. Развивать
представление о
навык подбора
том, что такое
признаков к предмету. «прилагательное»
Развивать навыки
Уметь находить
словоизменения и
существительное
словообразования.
по вопросу, на
Развивать умение
который оно
постановки вопроса к
отвечает. Уметь
словам-признакам.
задавать
Развивать умение
правильный
соотносить слов,
вопрос к
обозначающих
предметам. Уметь
признаки предметов со обобщать
схемой.
предметы по
схожему признаку
Образование
Учить образовывать
относительных
имена прилагательные
прилагательных.
от существительных с
помощью суффиксов.
Образование
Учить образовывать
прилагательных с
прилагательные,
уменьшительным
используя
ласкательным
уменьшительнозначением.
ласкательные
суффиксы.
Подбор
Учить подбирать
прилагательных с
прилагательные,
противоположным
обозначающие
значением.
противоположные
признаки (антонимы).
Подбор
Учить подбирать
прилагательных,
слова-признаки,
близких по значению.
близкие по значению
(синонимы)
Итоговое занятие по
Закрепить полученные
теме: «Слова,
знания.
обозначающие признак
предмета»
Раздел 11. Текст
Работа над текстом
Закрепление навыка
Иметь
установления
представление о
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
4 ч.
текущий
11.2
11.3
11.4
12
12.1
12.2
12.3
12.4
смысловых связей
между предложениями
в составе текста.
Знакомство с понятием
текст, его признаками:
целостностью,
законченностью.
Выделение логико
смысловых связей
текста.
Восстановление
Закреплять умение
деформированного
устанавливать
текста.
последовательность
предложений в тексте.
Восстановление текста Формировать умение
с пропущенными
точно употреблять
словами.
слова в тексте.
Пересказ текста по
Формировать умение
вопросам.
устанавливать связь
предложений в тексте.
Раздел 12. Обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
тексте. Уметь
правильно и
последовательно
излагать текст.
Уметь
устанавливать
связь между
частями текста.
текущий
текущий
текущий
4 ч.
Выполнять задания
на повторение
слогов, слов,
текущий
предложений
Уметь называть
текущий
предметные,
сюжетные
текущий
картинки
Выполнять
инструкцию
учителя
текущий
4 класс (68 часов)
№
1
1.1
1.2
Название раздела,
Содержание
темы
логопедического
занятия
Раздел 1. Обследование речевого развития
Изучение медицинских
карт, сведения о семье
ребенка, данных о
речевом развитии.
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи, слоговой
структуры слова,
словарного запаса,
импрессивной речи,
экспрессивной речи,
грамматического строя
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль Дата
4 ч.
Выполнять задания вводный
на повторение
слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные,
сюжетные
картинки
Выполнять
инструкцию
учителя Чтение
букв, слогов, слов,
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
речи
Обследование чтения.
Обследование письма.
Раздел 2. Звуки речи
Звуки и буквы.
Алфавит.
Гласные звуки и буквы
в простом
предложении.
Согласные звуки и
буквы в сложном
предложении.
Формировать понятие
о фонеме как
смыслоразличительной
единице языка.
Показать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.
Упражнять в
определении
количества и
последовательности
звуков в слове на
уровне простого и
сложного
предложения..
Раздел 3. Слоговая структура слова
Анализ двухсложных
Развивать умение
устаревших слов.
анализировать
слоговую структуру
Анализ трёхсложных
слова. Учить
многозначных слов.
Слогообразующая роль преобразовывать
двусложные слова в
гласных
трёхсложные.
заимствованных слов.
Закрепить понятие о
слоге как части слова.
Упражнять в
нахождении слогов со
стечением согласных в
слове.
Раздел 4. Словообразование
Родственные слова
Познакомить
учащихся c
Подбор родственных
родственными
слов.
словами. Развитие
грамматического
строя. Обогащение и
активизация словаря.
Однокоренные слова.
Закрепить умение
выделять корень слова,
подбирать
однокоренные слова.
Закреплять навык
словообразования.
Дифференциация
Научить различать
однокоренных и
однокоренные и
родственных слов.
родственные слова.
предложений,
текстов; Письмо
букв, слогов, слов,
предложений,
текстов;
3 ч.
Знать различие в
понятиях «звук» и
«буква». Знать
способ
образования
гласных звуков.
Знать различие в
образовании
гласных и
согласных звуков.
текущий
текущий
текущий
3 ч.
Иметь
представление о
звуковом составе
слова на базе
развития
фонематических
процессов и
навыков анализа и
синтеза слого–
звукового состава
слова
Знать об
однокоренных и
родственных
словах; Уметь
различать
однокоренные и
родственные
слова; Уметь
подбирать
однокоренные
слова.
текущий
текущий
текущий
12 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
4.5
Выделение единого
корня и правописание
родственных и
однокоренных слов
Закрепление знаний о
приставках.
Тренировка в
нахождении приставки
в словах.
Образование новых
слов при помощи
приставок. Работа с
антонимами.
Развитие
звукобуквенного
анализа.
Закрепить знания об
однокоренных словах
и родственных
Познакомить с
приставками.
Развивать умение в
4.7
нахождении приставки
в словах. Развивать
временные и
4.8
пространственные
представления.
Развивать зрительное и
слуховое внимание.
4.9 Закрепление знаний о
Познакомить с
суффиксах.
приставками.
4.10 Обогащение словаря по Развивать умение в
нахождении приставки
теме «Профессии».
в словах. Развивать
4.11 Образование
временные и
существительных с
пространственные
уменьшительнопредставления.
ласкательным
Развивать зрительное и
значением.
слуховое вни мание.
4.12 Закрепление знаний о
корне, приставке,
суффиксе и окончании.
Формирование навыка
разбора слов по
составу.
5
Раздел 5. Слова, обозначающие предметы
5.1 Имя существительное. Закрепить знания о
словах-предметах.
Обозначать изучаемые
слова при помощи
схемы. Обогащение
номинативного
словаря
5.2 Закрепление знаний об Учить различать
одушевлённых и
предметы по вопросам
неодушевлённых
«кто это?», «что это?»
именах
Развивать навык
существительных
словоизменения.
Развивать внимания
(слуховое,
зрительное).
5.3 Имя существительное в Закрепить знания о
единственном и
понятии числа.
множественном числе
Развивать навык
словоизменения.
4.6
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
9ч
Иметь
текущий
представление о
том, что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное
по вопросу, на
который оно
текущий
отвечает. Уметь
задавать
правильный
вопрос к
предметам. Уметь
обобщать
предметы по
схожему признаку текущий
Устранять
аграмматизма в устной
речи. Тренировка в
словоизменении
существительных.
Развитие восприятия
(зрительного,
слухового).
Учить определять род
имени
существительного,
заменяя слова
предметы
подходящими по
смыслу местоимением
(она). Учить
определять род имени
существительного,
заменяя словапредметы
подходящими по
смыслу местоимением
(оно). Иметь
представление о том,
что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который
оно отвечает. Уметь
задавать правильный
вопрос к предметам.
Уметь обобщать
предметы по схожему
признаку
Закрепить знания о
падежах
существительных.
Учить различать
существительные в
форме именительного
и винительного,
родительного и
винительного падежей.
5.4
Практическое
употребление
существительных
разного рода
5.5
Употребление
существительных в
косвенных падежах
Употребление
существительных в
косвенных падежах
Употребление
существительных в
косвенных падежах
Употребление
существительных в
косвенных падежах
Итоговое занятие по
Закрепить полученные
теме «Слова,
знания
обозначающие
предметы»
Раздел 6. Слова, обозначающие признак предмета
5.6
5.7
5.8
5.9
6
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
9 ч.
6.1
Слова, обозначающие
признак предмета
6.2
Согласование имен
прилагательных с
именами
существительными в
роде, числе и падеже
Согласование имен
прилагательных с
именами
существительными в
роде, числе и падеже
Согласование имен
прилагательных с
именами
существительными в
роде, числе и падеже
Образование
относительных
прилагательных.
6.3
6.4
6.5
6.6
Образование
прилагательных с
уменьшительным
ласкательным
значением.
6.7
Подбор
прилагательных с
противоположным
значением.
6.8
Подбор
прилагательных,
близких по значению.
6.9
Итоговое занятие по
теме: «Слова,
обозначающие признак
Развивать словарь
признаков. Развивать
навык подбора
признаков к предмету.
Развивать навыки
словоизменения и
словообразования.
Развивать умение
постановки вопроса к
словам-признакам.
Развивать умение
соотносить слов,
обозначающих
признаки предметов со
схемой
Совершенствовать
навыки согласования
имен прилагательных с
именем
существительными в
роде, числе и падеже.
Способствовать
формированию
представления о связи
согласования
прилагательных с
существительными
Учить образовывать
имена прилагательные
от существительных с
помощью суффиксов.
Учить образовывать
прилагательные,
используя
уменьшительноласкательные
суффиксы.
Учить подбирать
прилагательные,
обозначающие
противоположные
признаки (антонимы).
Учить подбирать
слова-признаки,
близкие по значению
(синонимы)
Закрепить полученные
знания.
Иметь
представление о
том, что такое
«прилагательное»
Уметь находить
существительное
по вопросу, на
который оно
отвечает. Уметь
задавать
правильный
вопрос к
предметам. Уметь
обобщать
предметы по
схожему признаку
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
9
9.1
предмета»
Раздел 7. Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие
Закрепить знания о
Иметь
действие предмета.
действиях предметов.
представление о
Обогащать словарь
словах-действиях.
Сопоставление форм
действий. Развивать
Уметь задавать
одного и того же
навык
вопросы к словаглагола.
действиям. Уметь
Употребление глаголов словоизменения.
Развивать
умения
в
графически
с различными
изображать словаприставками (-в; -вы, - подборе действия к
предмету.
действия
у).
Научить
Изменение слов,
согласовывать глагол с
обозначающих
существительным в
действия, по числам.
числе, роде и во
Изменение слов,
времени. Развитие
обозначающих
навыка
действия, по родам
Упражнения в подборе словоизменения.
Научить соотносить
слов, обозначающих
слов-действий с
действия, к словам,
графической схемой.
обозначающим
предметы
Согласование глагола с
существительным в
числе.
Согласование глагола с
существительным в
роде.
Согласование глагола с
существительным во
времени
Раздел 8. Предлоги
Предлоги в
Закрепить знания о
Иметь
предложении.
предлоге как о целом
представление о
слове. Учить различать предлогах. Уметь
Дифференциация
предлоги в устной и
правильно
предлогов в-на.
письменной речи.
употреблять
Дифференциация
Учить пользоваться
предлоги в речи.
предлогов на-над.
предлогами
в
устной
и
Уметь определять
Дифференциация
письменной речи.
предлоги в тексте.
предлогов к-от.
Развивать
временно
Уметь подбирать
Дифференциация
пространственные
предлоги по
предлогов в-из.
представления.
смыслу. Знать
Итоговое занятие по
конкретно
теме: «Предлоги».
пространственные
свойства
предлогов.
Раздел 9. Текст
Работа над текстом
Закрепление навыка
Иметь
установления
представление о
смысловых связей
тексте. Уметь
между предложениями правильно и
9 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
6 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
5 ч.
текущий
9.2
9.3
9.4
9.5
10
10.1
10.2
10.3
10.4
в составе текста.
Знакомство с понятием
текст, его признаками:
целостностью,
законченностью.
Выделение логико
смысловых связей
текста.
Восстановление
Закреплять умение
деформированного
устанавливать
текста.
последовательность
предложений в тексте.
Восстановление текста Формировать умение
с пропущенными
точно употреблять
словами.
слова в тексте.
Пересказ текста по
Формировать умение
вопросам.
устанавливать связь
предложений в тексте.
Закрепление
Закрепить основных
пройденного материала понятий и тексте.
Раздел 10. Обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
последовательно
излагать текст.
Уметь
устанавливать
связь между
частями текста.
текущий
текущий
текущий
текущий
4ч
Выполнять задания итоговый
на повторение
слогов, слов,
итоговый
предложений
Уметь называть
итоговый
предметные,
сюжетные
итоговый
картинки
Выполнять
инструкцию
учителя
5.3. Организация логопедической работы.
Основной формой организации коррекционного логопедического воздействия
являются логопедические занятия: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Логопедические занятия проводятся с учащимся по расписанию, составленному с
учетом классных расписаний, во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность индивидуального знятия – 20 минут,
группового/подгруппового занятия – 40 минут.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основании заявления
родителей (законных представителей) при наличии заключения ТПМПК
С учётом результатов обследования устной речи, письма и чтения составляется
тематическое планирование занятий с указанием этапа, раздела, темы занятий, их
примерного количества.
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ:
- Соблюдение интересов ребенка. (Решение проблем ребенка с максимальной
пользой и в интересах ребенка.)
- Системность. (Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития.)
- Комплексность. (Всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий.)
- Непрерывность и поэтапность воздействия. (Помощь ребенку оказывается до
полного устранения проблемы.)
- Вариативность. (Создание вариативных программ в зависимости от
особенностей речевого нарушения и индивидуальных особенностей личности.)
- Обеспечение здоровье сберегающих условий. (Профилактика физических,
умственных и психических перегрузок.)
- Социально-адаптивная воздействия. и коррекционно-развивающая
направленность
5.5 Определение эффективности логопедической работы.
Требования к результатам освоения курса конкретизируются применительно к
каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и
особыми образовательными потребностями.
Эффективность логопедической работы определяется при сравнительном анализе
результатов входящей и заключительной диагностики, показывающей позитивные
изменения, полученные на выходе.
Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за
ребенком в процессе освоения программы (отслеживание положительной динамики).
Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов
педагогов, воспитателей, классного руководителя, свидетельствующих о восполнении
пробелов в знаниях в процессе обучения, совершенствовании учебных навыков и
уменьшении частоты проявления поведенческих реакций.
6. Программно-методическое обеспечение.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на основе «Инструктивно
методического письма о работе учителя-логопеда» А. В. Ястребовой, Т. П.Бессоновой
Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.
При составлении рабочих программ используются следующие методические
источники: Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда», М: Просвещение,
1991г.,
Ястребова А. В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных
классов общеобразовательных учреждений», М., Аркти, 1999 г.,
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической работы в школе»,
М., Сфера, 2007 г.,
Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и
письма» М., Аркти, 2005 г.,
Лебедева П.Д. «Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с ЗПР»,
СПб, 2004 г.,
Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М.,
Просвещение, 2012 г.